Реактивные нарушения поведения в детском возрасте

Реактивные нарушения поведения в детском возрасте

Содержание статьи:

  1. Реакция отказа
  2. Реакция имитации
  3. Компенсация и гиперкомпенсация

Реакция отказа

Это нарушение поведения относится к категории патологических реакций. При недостаточно умелой диагностике данное поведенческое расстройство могут ошибочно признать за реактивную депрессию или, при выраженности симптомов, за вялотекущую шизофрению.

Какие переживания сопровождают ребенка при развитии этого состояния? В систему симптомов включаются:

  • 1. Отказ от притязаний – резкое снижение интереса к привычным стремлениям и желаниям
  • 2. Отчаянье
  • 3. Замкнутость, уход в себя
  • 4. Пассивность
  • 5. Боязнь новизны
  • 6. Аспонтанность
  • 7. Потеря надежд на будущее

Иногда к этим симптомам может присоединятся бездумность в ответах, что ошибочно может приниматься за интеллектуальную сниженность, вкупе с аспонтанностью деятельности и незаинтересованностью в происходящем.

Эти реакции диагностируются у детей, попавших в детские дома по причине гибели родственников, однако и в случаях смерти одного из родителей может формироваться подобный поведенческий паттерн.

Реакция имитации

Изменения поведения по типу формирования имитационных действий на основе поведения окружающих, называются имитационными реакциями. Ребенок копирует поведение и деятельность значимого для него лица.

Дети младших возрастов склонны копировать поведение значимых взрослых, а также нянь и воспитателей, подростки же копируют поведение старших подростков, в особенности тех, кто обладает харизмой или лидерскими качествами. Более того, подростки склонны копировать поведение взрослых, чью личность они идеализировали: чаще это какие-либо знаменитые люди. При этом, копия поведения может быть надуманной, то есть подросток сам решает, что «наверное, мой кумир бы поступил так».

В норме реакция имитации – это важный и мощный инструмент в развитии личности подростка, однако «неудачная» имитация может приводить к пагубным последствиям, вроде асоциального поведения:

К тому же, именно через реакцию имитации формируются вредные привычки, вроде курения, алкоголизации и употребления наркотиков.

Сами по себе реакции имитации – неотъемлемая часть развития ребенка, в том числе и социально нежелательные формы. Но иногда именно они становятся причиной расстройств невротического спектра (например, девочка, стремящаяся к своему идеалу может стать анорексичкой).

Переходы в сферу патологии чаще случаются у подростков с сильно выраженными влечениями. Такое развитие возможно в связи с наблюдением действий сексуального характера: например, ребенок начинает онанировать, так как стал свидетелем интимной близости родителей или подросток в препубертатном возрасте копирует мастурбацию сверстников.

Интересно, что на основе реакции имитации у ребенка может развиться невротическое заикание, как следствие подражания заикающимся родственникам.

Асоциальные реакции имитации чаще возникают у детей с нарушениями волевой и эмоциональной сфер, а также при расторможенности базовых потребностей в подростковом возрасте (потребности в еде, удовольствии, половой близости и тому подобное)

Компенсация и гиперкомпенсация

Такими реакциями считаются особые психологические защиты, которые усиливают определенные личностные черты для того, чтобы уберечь ребенка от болезненного переживания собственной психической, физической или личностной неполноценности. Часто связываются с реальными дефектами.

В случае гиперкомпенсации, защитное поведение приобретает настолько сильный и бесконтрольный характер, что может мешать нормальной социализации и адаптации ребенка в обществе. В некоторых случаях такие «защиты» сопровождаются нарушениями работы систем органов (чаще – пищеварительной).

К сожалению, данный тип реакций изучен недостаточно из-за разнообразности проявлений. К таким реакциям можно отнести замещающие фантазии вроде того, что слабый и замкнутый ребенок видит себя героем, первооткрывателем или знаменитой личностью. В некоторых случаях на основе таких фантазий развивается невротическое патологическое фантазирование.

Ребенок, воспитываемый в «спартанских» условиях может проявлять жестокость в детском саду, командуя детьми, ломая игрушки.

Школьники могут специально нарушать дисциплину, вести себя вызывающе, придумывать несуществующие самообвиняющие факты, вроде того, что он – член преступной группы. Делается это при попытке завоевать уважение среди сверстников, которого ему не хватает.

Реакции данного типа чаще возникают у детей с недостатком внимания, в неполных семьях и при эмоциональной депривации в целом. Еще одна причина – реальные дефекты ребенка, вроде энуреза и энкопреза, невротического заикания и тиков, а также при развернутых неврозах.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

Оставьте свой комментарий: