Развитие детей: как тайм-менеджмент для отличной учёбы
Как наука тайм-менеджмент может помочь правильно распределять своё время? Почему важно ставить перед собой цель и записывать её? Как создать благоприятные условия для учёбы? Чем опасны «поглотители времени»? Как научиться «чувствовать время»? Как контролировать и планировать свою учёбу? Как спланировать свой отдых?
На дефицит времени жалуются многие, люди разных профессий и материального достатка: начиная от президента, руководителя предприятия, и заканчивая нерадивым студентом, домохозяйкой.
Каждый хотя бы раз задавал себе вопрос: «Почему времени ни на что не хватает?» Ответ очевиден: большинство из нас не умеют жить с ним в ладу. Существует множество примеров, когда люди от природы одарённые, здравомыслящие, не смогли реализоваться, воплотить в реальность свои проекты по причине неумелого, нерационального использования временных ресурсов.
Учителя также заверяют, что в своей педагогической практике не раз встречали умных и талантливых учеников, умеющих нестандартно мыслить, находчивых, которые плохо учились, только потому, что у них не получалось распределить правильно время.
Люди часто сетуют, что время превращается для них в безжалостного врага. Как же передовикам производства, отличникам учёбы удаётся заполучить к себе в друзья время? Они способны эффективно распоряжаться подобным ценным ресурсом, каждый час, каждую минуту, да что говорить, даже секунду, используют умело и строго по делу. Отсюда складывается довольно жёсткая, но справедливая истина: «Только человек везде успевающий, поистине успешен». А успевают только тогда, когда всё выполняют вовремя.
Можно задаться вопросом: «А как успевать?» На подобный вопрос может ответить наука, занимающаяся управлением времени – тайм-менеджмент. Согласно его теории, для искусного распоряжения временем, необходимо взять под контроль три основных элемента:
- — стратегию,
- — технологию,
- — эффективность.
Чтобы стало понятнее, приведём наглядный пример. Отправляясь в путешествие, прежде всего вы определяете цель, задаёте маршрут, то есть разрабатываете стратегию. После вы будете решать, на чём будете «добираться» до цели (на автомобиле, самолётом), таким образом, вы выбираете технологию достижения цели. Конечно, вам захочется добраться до цели, затратив при этом как можно меньше сил, денежных средств, времени, тем самым добавив эффективности вашей поездке.
Важно учитывать все три элемента при планировании дальней поездки; в противном случае вы приёдете не туда, либо не вовремя, либо путешествие затребует у вас дополнительных финансовых вложений. Подобным образом можно спланировать решение любой задачи.
Содержание статьи:
Стратегия
Вашему ребёнку необходимо повысить успеваемость или он мечтает стать отличником? Помогите ему спланировать процесс воплощения мечты. На первом этапе важно определиться с целью, а именно сконструировать образ желаемого будущего (к чему он мечтает прийти, чего хочет добиться, какой жизни получить в итоге).
Если человек видит свою цель, он сможет дойти до неё, не сбившись с пути, правильно рассчитать собственные силы. А определившись с иерархией целей (что называется «от цели на очередной рабочий день до цели всей жизни»), можно значительно облегчить и сделать короче путь к ним.
Что должен сделать ученик? Пусть ваш ребёнок заведёт красивую тетрадь или блокнот, в котором на титульном листе большими буквами напишет то, что для него действительно важно: «Я хочу окончить школу с золотой медалью». Это станет для него глобальной, конечной целью. Но чтобы было легче её воплотить в жизнь (чтобы она стала конкретной, реальной и понятной), необходимо обозначить несколько промежуточных, сопутствующих вех («подцелей»). Тогда ребёнок при достижении определённой, промежуточной цели будет убеждаться в том, что он не свернул с пути, и двигается в правильном направлении.
Далее сформулируем несколько предварительных, переходных целей, без которых невозможно стать отличником. Вот одна из них: «Повысить успеваемость по предметам, относящимся к точным наукам».
Можно уточнить, и разбить на этапы даже такую промежуточную цель.
- — Получать отличные отметки по алгебре.
- — Получить пятёрку за год по геометрии.
- — Стать отличником по информатике.
Технология
Следующий этап знаменует собой использование инструмента, помогающего экономить время. Под таким инструментом рассматривают систему учёта времени, с её помощью чадо сможет выслеживать «исчезающее» время.
Чтобы время всегда было под контролем, важно выполнить следующие действия.
- Оценить, насколько грамотно растрачивается время.
- Найти его резервы.
- Научиться «чувствовать время».
Следует справиться с главными недругами времени, а именно с его «поглотителями». О чём речь? При выполнении какой-либо работы, человек периодически отвлекается от основного занятия, на посторонние дела, не имеющие с ним ничего общего. Учащийся при решении теста или написании сочинения, отвлекаясь, теряет ход мысли, не может сконцентрироваться, и тем самым тратит на выполнение задания больше времени.
Чтобы решить подобную проблему, необходимо создать подходящие условия для учёбы.
- — Поиск уединенного места. Ученик может отправиться в библиотеку, чтобы подготовиться к урокам или в своей комнате сесть за письменный стол (мозг связывает это место с работой), предварительно отключив телефон (либо звук на нём), телевизор.
- — Подобрать соответствующий музыкальный фон, дабы сосредоточиться, улучшить процесс запоминания. Для этих целей подойдёт классическая музыка (к примеру, произведения Моцарта), музыкальные композиции с участием фортепиано и гитары.
Существует список «поглотителей времени», которые мешают учащемуся сосредоточиться на учёбе, и провоцируют дефицит времени.
Предложите своему ученику проверить, какие занятия у него отнимают драгоценное время. Для этого необходимо ознакомиться с ситуациями и выбрать те, которые чаще всего с ним происходят.
- Постановка чётких целей для меня не свойственна.
- Выполнение важных и срочных дел откладываю в «долгий ящик».
- Стараюсь за один раз сделать практически все задания.
- Порой не могу даже представить, как буду решать очередную задачу.
- Не планирую предварительно свой день.
- На моем рабочем месте отсутствует порядок.
- Много времени трачу на общение в социальных сетях, чатах.
- Люблю играть в компьютерные игры.
- Я много времени провожу в дороге.
- Выполняю задачи без особой заинтересованности, медленно.
- Часто болтаю по телефону.
- Я постоянно ищу важные записи (с телефонами, адресами).
- Ко мне в гости часто приходят приятели, даже если предварительно не договаривались о встрече.
- У меня отсутствует режим дня.
- Плохо владею информацией, не умею её анализировать, систематизировать.
- Не получается заставить себя следовать дисциплине.
- Обычно оттягиваю выполнение не лежащих к душе дел (подготовку к экзамену, контрольной).
- Легко отвлекаюсь от важных дел на посторонние.
- Телевизионные передачи смотрю все подряд, без разбора, даже если есть ограничения по возрасту.
- Люблю общаться с друзьями, часто делаю это не по делу.
- Случается, что откладываю дело «до лучших времён», и не возвращаюсь к нему.
- Склонен к накоплению информации, неактуальной на данный момент.
- Берусь за то, о чем меня даже не просили.
- Люблю спорить на уроке с одноклассниками и препираться с преподавателем.
- У меня отсутствует привычка делать что-то заранее, на ближайшую перспективу.
- Мне лень записывать задания на дом.
Если в этих высказываниях ребёнок нашёл те пункты, которым следует эпизодически, пора что-то менять, ведь выполняя подобные действия, он теряет ежедневно минуты, часы. Пожалуй, каждый учащийся сталкивается с подобными «поглотителями», но самое опасное, что у некоторых они входят в число любимых. Конечно, многие ребята возразят, и скажут, что подобные занятия вполне безобидны, но если подсчитать, сколько времени они «пожирают», то скорей всего отношение к ним изменится. Ясно одно, что если ребёнок будет много времени проводить за компьютером (в социальных сетях, играх), телевизором, часами болтать по телефону, то о хорошей успеваемости можно забыть.
Чтобы научиться «чувствовать время», посоветуйте ребёнку использовать в работе секундомер, будильник; они позволят быстрее работать. Отводите на определённое занятие ребёнку то время, которое реально может на него потратить, иными словами составляйте временные рамки.
Эффективность
Не стоит отчаиваться, если в перечисленных выше ситуациях, ваш ребёнок увидел себя, потому что с «поглотителями времени» можно и нужно бороться. В начале их необходимо выявить и оформить список; в этой ситуации уместна поговорка: «Врага надо знать в лицо».
С каждым «поглотителем» боремся в отдельности: избавляемся или минимизируем его негативное воздействие. Если перечисленные выше приёмы невозможны, следует врага перевести в союзники и получить от него максимум пользы. К примеру, ребёнок вынужден ежедневно тратить много времени на дорогу, добираясь из одного пункта в другой (из дома в школу, затем на секции, которые проходят на другом конце города). Как же провести время в дороге с пользой? Вариантов множество: можно готовить устные ответы по предметам, читать книги, переводить тексты, слушать аудиокниги по школьной программе. Также возможно сократить время на сборы, то есть готовить одежду, собирать сумку накануне; выбрать наилучшее время для поездки, подходящий маршрут, тип общественного транспорта (садиться на тот автобус, который идёт коротким путём), стараться меньше времени проводить на остановке.
Контролируем и планируем
- Предложите ребёнку в течение некоторого времени (месяца или недели) фиксировать все действия на бумаге, с обязательным указанием времени, затраченного на них (с учётом минут!). После сложите временные затраты, а полученный результат подвергните анализу. Так чадо получит точную картину реального использования времени. Ведя подобный учёт, ребёнок будет на подсознательном уровне критиковать себя, корить за то, что в какой-то промежуток времени бездействовал.
- Распишите задачи, которые предстоит решить ребёнку по пути к цели. В подобной ситуации его инструментом в планировании станет ежедневник, органайзер. Формулируя в письменном виде задачу, вы тем самым оттачиваете её, делаете материально осязаемой. Не записанная цель — это всего лишь фантазия или желание. Те, кто предпочитают не фиксировать цели, чаще сталкиваются с неопределённостью, неверно выбирают направления, путаются, совершают ошибки.
- При планировании задач, выстраивании из них цепочек, ребёнок должен учитывать какую цель он преследует: долгосрочную или промежуточную, краткосрочную. У любого школьника должен быть хотя бы примерный «недельный», «месячный», «годовой» план, а также план на четверть и полугодие. Планинг на день лучше составлять вечером, перед сном, в тихой, спокойной обстановке, ведь в это время уже становится понятно, что получилось выполнить, а что пришлось перенести.
- Распределять в перечне дела необходимо по степени значимости. Наиболее важные и срочные выполнять в первую очередь. Вначале отдавать предпочтение самому сложному заданию. Будьте уверены в том, что выполнив его и получив эмоциональный всплеск, (чувство удовлетворения от проделанной работы), ребёнок с большим энтузиазмом приступит к выполнению оставшихся заданий.
- Периодически пересматривать и корректировать планы; они должны отличаться гибкостью и не восприниматься с позиции догмы (то есть не признаваться непререкаемыми). Нельзя оттачивать умение по управлению временем как бы «между прочим», по настроению (сегодня запланировал, завтра не успел или не захотел); это должно войти в привычку.
Планируем отдых
Чтобы ребёнок со всеми заданиями справлялся быстро, качественно и при этом меньше уставал, ему необходимо овладеть навыком распределения рабочей нагрузки, а именно:
- — не забывать о перерывах;
- — сделать акцент на смене деятельности;
- — отвести достаточно времени на отдых, сон.
В учебных заведениях отмечается «ненормированность» учебного дня, рост учебной нагрузки, увеличение числа задач. Родители старшеклассников, к примеру, часто жалуются, что их чадам приходится выполнять домашнюю работу до поздней ночи. А между тем работать, как впрочем, и учиться на износ неверно и крайне опасно. Переутомление сказывается неблагоприятным образом на работоспособности и состоянии здоровья. Дабы учёба была в радость, успеваемость повышалась, важно придерживаться следующих рекомендаций.
- По возможности планировать и выполнять задания, ориентируясь на собственные биоритмы (учитывайте тот момент, что в утренние часы производительность почти в 2 раза выше, чем вечером).
- Во время отдыха следовать определённым правилам.
- — Равномерность. Увлечённый делом и погружённый в работу, ребёнок должен делать перерывы, к примеру, при выполнении домашних заданий, через определённые промежутки времени, по следующей схеме: 1 час выполняем задания – 5 минут отдыхаем, 1,5 часа работаем – на 15 минут устраиваем перерыв. Отрываться от чтения следует каждые 45 минут, чтобы не потерять к нему интерес.
- — Переключение. Время, которое чадо отведёт на отдых, также можно использовать с пользой, а именно сменить вид деятельности, на прямо противоположный. Решал задачу, делал вычисления, то есть имел дело с цифрами – во время отдыха пообщался с другом по телефону. Писал сочинение, письменно отвечал на вопросы – во время перерыва послушал музыку.
- — Смена контекста. Очень показательно об этом правиле в своё время написал советский поэт В. Маяковский, призвав «товарищей» следовать элементарному принципу: работать — «сидя», а отдыхать – «стоя!». Иными словами, во время непродолжительного отдыха ребёнок должен сменить условия, в которых он находился. Продолжительное время, сидя за столом, выполнял задания – встал, потянулся, размялся, сделал зарядку. Здесь работает своё правило: чем стремительнее изменится контекст, тем эффективнее будет отдых. Также уместно чередовать занятия менее приятные, с более приятными.
Самыми эффективными видами отдыха, позволяющими восстановить силы и снять эмоциональное напряжение, остаются прогулки на свежем воздухе, полноценный ночной сон и непродолжительный (не более 20 минут), расслабляющий мозг и тело, дневной сон.