Психология детей: зачем отдавать ребёнка в детский сад

Нужен ли ребёнку детский сад?

Казалось бы, совсем недавно вы впервые переступили порог дома с маленьким свёртком на руках. Но вот уже позади первые зубки, первые шаги, первые слова… И всё чаще окружающие начинают озадачивать вас вопросом: «Когда идёте в детский сад?»

А так ли необходимо ребёнку это первое педагогическое государственное учреждение?

Если маме необходимо выходить на работу, вопрос решается просто, какие бы сомнения её ни терзали. Иначе дело обстоит, если мама не работает, ожидает или воспитывает младшего, работает дома. Есть ли в такой ситуации необходимость в посещении детского садика? Он необходим только работающим родителям или малыш тоже в нём нуждается?

Содержание статьи:

  1. Социализация
  2. Самостоятельность
  3. Режим дня и регулярное питание
  4. Развитие
  5. Адаптация к школе
  6. Ах, бабушки…

Психология детей: зачем отдавать ребёнка в детский сад

Социализация

Основной довод, которые приводят противники домашнего воспитания, — весомо звучащее слово «социализация».

Разумеется, любому ребёнку необходимо общаться со сверстниками и взрослыми вне семьи, познавать нормы общественного поведения. И детский сад идеально для этого приспособлен: здесь весь день проходит в общении, причём без активного (а порой и навязчивого) маминого присмотра. Малыши сами выбирают себе друзей, сами с ними ссорятся и мирятся, выбирают темы для игр и бесед.

Здесь в подборе коллектива случайность играет гораздо большую роль, чем в домашнем кругу, когда для общения доступны только дети родственников и друзей родителей, отношения с которыми находятся под контролем.

То есть если кроха не посещает детсад, это вовсе не означает, вто он станет похожим на запутанного зверька, никогда не видевшего других детей. Но вот о разнообразии общения стоит побеспокоиться.

Спектр возможностей общения малышей огромен: от детской площадки во дворе до кружков и развивающих центров.

Общение общению рознь. Если ребёнок относится к застенчивым деткам, которые не могут дать отпор обидчикам, то коммуникативный опыт в детском саду он приобретёт, скорее всего, негативный. Ведь воспитатель не всегда станет разбираться, кто прав, кто виноват, не научит, как дать отпор или сдержать себя при обиде, как потом наладить отношения не в ущерб своим интересам.

Обучение успешному поведению ребёнка в группе входит, прежде всего, в обязанности родителей. И основным его навыкам стоит уделять внимание невзирая на то, посещает ли малыш детское дошкольное учреждение или нет.

Ходят легенды о том, как малыши приносят из детского сада «плохие слова» и навыки поведения, почерпнутые от детей из неблагополучных семей.

К сожалению, чрезмерная опека не является панацеей от таких бед. Ребёнок не сможет постоянно находиться рядом с вами, и полностью оградить его от неблагоприятной социальной среды невозможно. Однако родителям под силу воспитывать ребёнка так, чтобы он четко осознавал разницу между плохим и хорошим. Суть не в том, чтобы запретить ребёнку повторять плохое слово или плохой поступок, а в том, чтобы ему не пришло в голову сделать это самому.

«Чем раньше ребёнок столкнется с трудностями реальной жизни, тем лучше», — считают некоторые родители, имея в виду не только пятилетних «террористов», но и крикливых нянечек, и раздражённых заведующих, и несправедливых музработников. Вряд ли это действительно необходимо. Ведь и в армии вполне можно обойтись без ужасов дедовщины и непрофессионального поведения старших по званию: умению защищать Родину и гордости за это они, несомненно, вредят. Но служба в армии — гражданский долг взрослого. А кому и что должен ребёнок? Соседям, бабушкам, вашим подругам? С какой стати он должен переносить ненужные тяготы, чтобы отвечать субъективным представлениям о «чужом идеальном ребёнке»?

Самостоятельность

Следующий аргумент, звучащий в пользу детского сада, — самостоятельность. Малыши, не умеющие обслуживать себя сами, после нескольких недель, проведённых в саду, начинают так или иначе пользоваться столовыми приборами, горшком, одеваться и раздеваться, послушно ложатся спать днём и лежат тихо-тихо… И это удобно для родителей, которые лишены педагогического дара и силы воли. Полезно это и для малышей, которых дома подстерегают любвеобильные бабушки, готовые кормить их с ложечки до совершеннолетия.

Однако порой такая самостоятельность не связана с естественным развитием ребёнка. Раннее взросление в саду стимулируется тем, что у малыша просто нет иного выхода. Воспитатель физически не в состоянии одновременно переодеть на прогулку ораву потеющих, кричащих и увёртывающихся карапузов. Результат такой самостоятельности — затяжной стресс и, как следствие, бесконечные болезни. Если эти симптомы наблюдаются у вашего крохи, обратите внимание на его бытовые навыки, не отдавая обучение на откуп «чужой тёте».

Разумеется, никто из малышей, будучи здоров и подрастая в семье со здоровы ми отношениями, до школы в подгузниках ходить не 6удет и соской не воспользуется. Но навык «командования» шнурками, застёжками, ножом и вилкой требует систематического развития. И постарайтесь, позволяя малышу самому одеваться на прогулку, проявлять терпение — только представьте себе, что у вас их двадцать!.

Режим дня и регулярное питание

В детском саду малыши живут строго по режиму:

  • — утренним подъём,
  • — зарядка,
  • — завтрак,
  • — прогулка,
  • — обед,
  • — дневной сон,
  • — полдник,
  • — прогулка или физкультминутка,
  • — ужин и снова прогулка всегда в одно и то же время.

Чёткий график полезен для нервной системы и физического состояния организма, а также дисциплинирует. Особенно полезен здравый подход к режиму в семьях, где в выходные малыш просыпается и засыпает бессистемно и ест весь день только сладости.

Однако стандартный режим государственного учреждения не учитывает индивидуальных особенностей ребёнка. Кому-то жизненно необходимо поспать на час дольше (ему родители и школу подберут с началом занятий в 9.00), а кто-то совершенно неспособен на дневной сон. При домашнем воспитании родители могут спланировать режим дня ребёнка, учитывая все нюансы его развития.

И немного о еде. Наверняка у многих взрослых есть блюда, которые они не едят в память о детском садике. Всё же у заботливой мамы гораздо больше возможностей сделать питание малыша более разнообразным, вкусным и полезным.

Развитие

«Ребёнок должен развиваться», — скажут противники «сидения дома». И в саду дети лепят, рисуют, занимаются аппликацией и поделками, а также хореографией и физкультурой. В старших группах детвору начинают готовить к школе.

Разумеется, заинтересованные родители смогут организовать развивающие занятия самостоятельно, проявив навыки ответственного планирования. Ведь развитие в этом возрасте должно быть разносторонним, без перекосов в сторону только рисования или лепки в ущерб подвижным играм (разве в квартире можно вволю побросать мячик?). Придётся неизбежно прибегнуть к помощи профессионалов, записав ребёнка в развивающий центр.

Адаптация к школе

Развивающие центры, кружки, секции — здесь действуют те же правила. Но подчиняется им уже подросший малыш, понимающий, зачем он это делает.

К тому же из собственного опыта мы знаем, что посещение садика — отнюдь не панацея от школьных проблем. Если с воспитательницей повезло, малыш с радостью побежит с утра в садик и вечером не захочет уходить. Но проблемы с учительницей это не решит.

Итак, очевидно, что ребёнок нуждается не в том, чтобы перед ним поставили тарелку супа и вывели на улицу, кто бы это ни делал. Ребёнок нуждается во внимании, здоровом образе жизни, гармоничном развитии, тепле, ласке и любви. Выходит, детский сад нужен, если родители из-за работы или по другим причинам не могут в полной мере ему этого предоставить. Именно поэтому так важно честно и ответственно взвесить все «за» и «против», прежде чем принимать решение.

Ах, бабушки…

А если есть возможность оставить ребёнка дома с бабушкой? Что ж, если малыш чувствует себя с ней психологически комфортно, у них хорошие отношения и, как говорится, все довольны, то почему бы и нет?!

Однако если бабушка предпочитает играм и развивающим занятиям с внуком просмотр криминальной хроники или бесконечных сериалов, не соблюдает установленный родителями режим сна и питания, а по вечерам жалуется на свою крайнюю загруженность, «плохие гены» малыша и неблагодарность среднего поколения, то стоит проявить настойчивость и подобрать ребёнку хороший садик.

Ребёнок — уникальная личность, а не домашний питомец, призванный скрасить одиночество представителей старшего поколения, и не «результат выполненного перед обществом женского долга». И спрашивать за его воспитание и успешное будущее будут отнюдь не с бабушки или воспитательницы детского сада. Не забывайте об этом.

Оставьте свой комментарий: