Развитие ребёнка: виды памяти, что влияет на развитие памяти?

Особенности памяти у детей: Какие виды памяти бывают? В чём специфика развития памяти на том или ином возрастном этапе? Что делать, чтобы память ребёнка совершенствовалась?

Память – разновидность умственной деятельности, одна из высших психических функций нашего организма. Значимость способности к запоминанию и удержанию в сознании информации трудно переоценить.

Учёные сумели доказать, что сбои в мнемонических процессах приводят к многочисленным проблемам функционирования человека как индивида. Это влечёт нарушение мыслительной деятельности в целом. У каждого возрастного периода имеются свои особенности работы и развития памяти.

Содержание статьи:

  1. Мнемонические способности деток
  2. Развитие памяти у малышей на различных возрастных этапах
  3. Виды памяти
  4. Что влияет на развитие памяти?

Развитие ребёнка: виды памяти, что влияет на развитие памяти?

Мнемонические способности деток

Чаще всего эффективность процессов запоминания оценивается при анализе кратковременной памяти. По тому насколько точно и подробно ребёнок способен воспроизвести только что пройденный материал. При оценке долговременной памяти крохи учитывается объём её активного словаря и умение изложить общеизвестные факты. Безусловно, специфика рассматриваемых способностей деток будет определяться особенностями воспитания, возраста и обучения.

Развитие памяти у малышей на различных возрастных этапах

  • От нуля до года. Первоначально у младенцев проявляется моторная память, которая приводит к формированию новых рефлексов. Карапуз начинает запоминать некоторые свои действия, особенно если их осуществление приводит к желаемому эффекту.
  • От годика до двух лет. На этом этапе малютка начинает узнавать близких ей людей, которые попадают в поле её зрения достаточно часто. Здесь мы не учитываем домашних, которые находятся с ней практически постоянно. Это связано с тем, что нервная система крохи активно совершенствуется и перестраивается. Увеличивается прочность и объёмы овладения информацией. Ребёнок пробует осваивать прямохождение, поэтому поле его деятельности стремительно расширяется. Ко второму году возникает память, основанная на зрительных образах. Малютка начинает обретать первые осознаваемые воспоминания.
  • От двух до четырёх лет. На данном этапе преобладает механическое усвоение информации. Постепенно малыш начинает овладевать логическим восприятием происходящего, он пытается запоминать непростые слова. К этому возрасту он уже обладает важнейшими двигательными навыками.
  • От четырёх до шести лет. Здесь на первый план выступает непроизвольный механизм запоминания. Этот процесс не опосредуется волевым контролем самого ребёнка. Запоминание и вспоминание неразрывно связано с той деятельностью, в которую он был включён. В детской памяти откладывается именно то, что было интересно, а не полезно или необходимо.

Если вы не удовлетворены уровнем развития памяти у вашего чада, то вы можете вооружиться специальными развивающими играми. В интернете их можно найти невероятное множество. Это позволит вам радостно и весело провести время, а также заниматься процессом развития своего ребёнка в прямом смысле играючи.

Кроме того, для развития памяти можно использовать вполне несложные приёмы:

  • заучивание стишков и песенок;
  • описание увиденного;
  • заучивание важной информации (например, адреса проживания, фамилий и имён родственников).

Виды памяти

1. По продолжительности сохранения знаний можно выделить:

  • кратковременную;
  • долговременную память.

2. По объекту запоминания память бывает:

  • Зрительной – связана с запечатлением интерьеров, пейзажей, лиц и всевозможных картинок. Такой вид памяти ещё называют образным. При формировании определённого образа участвуют наши органы чувств, например, глаза. Именно они позволяют создать в восприятии ту или иную картинку. Здесь же можно упомянуть о явлении эйдетизма, когда малыш способен с точностью до мельчайших деталей воссоздать произошедшее событие.
  • Слуховой – новая информация воспринимается на слух. Скажем, словесно-логическое запоминание дарит возможность получать информацию посредством вербальных средств общения (при помощи обычной речи).
  • Моторной – запоминание, соотносящееся с определёнными движениями. Подобная память позволяет запоминать последовательность определённых движений при выполнении тех или иных действий. Это помогает малышу учиться сидеть, переворачиваться и так далее.
  • Эмоциональной – значимые события будут ассоциироваться с пережитыми, яркими впечатлениями и ощущениями.

3. По характеру волевого контроля:

  • непроизвольная – новая информация в памяти откладывается сама собой без сознательных усилий;
  • произвольная память – запоминание протекает целенаправленно.

В дошкольном возрасте в памяти малыша, без каких бы то ни было сознательных усилий откладываются переживания и произошедшие события. Он не усваивает информацию целенаправленно, всё складывается само собой. Кроме того, чем эмоционально ярче были прожитые минуты, тем больше вероятность, что именно это действо отложится в памяти крохи. Сильные эмоции позволяют выделить событие, которое их вызвало среди прочих.

Когда малыш становится старше, взрослые учат его управлять собственными процессами запоминания.

Для совершенствования долговременной памяти полезно:

  • соотносить между собой предметы, выискивать в них сходства и отличия;
  • играть в ассоциации, что позволит дополнительно и расширить кругозор ребёнка;
  • пересказывать прочитанное или произошедшее.

Что влияет на развитие памяти?

  1. Характер питания. Разнообразьте ежедневный рацион своего дитя. Желательно, чтобы малыш употреблял злаки, орехи, семечки, твёрдый сыр, зелень, печень, рыбу, овощи, фрукты и белое мясо.
  2. Образ жизни. Ребёнку полезно гулять на свежем воздухе, не замыкаясь в душных стенах квартиры. Необходимо прививать ему стремление заниматься спортом. Ведь, физическая нагрузка позволит ему с пользой использовать бьющую через край энергию. Кроме того, малыш, посещая спортивные секции, будет общаться со сверстниками.
  3. Сон. Придерживайтесь определённого режима. Это позволит ему хорошо отдыхать и высыпаться. Он привыкнет засыпать в определённое время, и в заведённый час уже сам будет потирать глазки.
  4. Развивающие занятия. Рано или поздно малышу придётся оттачивать собственные мнемонические способности. Школьное обучение во многом базируется на процессах запоминания, поэтому родителям стоит заблаговременно заниматься развитием памяти крохи.

Итак, память большинством людей воспринимается как неотъемлемое свойство человека, как данность. Прицельное внимание уделяется ей лишь, когда возникают какие-либо трудности при овладении и удержании информации в сознании. Если у вас таковых проблем нет, разве это не повод порадоваться, что у вас всё хорошо?

Оставьте свой комментарий: