Реакции оппозиции и протеста у детей и подростков

Определения понятия

Эти переходящие расстройства поведения являются самыми встречаемыми на сегодняшний день и связаны с субъективно значимой травматической ситуацией и комплексом сильных эмоций. Болезненными зонами для детей и подростков становятся:

  • • Нарушения отношения с родственниками
  • Ущемления самооценки и самолюбия ребенка
  • • Обиды
  • • Отсутствие позитивного внимания

Реакции протеста всегда целенаправленны и избирательны, изначально возникают внутри микрогруппы и направляются на людей виновных, по идее ребенка, в формировании психотравмирующей ситуации.

К причинам возникновения реакции оппозиции можно отнести широкий спектр факторов:

  • 1. Эмоциональная депривация
  • 2. Семейные конфликты
  • 3. Незаслуженные наказания
  • 4. Появление в семье младенца
  • 5. Школьные проблемы
  • 6. Эгоизм

И этот список может продолжаться до бесконечности. А по формам реакций принято выделять две категории: пассивный протест и протест активный.

Содержание статьи:

  1. Реакции активного протеста
  2. Пассивные реакции протеста
  3. Мутизм как реакция протеста
  4. Реакция протеста в виде суицидального поведения
  5. Уходы и бродяжничество
  6. Заключение

Реакции оппозиции и протеста у детей и подростков

Реакции активного протеста

К таким реакциям склонны дети с чертами общей возбудимости. Эта форма проявляется в конкретной психотравмирующей ситуации, направленна на конкретный объект, который является причиной негативных переживаний ребенка. Эти реакции походят на «вспышки»: зарождаются и угасают крайне быстро. Причинами их может стать:

В случае патологии, такие реакции затягиваются, а что проблематичнее – становятся в разы сильнее и интенсивней. В картине патологической реакции протеста обязательна агрессия (в крайних формах – жестокость), выраженная соматическая составляющая: вроде усиления потоотделения, повышения пульса, покраснения. Из-за удлинившегося аффективного состояния подобные реакции могут закрепляться в сознании ребенка как модели поведения и нормальные реакции. Более того, такая агрессивность направляется уже не на конкретный объект, а, например, на всех взрослых. В данном случае «лик врага» обобщается и это уже не определенный человек, а группа людей.

Некоторые дети могут обнаруживать общее двигательное возбуждение, сужение сознания с последующей амнезией приступа. Такие жесткие реакции протеста проявляются у детей с формирующимися психопатиями или свойственны детям, перенесшим травму головного мозга органического характера.

Агрессия, в таком случае, может быть и косвенной, направленной на то, чтобы максимально досадить определенным лицам. К косвенной агрессии можно отнести:

  • 1. Клевету и наговор
  • 2. Кражи
  • 3. Порча имущества
  • 4. Мучения питомцев, этим лицам принадлежащим

Здесь ошибочно может диагностироваться нарушение влечений (по типу садизма), однако отличительной чертой здесь выступает то, что действия агрессора имеют конечную цель и конкретный смысл, в отличие от детей с нарушениями влечений. Этим поведением ребенок мстит своему обидчику.

Такие проявления достаточно легко корректируются, путем устранения травматической ситуации, однако из-за той же легкости, с которой такие реакции закрепляются, при отсутствии коррекции эти формы реакции протеста могут прейти в реальные расстройства влечений.

Пассивные реакции протеста

Давайте сразу же определимся со списком симптомов, которые могут наблюдаться как форма реакции пассивного протеста:

  • • Энкопрез и энурез
  • • Уходы и бродяжничество
  • • Мутизм (онемение)
  • • Отказы от еды
  • • Соматические нарушения (поносы, рвота, головные боли)

Мутизм и вегетативные отклонения относятся к реальным патопсихологическим проявлениям, а в класс «нормальных» психологических реакций включаются отказы от еды без снижения аппетита, бродяжничество, а также суицидальные попытки.

Однако такая симптоматика свойственна и другим нарушениям в детском возрасте. В случаях же с реальной реакцией протеста, картина расстройства не ограничивается одним из симптомов, к ним подключаются изменения поведения, в частности – изменения отношений с окружением. Такие симптомы появляются в свете враждебности, обид, недовольства, снижения общительности, замкнутости.

Мутизм как реакция протеста

Эта категория протестной реакции встречается, в основном, в дошкольном и раннем школьном возрастах. Свойственна девочкам, однако встречается и среди мальчиков. По типу проявления разделяется на тотальный мутизм и мутизм избирательный (элективный). Психосоматические факторы, которые способствуют развитию этой реакции включают неразвитость речи в целом, а также мозговая недостаточность. Дети с тормозными чертами характера чаще обнаруживают мутизм относительно всех замеченных случаев.

Избирательный мутизм проявляет себя в виде отказов ребенка вступать в речевой контакт с лицом, вызвавшим психотравматическую ситуацию. Чаще – это кто-то из взрослых. В некоторых случаях «цель» мутизма разрастается, и ребенок не разговаривает в присутствии любого взрослого. Элективный мутизм проявляется и в определенных ситуациях, например, в школе.

Но ребенок продолжает нормально общаться со сверстниками и вне травмирующей ситуации.

В случаях тотального мутизма речь ребенка исчезает вообще.

Мутизм может сохраняться долгое время, начиная от суток и заканчивая 3-4 годами. В затяжных случаях возникает серьезная опасность формирования патологической личности ребенка, обнаруживающей псевдошизофренические, истерические и астенические черты.

Реакция протеста в виде суицидального поведения

Встречается реже, но представляет серьезную опасность. Обнаруживается в подростковом и препубертатном возрастах. Суицидальное поведение основывается на спонтанно возникшей системе сильных негативных переживаний. В его первопричине – наказать виновных в этих эмоциях, в том числе и себя. Практически всегда эти суицидальные переживания сопровождаются яркими представлениями о своей смерти, дети буквально «видят» убитых горем родственников, раскаивающихся учителей и страдающих обидчиков.

Такая реакция протеста может возникнуть в связи с:

  • • Неоправданным наказанием
  • • Низкими оценками
  • • Унизительным высказыванием

Отсюда видно, что реакция ребенка неадекватно сильна относительна причин ее вызвавших. Эта неравноценность объясняется отсутствием понимания, что такое смерть.

В позитивных случаях, аффект не выходит за рамки суицидальных мыслей, при негативном течении – происходит попытка самоубийства. При таких попытках замечены закономерности в методе самоубийства. Девочки чаще прибегают к помощи лекарств и бытовой химии, мальчикам свойственна практика повешенья.

В таких случаях желание свести счеты появляется спонтанно, не планируется, поэтому обстановка диктует выбираемый ребенком метод. Однако подобные попытки редко завершаются смертью, но обнаруживаются последствия (например, отравления).

Стоит различать такую попытку от суицида истерического. При истерическом (или показном) самоубийстве, дети угрожают убить себя прилюдно, привлекая к себе внимание. В крайних случаях, у истериков есть предпочитаемые методы суицида, многие могут наносить себе реальные повреждения (вроде порезов, рассечений). К тому же дети с суицидом аффективным, после попытки стараются скрыть ее, стесняются и стыдятся, в то время как истероиды склонны к ажиатированию поступка.

Уходы и бродяжничество

Распространенная форма протестной реакции, свойственна мальчикам. Может возникать как реактивный ответ на:

  • • Ссоры родителей
  • • Критику учителей и плохие отметки
  • • Наказания и запреты

В большинстве своем наблюдаются уходы из дома, предварительно могут учащаться прогулы в школе. Подобное поведение также основывается на желании проучить обидчиков. В дальнейшем могут наблюдаться повторные уходы, если сохранной остается травмирующая для ребенка ситуация.

К сожалению, при отсутствии коррекции этого поведения уходы могут фиксироваться по типу реакции на любой дискомфорт и учащаться. В случаях педагогической запущенности у подростка уходы могут превратиться в навязчивости и будут происходить уже «поневоле». На этой почве формируется невроз навязчивых состояний с симптоматикой бродяжничества.

Заключение

Реакции протеста связаны напрямую с характерными особенностями ребенка, а также возрастом, в котором они возникают впервые. Как мы выясняли, у детей подвижных и активных с большей вероятностью возникнут активные реакции протеста, а у детей замкнутых, часто болеющих – пассивные.

Наибольшую опасность представляют реакции протеста в пубертате, когда среди них зарождаются суицидальные проявления.

На начальных этапах эти нарушения поведения поддаются коррекции и в рамках семьи, однако здесь важна наблюдательность родителей и сбалансированный стиль воспитания. Два фактора, которые исключают возникновение психогенных реакций протеста – это принятие ребенка и понимание его проблем, а также поддержание спокойной и дружественной семейной атмосферы.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

Оставьте свой комментарий: