Развитие детей в младшем школьном и подростковом возрастах

Развитие детей в младшем школьном и подростковом возрастах

Содержание статьи:

  1. Развитие у младших школьников: 7-11 лет
  2. Развитие в подростковом возрасте

Развитие у младших школьников: 7-11 лет

Моторные функции. Приближаются по уровню совершенства к движениям взрослых. Все движения целесообразны и произвольны. Нередко у детей раскрывается «моторная одаренность», которая проявляется в какой-либо деятельности: каллиграфическое письмо, пластика и т.п. В этом возрасте детям хорошо прививается любовь к спорту, физическому труду.

Речь. Включаясь в процесс постоянного учения, дети осваивают усложненные логические структуры, активно пополняют словарный запас, совершенствуют письменную речь. Дети овладевают точной семантикой слова, ошибки словоупотребления сходят на нет, из речи исчезают вымышленные слова. Происходит качественная перестройка системы речи, расширяется и графическое представление о буквах, в связи с расширением активного словаря ускоряется темп развития мышления.

Психика. На первом году обучения у детей происходит развития внимания как высшей психической функции, дети начинают произвольно контролировать его, переключать и распределять. Здесь важно замечать, есть ли у ребенка какие-либо проблемы и вовремя их скорректировать. Однако такой работой должен заниматься профессионал.

Благодаря развивающемуся вниманию, дети научаются осознано выбирать материал для запоминания, память теперь становится средством учебной деятельности, увеличивается ее объем и связность элементов в ней. Более того, благодаря разъяснительной речи учителей дети самостоятельно находят связи между объектами.

На этом этапе у детей формируется система понятий. Однако все понятия существуют теперь в памяти ребенка не изолировано, а как система, обуславливая друг друга и объединяясь в категории. Например, щука и карась – это рыбы, а также дикие животные, а кошка и собака – домашние животные, но все вместе – это категория животных.

К 3 классу дети могут начать проявлять особый интерес к какому-либо предмету, а само отношение к изучаемым наукам начинает разниться. Ребенок может любить математику и испытывать отвращение от чтения.

Ведущей деятельностью в этом периоде становится учеба, но игра до сих пор занимает важную роль, дети через нее знакомятся с социальными ролями людей. Также формируется интерес относительно игр логических, вроде шахмат, карт, домино и т.п.

В этот период формируется первый опыт коллективных отношений. Развитие детей происходит через контакт со сверстниками. Формируется осознание необходимости учебы, дети могут воспринимать ее как личностную необходимость. Зарождаются социальные по природе качества: товарищество, ответственности, долга.

Развитие в подростковом возрасте

Этот возраст принято называть переходным или кризисным. Происходят глобальные изменения не только в психике ребенка, но и меняется организм, происходит процесс полового созревания.

Изменяются и высшие психические функции. Ребенок учится запоминать большие пласты материала, проявляется избирательность в учении. Совершенствуется речь, развивается и грамотность. Происходит скачек в развитии словарного запаса. В речи появляются сложные и развернутые грамматические конструкции, формируется коммуникативная компетентность. Вместе с речью развивается и мышление, подростки активно оперируют отвлеченными понятиями и абстракциями, все мыслительные процессы выходят на более высокий уровень, может появляться тяга к научным знаниям, желание объяснить происходящие в мире и природе процессы. Изменяется и качество ответов на вопросы, формируется умение доказывать свою позицию, апеллировать к фактам. Развивается умение обнаруживать непрямые связи между явлениями.

Изменяется и эмоциональная структура личности. Подросток «учится» понимать свои чувства, различать их, контролировать и выражать. Расширяется кругозор, а вместе с ним появляются и новые увлечения. Многие подростки вступают в различные клубы, кружки, что помогает удовлетворить их познавательные и коммуникативные интересы. У юношей проявляется интерес к соревновательным и экстремальным видам спорта.

Меняется и отношение подростков в кругу общения, в семье. В этом возрасте родители должны (подчеркнем это!) предоставлять подросту некоторую автономию. Однако необходимо включать детей и в домашнюю деятельность, принимать совместные решения вместе с ним, обсуждать назревшие проблемы и попросту включать подростка в домашнюю деятельность.

Расширяется и вне домашний круг общения подростков, отношения со сверстниками переходят на новый уровень, теперь в диалогах появляется новая содержательная сторона. Подростки учатся ориентироваться в коллективе, определяют свое место в нем, учатся работать сообща.

И завершая, скажем, что ведущая деятельность в этом возрасте – общение со сверстниками. Только через живое, эмоциональное общение подросток учится понимать себя и свои интересы, принимать окружающих. Поэтому не стоит искусственно ограничивать круг контактов подростков, разве что в случае связей с асоциальными личностями.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

Оставьте свой комментарий: