Психомоторное развитие детей от 2 до 7 лет

Психомоторное развитие детей от 2 до 7 лет

Содержание статьи:

  1. Развитие на втором году жизни
  2. Дошкольный период. От 3 до 7 лет

Развитие на втором году жизни

Сенсорика. Становятся избирательными, дети точно определяют модальность стимула. Развивается восприятие геометрических структур и пространственных отношений.

Моторика. Активно развиваются схемы движения, ребенок любит «путешествовать» по комнате. Равновесие практически полностью оформилось, походка становится тверже и уверенней. Ближе к началу четвертого года жизни ребенок умеет самостоятельно передвигаться по лестницам. Безусловно, вначале ребенок делает это при помощи родителей. Способен вскарабкиваться на кресла, стулья. Происходит моторное овладение руками и ногами, ребенок способен точно схватывать предметы, направленно бросать их. В этот же период ребенок еще лучше овладевает ложкой, может питаться с ее помощью сам. Развивается мелкая пальцевая моторика, способен листать газеты, перебирать листы. Четко координирует движения, о чем говорит возможность составления башенок из игрушечных кубиков.

Речевое развитие. Запоминает первые имена и обозначения вещей. Словарный запас увеличивается в пределах 70 слов, понимает базовые временные и пространственные слова, вроде «там», «потом». В речи доминируют имена существительные, строится она по типу восклицательных предложений. Впервые происходит разделение в речи Я и не-Я, используются личные местоимения. Оформляются первые несложные предложения, могут быть несогласованными.

Психика. Способен воспринимать речь, направленную в его адрес. Развиваются активные формы игры. Зарождается первичный интерес к другим детишкам, появляется различное отношение к разным людям. Ввиду установления равновесия ребенок начинает «осознавать» свое тело. Появляются имитационные игры.
Развитие на третьем году жизни

Сенсорика. Происходит разграничение ведущих частей тела (глаз, рука, нога). Обычно это правостороннее формирование, однако могут появляться и полные левши (не путать с леворукими, левоглазыми и левоногими). Ребенок уже способен устанавливать базовые характеристики объектов:

  • 1. Вес
  • 2. Геометрическая структура
  • 3. Размер
  • 4. Цвет

Способен синтезировать разрозненную информацию в единую структуру, как пример: способен собирать детские пазлы.

Моторика. Оттачиваются навыки баланса и в динамике, и статике. Ребенок способен ходить с тяжелыми предметами в руках не падая. Уже самостоятельно взбирается по лестнице, однако шаги еще не поочередные, а приходятся на одну ногу, чаще – ведущую. Способен схватывать предметы налету, удерживая равновесие (игры в мяч). Развивается моторика ладони и утончается работа пальцами. Формируется первый навык самообслуживания – самостоятельное питание, умеет пользоваться и ложкой, и вилкой.

Речевое развитие. Проявляет интерес к историям и сказкам, уже понимает домашнюю речь, способен выстраивать логичные словосочетания, разворачивая их. Развивается форма взаимного общения со взрослыми посредством речи.

Психика. Третий год жизни – становление речевого общения, период его усложнения и развертывания. Благодаря развитию речевых навыков оформляется мышление. Также, благодаря появлению речевого общения, зарождается акт познания при помощи сенсорных систем. Появляется способность устанавливать взаимосвязь между объектами по типу причина – следствие. Ребенок учится обобщать и группировать предметы на наглядно-конкретном уровне. Ребенок дифференцирует себя от окружающего мира и родителей, понимает себя как «Я». Ближе к началу пятого года жизни, ребенок способен говорить о себе в первом лице. Появляется стремление к общению со сверстниками. Эмоциональные переживания различны для разных людей (этого люблю, а этого нет).

Дошкольный период. От 3 до 7 лет

Моторика. За счет развивающейся игры совершенствуются и двигательные навыки. Оттачиваются точечные движения и пальцевая моторика. Но совершенство развития еще не достигается. Например, дети до конца этого периода еще не в состоянии выполнить неврологические пробы на координацию (поднести с вытянутых рук палец к носу с закрытыми глазами и т.д.)

Речь. Речь все больше напоминает речь взрослых, однако дети могут ошибаться в точном звучании, некоторые звуки проходят длительный этап становления. На этом этапе важно общение с ребенком – общение в игре. Через совместную игру совершенствуется коммуникативная функция речи, ребенок увеличивает активный словарный запас. К 6 годам средний словарь малыша насчитывает порядка 3500 слов. Важно, чтобы ребенок не просто общался. а общался с правильно говорящими, поскольку функция подражания еще выражена. Совсем не обязательно разговаривать литературным слогом, но каждое предложение нужно выстраивать грамотно и четко, а слова произносить – внятно.

На этом этапе речь становится высшей психической функцией, она начинает регулировать деятельность ребенка, выступать как средство познания.

Психика. И опять об игре: если речь – главное орудие этого периода, то игра – это деятельность, в котором это орудие применяется. Более того, через игру ребенок интериоризирует (усваивает) нормы и правила общественного поведения, учится понимать, что хорошо, а что плохо. Здесь же формируются базовые умения самообслуживания: ребенок способен раскладывать свою одежду, убирать ненужные игрушки.

Восприятие в раннем возрасте не оформлено как частный психический процесс, оно существует только как элемент системы деятельности. У дошкольников оно начинает выделяться в отдельный процесс, становится вторым орудием познания. Однако проводить систематическое наблюдение дошколята еще не в силе. Выражается это в том, что ребенок не способен абстрагироваться от конкретных свойств предмета, его внимание приковывает какая-нибудь яркая деталь, в то время как функция этого предмета не играет для него роли. Однако при постоянном общении со сверстниками (в детских группах, саду) способность к наблюдению активно развивается, ребенок задается вопросом о смысле вещи. Также дети начинают понимать простенькие ситуации: (Он не сделал что-то, потому что…).

Дети в этом периоде обладают отличной памятью на образы. Лучше всего поддается запоминанию то, что заинтересовало детей или вызвало сильные эмоции (в том числе и негативные). Именно поэтому дети могут буквально дословно запоминать стишки, что ошибочно приписывается родителями к талантам и гениальности. К сожалению, это не так, у дошколят память еще не выделилась в отдельную функцию, а всего лишь служит автоматическим механизмом. Однако, развитие речи развивает и такую автоматизированную память, что позже может перейти в способность схватывать налету.

Увеличиваются кругозор и представления. Ребенок отчасти понимает причинно-следственные отношения, что переводит развитие мышления на новый этап. Недаром этот возраст назван возрастом «почемучек», дети могут буквально засыпать родителей вопросами. В них выражается и особая тяга к познанию. К началу 7-8 года дети учатся устанавливать простейшие логические отношения, а благодаря им синтезируются первые групповые понятия, ребенок учится обобщать предметы. Первые выделяемые классы предметов – это вещи, встречающиеся в обиходе ребенка, а также методы и цели их использования. Ближе к границе этого периода дети создают первые абстрактные категории, вроде «животные», «люди», «мебель» и тому подобное. В норме – формируется интерес к учению и желание расширить кругозор, формируются первые интересы.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

Оставьте свой комментарий: