Развитие детей: тренируем у ребёнка писательский навык

Неординарные упражнения по развитию писательского навыка в домашних условиях

Многих ребят школьников пугают письменные работы, они буквально впадают в панику, приходят в замешательство, когда в очередной раз учитель задаёт написать сочинение. Однако подобный страх возникает только при отсутствии должного навыка, который следует начинать тренировать ещё в раннем возрасте. Это сравни умению кататься на велосипеде или водить автомобиль, требует постоянной практики.

Ниже будут приведены интересные и весьма неординарные упражнения по привитию навыка сочинительства, без которого невозможно грамотно и ярко излагать свои мысли в письменном виде. Их могут взять на вооружение родители, и помогать развивать навык своему чаду в домашних условиях.

Содержание статьи:

  1. «Спасительные каракули»
  2. «Глянцевые истории»
  3. Последовательность изложения
  4. «Тут и сказочке конец…»
  5. «Жил да был…»
  6. Логическая мозаика
  7. Реклама в помощь
  8. Объединение не объединяемого
  9. Мозговой штурм
  10. Принцип «открытого зонта»
  11. В любой ситуации – пишите!
  12. Банк памяти
  13. Формула письма для детей постарше
  14. Интервью с кумиром

Развитие детей: тренируем у ребёнка писательский навык

«Спасительные каракули»

Приступая к написанию сочинения, дети зачастую испытывают робость и нерешительность, видя перед собой чистый лист бумаги.

Можно предложить им (дабы расслабить мышцы и устранить психологические барьеры), прежде чем начать работу, нарисовать на листе несколько ничего не значащих каракулей, «расписать» ручку, нанеся на бумагу несколько произвольных штрихов и линий.

«Глянцевые истории»

Предварительно сделайте заготовки: вырежьте из газет и журналов иллюстрации, на которых запечатлена какая-либо ситуация. Уместнее будут цветные фотографии.

Задание детям: внимательно рассмотреть их, акцентируя внимание на деталях, понять, что изображено. После чего задайте ребёнку несколько наводящих вопросов, из разряда: «Какая ситуация здесь представлена?», «Какие события предшествовали этой фотографии?», «Как ты думаешь, что произойдёт потом?».

Все мысли и догадки детей, которые пришли им в голову, оформленные в предложения, запишите. Потом их необходимо зачитать и обсудить. Даже если повествование получится не совсем последовательным и логичным, навык сочинительства будет оттачиваться, и рассказ с каждым разом будет становиться интереснее, ребёнок будет лучше формулировать, письменно оформлять свои мысли.

Последовательность изложения

Картинки с сюжетом помогут вам развить у своего ребёнка способность к последовательному изложению. Чадо должно выбрать не более пяти иллюстраций (ориентируйтесь на возраст!), которые будут относиться к одной истории.

Дайте ребёнку задание: расположить эти картинки в хронологическом порядке либо так как он считает нужным (их можно приклеить к листу картона и пронумеровать), затем предложите ему рассказать по ним историю. После карточки можно перемешать и, получив новый расклад из картинок, придумать другую историю.

«Тут и сказочке конец…»

Ребёнок должен понимать, что любая история имеет свой «каркас», и должна включать начало, середину (развитие событий) и конец. При этом он должен уметь вовремя ставить точку; если чадо будет вести повествование и при этом постоянно отклоняться от темы, подобный рассказ только утомит слушателей.

Начните ребёнку рассказывать какую-нибудь историю или случай из жизни, и на самом интересном месте прервите повествование, пусть чадо предложить свою концовку. Читая ребёнку книгу, можете прибегнуть к такому же приёму: остановиться и попросить его предположить, чем она закончится, и пояснить, почему он так решил.

«Жил да был…»

Обратитесь ещё к одному эффективному методу, который благоприятствует потоку мыслей. Произнесите первую фразу: «Жил да был однажды…», дети должны будут её продолжить. Вам может показаться, что речь чада излишне наивна и глупа, но вы должны быть уже довольны тем, что получилась какая-то история. Помните, что научившись повествовать, сочинять, дети научатся и красиво излагать мысли в письменной форме.

Логическая мозаика

Процесс написания связного текста можно сравнить со сборкой пазла. Мысли в этом случае, будто отдельные фрагменты игры-головоломки, должны иметь определённую связь между собой. Выполняя подобное задание, мы тем самым практикуемся в важном навыке связывания мыслей.

Выберите интересную, небольшую по объёму, статью из газеты, и разрежьте её на абзацы. Либо попросите чадо написать свою историю и, затем повторите с ней те же манипуляции. После чего абзацы необходимо перемешать и предложить ребёнку, следуя логике, восстановить исходный текст.

Главная цель подобного увлекательного занятия – дать представление о том, что любая последующая фраза должна логично (по смыслу) вытекать из предыдущих высказываний.

Реклама в помощь

Проходя мимо витрины магазина вместе с ребёнком, заострите его внимание на рекламном плакате, призывающим купить тот или иной товар. Либо во время вечернего просмотра мультфильмов, поинтересуйтесь у чада, в чем пытается убедить нас очередной рекламный ролик. Подобные размышления помогают ребёнку выйти на такое понятие, как «главная тема» (а ведь именно её требуют раскрыть в любом сочинении).

Достаточно задать ребёнку наводящий вопрос: «В чём основная идея рекламы?», и он, выделяя детали, рассуждая, даст вам полный ответ. К примеру, в рекламном ролике знаменитый спортсмен надевает кроссовки известного бренда, одерживает победу в соревновании.

Идея проста (её способны понять даже малые дети): все детали рекламы (ответственное событие для любого спортсмена – соревнование, участие известного человека) подчеркивают главную мысль – хорошая спортивная обувь (в данном случае кроссовки) позволит добиться высоких результатов в спорте.

Объединение не объединяемого

Успех любого сочинения зависит от умения красиво связывать между собой мысли, получая в итоге повествование, не лишённое логики и цельности. На первый взгляд данное задание может показаться немного своеобразным, но благодаря ему дети усвоят одну из формул построения высказывания. Вы также можете принять участие в данной игре; её цель: объединение всех написанных слов в логичную фразу.

Предложите детям записать по одному любому понятию, названию предмета. Затем кто-то один формирует из всех перечисленных слов предложение. К примеру, были записаны следующие слова: «Дед Мороз», «сосна», «подарки», «потеря», «метель»; в результате может получиться следующая фраза: «В метель Дед мороз потерял подарки и взобрался на сосну, чтобы осмотреться». Безупречной логики ожидать не стоит, однако даже то, что эти слова будут связаны между собой и у предложения появится смысл, этого уже будет достаточно.

Мотивируйте ребёнка к тому, чтобы он составлял не просто предложения, но развёрнутые сложные высказывания. К примеру, было задано слово «путешествие»; ребёнок может просто сказать: «Я хочу отправиться в путешествие», либо составить высказывания, отличающиеся конкретностью: «Я мечтаю отправиться в путешествие по Африканскому континенту, и понаблюдать за львами».

Мозговой штурм

Когда ребёнку задают написать сочинение на свободную тему, он теряется, так как не может остановиться на какой-то одной либо вовсе не знает какую выбрать. Поэтому вы можете устроить мозговой штурм, и определить вначале общую тему, над которой ему будет интересно работать (допустим, это будет «дружба»), а затем придумать и записать максимально возможное количество «подтем», которые каким-либо образом затрагивают и раскрывают это разностороннее и непростое понятие.

Составив подобный список из тем, касающихся понятия «дружба», можно смело приступать к написанию сочинения, предварительно пронумеровав их, расставив в определённом порядке (так чадо будет иметь представление о том, какая из них раскроется в первую, вторую, третью и так далее очередь).

Принцип «открытого зонта»

В письменной речи элементы, подобно отдельным частям зонта, взаимосвязаны. Вначале обозначается предмет, после чего идут высказывания об этом предмете, в завершении приводится обоснование. Вспомните нелепые рассуждения малышей, когда их просишь рассказать о своих вкусовых предпочтениях: «Я люблю мороженое, а ещё я люблю курицу, но больше всего мне нравится шоколад». Некоторые ученики поступают также, не включают в высказывания обоснование, то есть, (применимо к выше обозначенному принципу) забывают «прятаться под зонтом».

Остановимся подробнее на данном довольно эффективном, но очень лёгком принципе, благодаря которому юные «писатели» могут научиться приводить свои мысли в систему.

  • Предмет. Первым делом ребёнок решает, о чём он будет повествовать (писать). Это и станет «предметом». К примеру, предположим, что в качестве предмета он возьмёт «книгу»; она займёт место «над зонтом».
  • Высказывание. Далее об этом предмете необходимо что-то сказать (ведь не зря чадо решило написать именно о нём). Так он составляет высказывания; приведём некоторые из них: «Я люблю читать книгу», «Книги бывают разными», «Любая книга лучше, чем фильм». Эти высказывания помещаются непосредственно «в зонт».
  • Обоснование. Обозначив предмет, составив некоторые высказывания о нём, важно объяснить их смысл. К примеру, всё то, чем мотивирована любовь ребёнка к книге, и будет таким обоснованием, которое займёт место «под зонтом»; оно будет выглядеть примерно так: «я люблю читать книгу, потому что в ней можно узнать много интересного, поучительного».

Применение подобной конструкции способствует правильной организации мыслей, и в значительной степени облегчает процесс написания текстов.

Существует несколько видов «зонтов». Например, «У меня есть друг». Это простой, но в то же время большой и широкий «зонт». Более сложный будет выглядеть так: «Солнце начинает светить ярче, когда рядом лучший друг» или «Я и мой друг вместе навсегда».

Если ребёнок обращается к более сложному зонту, перед ним встаёт задача сузить тему и обосновать какой-либо отдельный аспект (в первом случае – почему дружба так влияет на состояние человека, во втором – что послужило такой крепкой дружбе). Следуя подобному алгоритму, можно легко написать сочинение на любую тему, обучившись компоновке отдельных абзацев.

В любой ситуации – пишите!

Важно поощрять любое желание ребёнка относительно письма, которое возникает в домашних условиях. Дети могут оставлять записки друг другу, родителям, в которых они напоминают о чём-либо, поздравляют, хвалят или просят; затем примерив на себя роль почтальона или курьера, разносят записочки адресатам.

Послания, написанные рукой ребёнка всегда приятно получать, даже если в них он высказывает недовольство. Обязательно поговорите с ребёнком о том, чтобы он сам почувствовал, получив письмо определённого содержания. Если ребёнок постоянно будет искать принадлежности для письма по всей квартире, у него вряд ли появится желание очередной раз что-то написать, поэтому бумагу и карандаши следует разложить повсюду, на видном месте.

Отправляясь в путешествие, в поездку или даже на прогулку в парк, снабдите чадо блокнотом, куда он будет записывать свои путеводные заметки, впечатления от всего, что увидел.

Банк памяти

Сохраняйте любые записи, которые когда-то сделал ваш ребёнок, истории, которые он написал собственноручно. Дети, не овладевшие навыком письма, могут вам время от времени диктовать свои истории.

В этом случае заведите тетрадь, где на каждой странице вы будете записывать несколько предложений, придуманных ребёнком, а остальное пространство вы можете отдать ему под иллюстрации.

Формула письма для детей постарше

После знакомства ребёнка с принципом зонта, можно переходить к более сложным методам. Взрослея и постепенно приобретая опыт, дети стараются всё реже прибегать к жёстким формулам, и учатся свободнее излагать свои мысли, конечно, не без помощи овладения новыми инструментами и стилями письма.

Интервью с кумиром

За основу возьмите биографию какой-либо знаменитости или писателя, произведение которого вы не так давно читали. Предложите ребёнку на некоторое время перевоплотится в этого человека, и написать одну страницу из воображаемого дневника. Он может поведать о каком-либо знаменательном событии или о целом периоде в жизни этого знаменитого человека.

Как вариант этого же задания – провести воображаемое интервью со звездой (или героем мультика, фильма). Изображать известную личность может кто-то из членов семьи, а чадо будет задавать интересующие его вопросы, а потом на их основе написать статью.

автор статьи Гуляева Анастасия, педагог-филолог

Оставьте свой комментарий: