Развитие ребёнка: зависимость благосостояния семьи и успехов ребёнка

Как социальный, финансовый статус и нематериальный капитал влияют на обучение и успеваемость детей

Мы верим, что успехи в учёбе зависят только от настойчивости, усердия и способностей. Мы утверждаем: среднее образование даёт возможность получить высшее образование всем. И мы ошибаемся.

Содержание статьи:

  1. Родители и дети
  2. Нематериальный капитал
  3. Компенсировать пробелы

Развитие ребёнка: зависимость благосостояния семьи и успехов ребёнка

Родители и дети

Простая и печальная закономерность: академические успехи американских детей тесно связаны с социально-экономическим статусом семьи. Исследования, проведённые в США ещё в 1960-х годах, доказали: чем богаче семья, тем выше вероятность успеха детей в учёбе. Выборка была масштабная, и в неё входило более 650 тысяч учащихся, а описание результатов заняло семьсот страниц. В 2015 году исследование PISA подтвердило этот тезис: чем выше доходы родителей, чем лучше их образование, доступность учебных материалов и разнообразие досуга, тем лучше у ребёнка результаты.

Можно было бы ожидать, что такая зависимость существует и в России. Впрочем, исследования аналитического центра CEDOS показало неожиданные результаты: весомой зависимости между благосостоянием семьи и учебными результатами не выявлено. «Середняки», то есть средний класс, к которому причислило себя больше всего респондентов (37%), показывают лучшие результаты, а самые низкие баллы имеют ученики из богатых и бедных семей.

Отсутствие прямой зависимости между финансовым положением семьи и учебными успехами детей объясняется спецификой российских экономических реалий. Парадокс заключается в том, что в России заботятся об оценках своих детей преимущественно образованные родители, в том числе учителя, врачи и тому подобное. Но в нашей стране они не имеют высоких доходов.

Зато опрошенные дети из состоятельных семей – в основном дети предпринимателей, чей уровень доходов значительно выше. Бизнесмены преимущественно преуспели в переходной экономике не благодаря российскому образованию. Поэтому их дети не охотятся за высокими баллами: как показывает исследование, они имеют результаты на уровне средних по стране и значительно ниже по сравнению с детьми «специалистов» (то есть учителей, врачей).

Нематериальный капитал

Однако какая бы богатая не была семья, гораздо важнее уровень культурного капитала. Так называют богатство в форме знаний, образования и эрудиции, культурных достижений или же товаров, как книги, словари, картины. Невозможно обрести культурный капитал в одно мгновение, так же не может его вместо человека приобрести кто-то другой, ведь он привязан к нему и его уникальности. Это процесс длительного самосовершенствования, который, впрочем, незаметно и как бы невзначай передаётся в наследство детям.

Родители с большим культурным капиталом постараются обеспечить ребёнку такой спектр знаний и впечатлений, который расширит его кругозор, даже если они имеют скромные доходы. Их общий культурный и образовательный уровень, манеры, знание иностранных языков лучше всего помогут в этом. «Культ образованности» играет первую скрипку и спасает даже в условиях катаклизмов экономики и нехватки финансов.

Обычно родители, которые имеют значительный культурный капитал, больше времени проводят с детьми. Они также уделяют много внимания досугу, а по средствам общения с педагогами и родителями других детей могут вовремя узнать об успехах или неудачах собственных. Дети из таких семей активнее обращаются за помощью к преподавателям и часто делают это более настойчиво, поскольку видели такое поведение у родителей.

К сожалению, именно малообеспеченные семьи обычно не имеют времени или финансов на получение социальных активов и повышение уровня культурного капитала. Как результат, дети из таких семей часто «проигрывают» своим более обеспеченным сверстникам.

Компенсировать пробелы

Один из методов улучшить положение – смешанное обучение, технология, сочетающая общепринятую классно-урочную систему и онлайн-обучение. С её помощью школы станут не фильтрами, что «отсеивают слабых», а настоящими «социальными лифтами».

Ещё один способ компенсировать ограниченные ресурсы детей из семей низкого культурного капитала и повысить их шансы получить качественное образование – нетворкинг и менторские программы вроде MakeMeBetter. Важно заботиться о «социальном капитале», который формируется из социальных связей. То есть использовать каждую возможность познакомиться с новыми людьми.

Часто они могут стать неожиданными помощниками на пути к новым жизненным вершинам в поисках дела по душе. У тех, кто имеет высокий социальный и экономический статус, можно многому научиться, если просто быть внимательным. «Истории успеха» не стоит воспринимать как сказочные утопии. Можно попробовать «ретранслировать» их в свою жизнь и перенять практический опыт.

Итак, исследования доказали: много факторов действительно сказываются на будущем ребёнка. Впрочем, это не приговор: даже при самых худших обстоятельствах можно выйти победителем, если научиться извлекать пользу из всего, что тебя окружает. Бедность, низкое качество жизни, мизерные возможности и недостаточный социальный капитал могут обречь на неудачу, так и наоборот – стать главной мотивацией всё изменить. Главное осознавать, что стремление к лучшей жизни – это выбор.

Оставьте свой комментарий: