Психологические изменения в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст – еще один критический и сензитивный период на пути становления личности. В этом возрасте закладывается фундамент для будущей познавательной направленности к миру, оформляются важные навыки для развернутой учебной деятельности и закладывается способность к организации своих дел и саморегуляции. Ниже мы поговорим о ключевых изменениях и их значении для становления личности ребенка.

Содержание статьи:

  1. Развитие познавательной сферы
  2. Интеллектуальная рефлексия как новообразование
  3. Личностное развитие младших школьников
  4. Заключение

Психологические изменения в младшем школьном возрасте

Развитие познавательной сферы

В ходе учебы в первых классах кардинально перестраивается вся система развития детей. Активно начинает изменяться интеллектуальная компонента. Ребенок переходит со ступени конкретно-образного на уровень словесно-логических рассуждений. Вся психическая деятельность – это сложная самообуславливаемая система, в которой на каждом этапе главенствует та или иная функция. В младшем школьном возрасте – это мышление. Оно организует работу других структур (внимание, память, восприятие и т.п.) и делает их «интеллектуальными», то есть произвольными. Ребенок учится целенаправленно запоминать, сосредотачиваться и выискивать что-то. На этом этапе ребенок впервые сталкивается с настоящими отвлеченными научными понятиями.

Если дошкольники решают какие-либо задачи в опоре на непосредственно воспринимаемые свойства объекта и на «житейские понятия», усвоенные от родителей, то уже в младшем школьном возрасте дети начинают учитывать и первые оторванные от наглядного восприятия термины и значения.

Но то, как каждый конкретный школьник усваивает понятия, обусловлено системой обучения. Мышление ребенка может развиваться в трех ипостасях (на самом деле они сосуществуют, однако одна обязательно доминирует):

  • — Простое оперирование с изначально заданными свойствами предмета (это схема традиционной российской школы);
  • — Эмпирическое;
  • — Абстрактно-ассоциативным.

Развивающее обучение ставит своей целью развитие у ребенка теоретически-содержательного мышления, благодаря которому младший школьник учится понимать не просто саму вещь, но ее суть, законы ее существования и соотношение с другим предметным миром.

Интеллектуальная рефлексия как новообразование

Этим термином называется способность к осознанности содержания своих поступков и основание для них. Именно такая рефлексия становится первым этапом развития теоретического мышления. В дальнейшем, это мышление проявляет себя в виде не просто оперирования заданными правилами, но и умению раскрыть его, понять взаимосвязь тех или иных явлений.

Как мы уже говорили, происходит превращение натуральных психических функций в высшие. Память, мышление, внимание, восприятие становятся произвольными, подконтрольными и целенаправленными. Навык контроля за этими функциями обретается ребенком либо стихийно – что не очень хорошо – либо осознанно, как научение контролю за своими действиями. Внешний контроль интериоризируется (усваивается ребенком) и переходит уже во внутренний план, ребенок начинает запоминать не просто потому что «запомнилось», а для какой-то цели.

Восприятие также становится подконтрольным. Теперь ребенок учится не просто узнавать и различать вещи, но и осознанно наблюдать за ними с конкретной целью. На первых этапах деятельность восприятия направляет учитель: он помогает детям изучить какую-либо вещь или явление, указывает ученикам на правила наблюдения. Более того, учитель показывает детям, что каждая вещь – многогранна, есть ее фундаментальные и второстепенные признаки. Например, основное свойство карандаша – писать, а все остальные характеристики несущественны, хотя имеют место быть. Через учителя дети учатся как-либо фиксировать наблюдения, например, в виде таблиц или рисунков.

Теперь восприятие помогает детям устанавливать особые связи между вещами, рефлекторное восприятие превращается в осознанное наблюдение.

Вниманию ребенка предъявляются особые требования с первых дней в школе. Ребенок должен уметь изменять ракурсы своего внимания, по указанию учителя первоклассник должен уметь удерживать в поле внимания какой-либо предмет, который по сути не является непосредственно притягательным для ребенка. В младшем школьном возрасте внимание развивается по следующей схеме: от концентрации на основе созданных условий, до его самостоятельного изменения и управления им. Ребенок учится распределять, концентрировать и переключать свое внимание в течение дня.

Память также переходит под контроль ребенка, если в ее основе лежат первые примитивные логические операции. Здесь важно указать первокласснику на то, что материал должен прорабатываться и специально запоминаться, а более того – особым образом структурироваться. Например, ребенку легче будет научиться писать, если он будет знать, зачем это нужно.

Важно, чтобы учителя и родители показали ребенку его способность к запоминанию и научили приемам, которые способствуют запечатлению материала. Вот приемы, которые стоит показать детям:

  • — Специальное заучивание
  • — Активная семантическая обработка материала (например, выделение в тексте ключевых моментов, важных отрывков, составление плана последовательности и т.п.)
  • — Схематизация материала

Повторное чтение посредством разных задач при каждом перечитывании (например, вначале найти основную мысль, затем выделить героев, после – последовательность событий и т.п.)

При этом последний метод ни в коем случае не должен скатываться в зубрежку.

Важным представляется и совершенствование базового навыка чтения ребенка. Как только ребенок научился более-менее свободно читать, учителя и родители (чаще, этим занимаются именно они) должны показать ребенку различные способы чтения. Ведь изначально чтение становится учебным навыком и может быть:

  • — Просмотровое
  • — Запоминающее
  • — Изучающее
  • — Контрольное

Поскольку автор статьи является сторонником идеи развивающего обучения, то он присоединится к закономерной критики традиционного школьного подхода к работе с материалом. Во многих школах учителя развивают не истинно произвольную память, а своеобразную «школьную» форму памяти, которая строится на заучивании материала. Именно поэтому воспроизвести какой-то конкретный отрывок или идею детям бывает трудно, так как они просто не могут вычленить ее из всего текста. Поэтому представляется важным, чтобы с первых классов родители помогали ребенку осваивать теоретическое мышление, благодаря которому ребенок может самостоятельно структурировать трудный материал и легко им оперировать как в целом, так и его частями.

Личностное развитие младших школьников

Начиная с 7 лет начинает активно изменяться и развиваться сфера мотивов и потребностей ребенка, развивается его самосознание. Возникает стремление ребенка к своему самоутверждению и праву на его принятие со стороны взрослых и сверстников, принятию его учебной деятельности и ее успехов. Благодаря структурированной учебе, дети приобретают ответственность, которая начинает развиваться как личностная характеристика.

В рамках развивающего обучения познавательные стремления ребенка переходят в действия, ребенок не просто хочет узнать, он делает что-то для того, чтобы узнать это нечто. Для ребенка появляется значимость оценки его трудов родителями, педагогическим составом и одноклассниками. Формируется и начальная самооценка ребенка.

Важным представляется сказать и о навыках взаимодействия. Ребенок учится работать в команде, сопоставлять свои действия с действиями других и стремится к общему результату.

В структуре личности развиваются следующие наиважнейшие компоненты:

  • — Саморефлексия и самопознание – умение устанавливать рамки своих умений («это я могу сделать сам, а здесь мне нужна помощь», «что мне необходимо, чтобы я мог сам справиться с этой задачей?»)
  • — Внутренняя схема действия (умение четко планировать и разбивать на этапы решение задачи, видеть ее конкретный результат)
  • — Произвольность действий и их внутренний контроль

Ребенок начинает контролировать свое поведение, начинает осознавать причины, по которым это нельзя, а что-то можно. Устанавливаются различия в отношениях со взрослыми и другими детьми. Берется под контроль и эмоциональная сфера: ребенок обуздывает свои эмоции. Внешние нормы и требования интериоризируются и становятся так называемой совестью ребенка.

Начинается развитие и некоторых высших чувств:

  • — Нравственные
  • — Эстетические
  • — Моральные

Однако не стоит думать, что в младшем школьном возрасте эти чувства устойчивы: они переходящие и только-только начинают развиваться. Более того, начинает оформляться первичная критичность. Это качество важно тем, что оно действует в связке с мышлением. То есть ребенок не просто узнает новую вещь и усваивает ее, но и пытается понять, почему именно так. Здесь, как мы видим, упомянутый выше способ зубрежки наоборот снимает возможность ребенка осмыслить что-либо. В будущем этот навык развивается в стремление к поиску альтернатив и лучших путей решений, как сугубо теоретических проблем, так и житейских.

Заключение

Уровень развития новых качеств напрямую зависит от организованности и смысловой компоненты учебной деятельности. Как мы уже говорили, рефлексия ребенка может быть формализованной или содержательной, мышление может развиваться теоретически или эмпирически, а планирование и контроль по основным признакам или частным основаниям.

Таким образом, важно, чтобы родители уделяли учебной деятельности ребенка достаточно внимания, но с целью не заставить сделать что-то, а научить ребенка, как можно это «что-то» сделать лучше. К сожалению, сегодняшняя система среднего образования не всегда опирается на знания закономерностей развития детей в этом сензитивном периоде.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

Оставьте свой комментарий: