Психоэмоциональное развитие ребёнка: семь привычек

Счастливый ребёнок: 7 привычек, укрепляющих психоэмоциональное развитие детей

Каждый родитель желает чтобы их ребёнок жил в счастье и гармонии, но как их научить этому? Со взрослыми это часто бывает так: человек работает всю жизнь, достигает каких-то целей, но по мере приближения пенсионного возраста чувствует себя очень уставшим и “выгоревшим”.

Жизнь кажется уже не такой радостной как раньше. Наш жизненный опыт приводит к тому, что мы перестаём доверять людям, боимся конкуренции, чувствуем неудовлетворённость и горький вкус неудачи. Можно ли от этого защитить наших детей?

Содержание статьи:

  1. Отучить или научить?
  2. Естественный цикл взросления
  3. Эксперимент с камешками
  4. Применение в школах

Психоэмоциональное развитие ребёнка: семь привычек

Отучить или научить?

Стивен Р. Кови, американский эксперт в области психологии успеха, разработал теорию 7 привычек эффективного действия. Сам он говорил, что не изобретал ничего нового, а только собрал и назвал то, о чём говорили мудрые люди во времена Аристотеля: о счастье, успехе и жизни в гармонии.

Метод обучения, который он описал в своей книге, стали всемирным хитом. Миллионы людей, изучив труды Кови, обрели в жизни радость, внутренний мир, наладили отношения с окружающими. Кови также был весьма харизматичным оратором. На одну из его лекций пришёл директор начальной школы в Северной Каролине.

Он послушал его лекцию, затем подошёл к Кови и спросил: «Почему вы учите взрослых, как разрушать плохие привычки и не так много уделяете времени работе с детьми — то есть, не учите их с раннего детства хорошим привычкам?» Этот вопрос побудил Кови разработать метод работы со школьниками и детскими садами (программа «Лидер во мне»).

Естественный цикл взросления

По словам Кови, существует семь привычек, которые помогут обрести счастье и гармонию с окружающими. Первые три относятся к самоуправлению, следующие три — к взаимосвязи с другими.

Последняя и самая важная привычка — это регенерация и самосовершенствование. Если объединить все эти навыки вместе можно перейти от беспомощного человека, зависящего от других, к человеку независимому, который способен взаимодействовать с другими людьми и жить согласно не навязанным моральным принципам. Разве не этого мы пытаемся достичь воспитывая наших детей?

  1. Я сила. Первая привычка заключается в том, как вы думаете о себе и о мире. Она призывает взять на себя ответственность за своё счастье, почувствовать себя кузнецом своей судьбы. Воплощайте мечту в реальность, действуйте, создавайте, развивайтесь и не сдавайтесь!
  2. Разработка плана. Благодаря второй привычке мы планируем свои цели. Это не только касается долгосрочных целей на жизнь, но ближайших — цели на неделю, на месяц и на год. У детей эта перспектива довольно короткая, но даже это позволит им установить цель. Какую? Например: «Я хочу иметь эту куклу», «Я хочу забивать голы, как Пеле (известный футболист)», «Я хочу подарить моей маме на день рождения цветы». Когда у нас появляется цель, мы начинаем думать и действовать.
  3. Прежде всего работа, потом развлечение. В третьей привычке ключевым является определение расстановка приоритетов над тем, что является важным, срочным, приятным или соблазнительным. Если ребёнок сначала делает важные вещи (например, расставить игрушки по местам, вынуть посуду из посудомоечной машины), тогда он научиться быть уверенным, что не упустили ничего важного; у него появиться время на другие дела и развлечения.
  4. Каждый может выиграть. Четвёртая привычка говорит о том, что в жизни не стоит идти на компромисс. Компромисс, в понимании Кови, это когда люди сдаются, теряют и не получают удовольствия. Лучше искать такие решения конфликтов, чтобы каждая из сторон чувствовала себя хорошо и была довольна. Это очень важный навык, особенно в современном мире. Он учит нас заботиться о других, но и не забывать о себе. Благодаря этому ребенок не будет навязывать своё мнение в будущем или во всём уступать.
  5. Слушайте, прежде чем что-либо скажете. Пятая привычка позволяет хорошо общаться, без ссор, без оскорблений. Она учит внимательности, сопереживанию и уважению к эмоциям других. Если кто-то говорит с нами, не думайте только о собственном ответе, не торопитесь учить или давать советы. Самое ценное, что может дать друг или близкий человек, это понимание.
  6. В группе веселее. Каждый человек индивидуален. Мы по-разному выглядим, ведем себя, говорим. Мы знаем и можем делать разные вещи. Если кто-то отличается от вас, это не повод смеяться над ним или избегать его. Вместе мы можем создать нечто великое — именно потому, что мы разные. Шестая привычка побуждает людей разрабатывать рефлекс для поиска ценных качеств у людей и создания сплочённой и сильной команды.
  7. Время для себя. Даже если мы будем хозяевами шести привычек, мы ничего не добьёмся без седьмой. Потому что … нашей силы будет недостаточно. Привычку к повседневному укреплению здоровья и психического развития стоит прививать с самого раннего детства. Укрепление в первую очередь относиться к телу (сон, физические упражнения, здоровое питание), интеллекту (чтение, обучение, посещение музея, общение с кем-то мудрым), душе (молитва, медитация) и сердцу (контакт с теми, кого мы любим). Благодаря этому ребёнок будет легче понимать, что «время для себя» — это не просто игра на компьютере. Должно быть время для активного отдыха, игры с братом или общения с окружающими.

Эксперимент с камешками

Возьмите одну литровую банку; несколько камней, которые поместится в ней, и чашу песка или мелкого гравия. Скажите вашему ребёнку, что камушки означают важные вопросы (обязанности), а песок — это веселье и время для других удовольствий.

Сначала поместите песок, до высоты — банки, и постарайтесь поместить все камешки. Не удалось? Теперь измените порядок: сначала камни (обязанности), потом песок (удовольствия). Ребёнок удостоверится, что таким образом уместятся и камни и песок.

Применение в школах

Учебная программа, основанная на 7 привычках («Лидер во мне»), была внедрена в 3000 школах по всему миру (в основном в США, Нидерландах, Скандинавии, а также в Венгрии и в Казахстане).

Программа превращает школу в дружелюбное место, уменьшает агрессию и укрепляет социальные навыки у ребёнка.

Оставьте свой комментарий: