Развитие детей: как научить ребёнка играть самостоятельно

В этой статье даны рекомендации родителям, желающим чтобы их ребёнок играл и умел занимать себя самостоятельно

Мечта любого родителя — ребёнок, который всегда сам может найти себе интересное (и безопасное) занятие! К сожалению, так везёт не всем.

Но в везении ли дело? Часто мамы и папы сетуют на «доставшегося» им сорванца или нытика — не можем, мол, и на минутку оставить или напакостит, или будет ходить приставать! На самом деле достается здесь не некая неизменная данность, а результат воспитания и обучения, потому что умение играть самостоятельно — это навык. Как и тысячи других навыков, он не наследуется, а даётся (или не даётся) ребёнку в процессе взаимодействия его с родителями.

Развитие детей: как научить ребёнка играть самостоятельно

Начинать учить занимать себя надо как можно раньше, буквально с младенчества (!). И сделать это гораздо проще, чем можно подумать.

Для начала стоит обратить внимание на те занятия, которые хоть сколько то ребёнка увлекают, вызывают интерес и удерживают этим его внимание. Поначалу эти игры могут предполагать ваше обязательное присутствие и непосредственное участие. Постепенно уступайте ребёнку те действия в игре, которые он научился с успехом выполнять самостоятельно — этим вы и закрепите его непосредственный (предметный, логический, речевой) навык и, что в нашем случае особенно важно, подогреете интерес к самостоятельным попыткам.

Чрезвычайно важно не допускать резкой критики при неудачах и уметь выражать одобрение при успехе. Если у ребёнка что-то не получается, просто аккуратно помогите ему (не сразу), а при удаче не делайте свою похвалу слишком наигранной — просто порадуйтесь вместе с малышом.

Это та основа, база, на которой держится интерес и увлечение ребёнка любым делом — в начале пример, участие, интерес значимого взрослого является необходимым условием для того, чтобы ребёнок начал осваивать какое либо занятие. По мере взросления то, что ребёнок повторял за взрослым (получая при успехах его одобрение) начинает вызывать личный интерес — желание сделать самостоятельно и как можно лучше.

Игра всё чаще начинается по инициативе ребенка, увеличивается продолжительность самостоятельных действий, и, по мере усложнения элементов действий, ваше присутствие требуется всё меньше. Со временем малыш начинает звать взрослого уже не столько для самой игры, сколько для демонстрации результатов («Мам, посмотри что я построил/нарисовал/слепил!»).

Очень важно не форсировать события и не исчезать из игры раньше времени, раньше, чем ребёнок сам проявит желание играть самостоятельно. Это произойдёт тем раньше, чем тщательнее вы будете выполнять базовые правила игр. В то же время, если вы начнёте игнорировать просьбы уже без вас играющего ребёнка подойти посмотреть на его старания, интерес, и, соответственно, попытки к самостоятельным занятиям могут угаснуть.

То есть постепенно отдавая ребёнку независимость в играх, крайне необходимо продолжать подпитывать его своим вниманием, иногда и самостоятельно интересуясь его делами, выражая своё одобрение или сомнение, искренне делясь впечатлением. Надеяться на то, что ребёнок за один день, как по щелчку перестанет вас беспокоить — глупо. Больше всего беспокоят родителей бесконечными просьбами поиграть или специальным саботажем как раз те дети, которые чувствуют дефицит внимания. Чем более уверен ребёнок в том, что вам небезразличны его увлечения, тем спокойнее он будет ими заниматься.

Таким образом, рецепт самостоятельных игр ребёнка прост: постепенный (!) уход из изначально совместных занятий на фоне внимательного и дружелюбного внимания. Если в ваших взаимоотношениях нет особых проблем, то этот метод обязательно будет иметь успех.

Оставьте свой комментарий: