Психология ребёнка: метод томатис-терапия для детей и взрослых
Томатис-терапия: целебное слушание для детей и взрослых
Ранее мы уже касались темы целебных звуков, а именно – биоакустической стимуляции. Продолжая рассказывать о современных, и частично экспериментальных методах лечения-развития детей при некоторых психосоматических и психологических проблемах мы расскажем о таком методе, как томатис-терапия.
Что такое метод томатиса? Формально – это обучение ребенка навыкам слушания. Рекомендуют применение этого метода обычно не психологи, а врачи-специалисты по детской неврологии, однако при наличии сведений о наличии психологических сложностей у детей невролог также может порекомендовать использование томатис терапии. В ходе сеансов ребенок развивает естественные навыки слушания за счет стимуляции мышц уха. В ходе такой аудиовокальной тренировки звуковые колебания передаются к внешнему уху по двум каналам, что попеременно приводит к рассалблению-напряжению мышц.
Более того, ребенок не просто слушает звуки – в наушниках для проведения терапии применяются небольшие вибраторы, которые стимулируют теменную и височные области черепной коробки, что способствует некоторому «ускорению» слухового сигнала в нервной системе.
В чем уникальность метода? В том, что он тренирует естественный навык человека – непроизвольное слушание. Впоследствии ребенок будет способен лучше управлять своим слухом.
Возможно, у читателей возник резонный вопрос: как тренировка уха связана с развитием ребенка, а уж тем более с лечением каких-либо заболевания? Читайте об этом ниже, но вначале обратимся к краткой истории метода и особенностям слуховой системы.
Содержание статьи:
- Исторический экскурс
- Кому назначают и как подбирают
- Как это работает?
- Видимые эффекты терапии
- Долгосрочные результаты
- Важные дополнения
- Как работают томатис-центры?
- Заключение
Исторический экскурс
Альфред Томатис (1.1.1920-25.12.2001) – французский врач-отоларинголог, разработавший и развивавший одноименный метод терапии. Большую часть своей карьеры он посвятил изучению взаимосвязи речи и слуха, а, следовательно – навыкам слушания и коммуникации. В 1957 и 1961 годах Томатис представил свои исследования Парижской Академии Наук и медицинской ассоциации.
Основные три открытия стали известны в медицинской среде как «законы Томатиса»:
- голос способен воспроизводить только те тоновокальные характеристики, которое слышит ухо;
- при изменении в процессах восприятия речи изменяется и вокализация голоса;
- путем аудиостимуляции возможно изменение в долгосрочной перспективе фонации (голосообразования) речи.
Сегодня дело Альфреда Томатиса продолжает организация по развитию этого метода Tomatis Developpement S.A. В русскоязычном сегменте интернета есть их ресурс. Благодаря деятельности этой организации метод не только популяризуется, но и развивается с научно-технической стороны. Сегодняшние аппараты для томатис терапии существуют и в портативных вариантах, а знания о развитии слуховой коры существенно обогатили и уточнили работу со звуком.
Кому назначают и как подбирают
В большинстве медицинских центров, работающих с этим методом, врач-невролог в индивидуальном порядке подбирает курс лечения, учитывая особенности развития и состояния ребенка. Существуют и центры, где метод томатиса является центральным в лечении, а в сопровождении коррекции ребенка принимают врачи разных специальностей, включая и физиотерапию, массажи, ЛФК-реабилитацию, логопедические отделения и психологические консультации. Такой комплексный подход позволяет вывести всю терапию на предельно высокий уровень.
Итак, томатис терапия назначается для детей:
1. с задержкой развития речи;
2. алалиями;
3. аутизмом (вспомогательный метод);
4. заиканием;
5. прочими речевыми проблемами.
Среди тяжелых проблем метод применяется к:
1. детям с синдромом дефицита внимания и геперактивностью;
2. с синдромом Дауна и другими формами когнитивного снижения;
3. ДЦП;
4. проблемам со сном;
5. эмоциональным проблемам.
Более того, метод томатиса применим к детям, которые испытывают сложности при различении звуков высоких частот.
Результирующей терапии, как правило, является улучшение навыков слушания, что опосредованно влияет на речевую активность, а, следовательно, и навыки коммуникации. Активное развитие этих позволяет задействовать потенциал ребенка по максимуму. В любом случая, невролог, работающий с этим методом, составит индивидуальную программу и будет проводить скрининг ребенка в ходе всего лечения.
Как это работает?
Итак, ключевое воздействие направлено на органы слуха в частности, и на всю слуховую сенсорную систему – в общем. Известно, что ухо воспринимает звук двумя путями – через костные вибрации (при жевании, например) и через вибрации воздуха. Первый этап рождения звука – это прохождение воздуха через барабанную перепонку, которая резонирует и отправляет сигнал к мышцам стремечка и молоточка. Далее сигнал уходит во внутреннее ухо через средний отдел. И уже в улитке уха колебательный сигнал звука превращается в электрический импульс, который по нервным путям попадает в первичную, вторичную и затем третичную кору головного мозга.
Для заинтересованных читателей: чтобы узнать, как локализован слух в коре мозга, обратитесь к книге Хомской Е.Д. «Нейропсихология», 4-е издание, стр.179-191, а также обратитесь к карте полей Бродмана. За слух отвечают 41, 42 и 22 поля головного мозга.
Таким образом, происходит полная и естественная стимуляция всей слуховой сенсорной системы. А, следовательно, задействованы и другие отделы мозга.
История развития метода доказала его эффективность и уникальность, сотни тысяч детей по всему миру ежегодно проходят коррекционные программы с применением этой методики. В России также накопился большой опыт применения этой методики.
Вернемся к нейроанатомии. Касалось бы, как тренировка слуховых навыков может помочь детям с моторными нарушениями? Координация движений и положения головы, рук и туловища в пространстве происходит посредством вестибулярного анализатора. Но человеческий мозг очень экономичен и большая часть этой системы находится во внутреннем ухе и неразрывно связана со слуховой системой. Именно поэтому многие люди с травмами мозга в области уха и коры, могут испытывать проблемы с координацией движений.
Посредством метода томатиса ребенок не просто учится «правильно слушать», но и попутно улучшает крупные двигательные навыки. Развивается моторная составляющая и появляется чувство ритма: и движения, и звука. Дети начинают лучше координировать свои действия в пространстве и лучше чувствуют свое тело, а последовательная тренировка двигательных и слуховых навыков заставляет мозг работать активней.
Результаты терапии связаны не только с развитием навыков говорения, но и с умением лучше понимать речь, «пережить» свое тело так четко, как до этого им не удавалось. В ходе сеансов (в классическом варианте) ребенок слушает специально отобранные классические произведения (в частности – Моцарта из-за особой структуры звука), а также григорианское пение. Однако применяются и другие музыкальные произведения. Основной принцип – в звучании должны размеренно чередоваться звуки высокой и низкой частот для оптимального переключения коры мозга.
Лечение помогает и детям с задержками психоречевого развития, психического развития, а также с некоторыми моторными нарушениями.
Видимые эффекты терапии
Этот раздел составлен на основе отзывов родителей, чьи дети проходили аудиовокальные тренировки томатиса, а также сюда включены и отзывы взрослых клиентов.
- — развитие речевых и двигательных навыков: четкая артикуляция речи, уменьшение тремора, лучшая координация действий (неуклюжесть пропадает);
- — усиление эффекта психотерапии и лечебной педагогики для детей с задержками психического развития;
- — повышение коммуникабельности и доступности детей-аутистов;
- — постепенное снижение частоты заикания, дислексии и дисграфии;
- — улучшение эффектов терапии СДВГ;
- — повышение уровня контроля над вниманием;
- — развитие навыков понимания письменного текста;
- — улучшение навыков восприятия устной речи (письмо под диктовку);
- — общее улучшение слуха;
- — взрослые отмечали ослабление депрессивных симптомов и снижение стресса.
Самое важное здесь – это помощь в развитии речевых навыков. Во-первых, недоразвитие речи заметно уже в раннем возрасте и существенно влияет на социализацию ребенка. Следствием этого становится снижение социальной компетенции, падение общего уровня развития. Позже это может привести к серьезным трудностям в обучении и постановке неверных диагнозов об интеллектуальном снижении. На этом фоне у детей может развиваться стресс-депрессивная симптоматика. Это комплексная проблема, которая требует комплексного лечения, а метод томатиса помогает не просто снять симптомы проблемы, но и помочь в развитии отстающих функций.
Также отмечается эффективность метода в борьбе с негативными симптомами аутизма. Однако отмечу, что, несмотря на реальную эффективность в работе с этой проблемой, метод томатиса не должен оставаться единственным в лечении детей с РАС. Подробнее о проблемах детей-аутистов можете почитать в отдельных статьях.
Долгосрочные результаты
Итак, мы рассказали о частных навыках, развивающихся в ходе лечения. В большинстве своем развиваются так называемые школьные или учебные навыки. Это важно, поскольку ребенок постепенно начинает включаться в процесс учебы не как отстающий член, а как полностью адаптированный ученик.
Также стоит отметить саму атмосферу проведения лечебных сеансов. Задумайтесь, а любят ли дети вообще посещать врачей? Маловероятно – это скучно, иногда страшно, да еще и пугает. Однако в ходе типового сеанса по методу томатиса ребенок может преспокойно заниматься любимыми делами – играть, рисовать, заниматься лепкой или даже работать с песком. К слову, многие профильные центры обеспечивают кабинеты для томатис-процедур огромным количеством игрушек и специализированными арт-терапевтическими инструментами. Очевидно, что это тоже дает свой результат, хотя специально этот вопрос не изучался. В любом случае – дети не то, что не скучают, они радуются во время сеанса.
Многие специалисты в этой области отмечают, что у многих детей-аутистов с ограниченным словарным запасом уже по окончанию первой сессии (это порядка 15 сеансов) начинает активно обогащаться словарь, появляется устойчивый зрительный контакт, игры приобретают нормальный характер, увеличивается число игровых действий и любимых игрушек, а внутри семьи ребенок становится более контактным.
Также томатис терапия показывает длительные и устойчивые результаты в коррекции таких проблем, как диспраксии, дисфазии, проблемы со счетом и орфографическим строем речи. Соответственно, это также влияет на школьную успеваемость и расширяет потенциал развития ребенка. Важно отметить, что эти нарушения связаны с нейрологическими особенностями развития мозга, если у ребенка не было травм головы или нейроинфекций. Метод томатиса, как и биоакустическая стимуляция, помогает не просто научить ребенка жить с этими симптомами, а реально влияет на мозговые источники этих проблем, постепенно уменьшая остроту патологии.
Другая проблема, о которой мало кто догадывается – это гиперчувствительность детей с аутизмом (и иногда – гиперактивностью) к звуковым раздражителям. И это остается проблемой, пока ребенок не понимает, как использовать свой чрезмерно развитый слух. А задача томатис-подхода научить ребенка управлять этим навыком. Опыт показывает, что после прохождения курса томатис терапии дети либо начинают лучше управлять своим слухом, либо чувствительность к звуку нормализуется, и ребенок начинает выделять в непрерывном звуковом потоке только смыслообразующие звуки. Более того, ребенок учится направлять свой слух (например, услышать голос конкретного человека в галдящем помещении). Проще говоря, если раньше дети слышали, но не «знали», куда послать звук и как его обработать, то после томатис лечения этот навык появляется. И он остается с ребенком навсегда.
Важные дополнения
Проблемы гипер- и гипотонуса мышц, быстрой истощаемости, рассеянного внимания, а также проблемы с памятью также оказываются податливыми этому лечению. Важно отметить, что подобные проблемы – это вторичные (и даже третичные) следствия слабости нейронных связей в мозге. Например, память. Ребенок может не запоминать материал просто потому, что он не может фокусировать внимание на нем. А проблемы фокусировки связаны со слабостью и истощаемостью ресурсов мозга. Метод томатиса работает напрямую с источником проблем.
Благодаря такому лечению у детей появляется дополнительный потенциал к любой деятельности, повышается «психическая выносливость». Полный эффект от лечения может оценить консилиум из детских психологов, неврологов, педагогов, физиологов. Безусловно, комплексный эффект не приходит сразу, для этого требуется время, однако создается благоприятная база для развития ребенка.
Основной курс терапии состоит из трех сессий-блоков, между которыми делается длительный перерыв. Перерыв в сеансах является важной частью, поскольку помогает мозгу окончательно установить новые нейронные связи и оптимизировать применение новых навыков, а ребенку – научиться применять их ежечасно. При этом важно, что чем больше видимых проблем у ребенка, тем больше требуется сеансов. Это связано с тем, что под каждую проблему составлен определенный «плей-лист», который целенаправленно влияет на конкретные навыки.
И еще раз отметим, что метод томатиса направлен на развитие естественных навыков ребенка, на интеграцию слуховой системы в общую деятельность мозга. А это значит, что полученный эффект закрепляется пожизненно. При этом также отметим, что этот метод может применяться и с большинством случаев травм головного мозга.
Как работают томатис-центры?
Детское отделение восстановительного лечения и диагностики медицинского центра “Московия” работает в следующих направлениях:
Все крупные центры томатис терапии – это заведения с комплексным лечением. Легче всего найти организации, занимающиеся лечением:
1. ДЦП;
2. СДВГ;
3. аутизма;
4. неврозов;
5. речевых задержек;
6. проблем с эмоциональной регуляцией и поведением;
7. проблем с общением;
8. школьных проблем (учеба);
9. проблем внимания;
10. моторных проблем;
11. слуховых нарушений.
В большинстве своем все подобные центры функционируют по принципу реабилитационных организаций. В рамках курса лечения могут совмещаться методы микрополяризации, томатис, БАС, традиционный психотерапия и тренинги, неврологическое и педиатрическое лечение.
Заключение
Несмотря на то, что я специалист из конкурирующей среды, я не могу не признать эффективности томатис терапии в лечении различных психологических и нейропсихологических проблем у детей. В тоже время стоит отметить, что в лечении детей нельзя полагаться лишь на один метод. Например, томатис действительно помогает на нейронном уровне, оптимизируя деятельность мозга. А мозг – это основа реальной активности и жизнедеятельности человека.
Чтобы развивать мозговой потенциал ребенка, его надо применять в реальной деятельности. В случае аутизма стоит включить и третий этап – «безопасные пробы» новых навыков в психотерапевтической среде, где ребенок может не бояться оценки, критики или встречной агрессии.
И наконец, не стоит списывать со счетов и таблеточное лечение. При тяжелых проблемах томатис способна уменьшить количество требуемого препарата, но не заменить его. Не будем забывать о том, что самое важное в любом лечении ребенка – это конечный эффект.
автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва
На нашем сайте https://Love-mother.ru Вы можете задавать свои вопросы психологу по интересующим Вас вопросам через комментарии под статьёй. Вам будет выслан ответ на, указанный вами, адрес электронной почты и опубликован в комментариях.
Оставайтесь с нами! Всегда рады Вас приветствовать на нашем сайте!!!