Дефицит внимания, игры для детей, часть 4

Синдром дефицита внимания и геперактивность: игры для детей третья игра

Итак, мы подошли к последней игре из нашего цикла по работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. До этого мы рассказали в вводной статье о основных правилах взаимодействия с такими ребятами, а затем описали две игры, которые заточены под то, чтобы ребёнок взял пол контроль своё внимание и научился распределять его, а затем освоили навыки планирования и вербализации плана для облегчения выполнения задачи.

А теперь перейдём к нашей сегодняшней игре.

Содержание статьи:

  1. Угадаешь?
  2. Первая версия игры
  3. Комментарий к этой версии игры
  4. Второй вариант игры
  5. Комментарий к этой версии игры
  6. Третий вариант игры
  7. Комментарии к этой версии игры
  8. Заключение

Дефицит внимания, игры для детей, часть 4

Угадаешь?

Одна из основных проблем, которая развивается на фоне нехватки внимания у подобных детей – это сложность в ориентировании и анализе ситуации: ребёнку проблематично нахождение важных признаков ситуации, понимание условий действия, а как следствие – невозможность адекватно сделать вывод о происходящем на основе имеющейся информации. Поэтому поиск и выделение существенных признаков ситуации – это навык, которому стоит обучать детей. Ведь нередко СДВГ-дети как бы «пролетают» через ситуацию, не разбираюсь.

Важно понимать, что каждый предмет, с которым взаимодействует ребёнок связан сложными связями с другими событиями, явлениями и вещами. Подобное «встраивание» в окружающую реальность и какую-то категорию предметов происходит за счёт существенных свойств вещи. В принципе даже наше с вами мышление построено так, что мы ищем «нечто», исходя из его свойств и признаков.

Например, нам нужно разрезать яблоко на четыре части – мы будем искать нечто достаточно плотное и острое, желательно тонкое, чтобы произвести эту операцию. Так мы ищем нож. Любой другой предмет, в котором нет данного набора свойств нам не подойдёт – лист бумаги хоть и острый, но недостаточной плотный.

А для того, чтобы найти нужную вещь – нам вначале необходимо определить те свойства, которые мы в ней ищем. Именно на основании такой системы и последовательности решений человек делает выводы и принимает какие-то решения.

И наша задача в последнем упражнении направить внимание ребёнка не только на предмет, но и на его важнейшие признаки, или, как я их называю, классифицирующие свойства.

Первая версия игры

Реквизит этой игры – порядка 40 цветных карточек с рисунками различных предметов. Чем больше тематик отражено на карточках – тем лучше. Можно использовать наборы изображений из предметных лото или просто распечатать на качественной бумаге нужные изображения. Главное – чтобы они были однозначными.

Итак, вы раскладываете перед ребёнком все имеющиеся карточки и даёте примерно следующую инструкцию:

«Я загадаю тебе одну вещь, которая есть среди этих карточек. Попытайся угадать, что же я выбрал, но у тебя будет всего 20 попыток. Чтобы узнать, что я загадала, ты можешь задавать мне вопросы, но я могу отвечать только «да» или «нет». Возможно инструкция покажется ребёнку сложной или непонятной, тогда отложите одну карточку в сторону и объясните ребёнку как можно было бы задавать вопросы. Например, вы отложили тигра – задайте вопросы типа «это животное», «у него есть полоски» и тому подобное.

Многие дети пытаются угадать вслепую, просто перечисляя всё, что видят. В таком случае я рекомендую прервать поток угадывания и сказать ребёнку, что такой подход не эффективен и попросить его обращать внимание на вопросы, которые он может задавать.

Если ребёнку очень трудно сориентироваться, то вы можете подготовить для него небольшую подсказку в виде карточек, на которых написаны основные свойства, которые могут помочь ребёнку найти правильный ответ. Главное, чтобы на каждой карточке был пример вопроса. Например, карточка «форма» с вопросом – это треугольное?

Комментарий к этой версии игры

Игра предназначается для детей в возрасте от шести лет. Можно играть и тет-а-тет с ребёнком, но можно и группой, но главное чтобы группа была не более 8 человек. В случае с групповой игрой соблюдайте принцип «поля чудес» — дети задают вопросы по очереди и по одному в кону.

Если же игра кажется слишком трудной для детей или они не могут держать в фокусе все карточке, то после ответов «нет» можно убирать со стола все предметы с названными свойствами. Например, после вопроса «это железное» — «нет», вы можете смело убирать со стола все железные предметы.

Однако рекомендуется постепенно использовать полные наборы карточек, не убирая их. Если игра всё же сложна детям – просто уменьшайте количество открытых карточек

Второй вариант игры

Для этой вариации игры вам понадобиться 5-10 карточек, которые относятся к одному классу или обладают общими свойствами. При этом неплохо использовать как чёрно-белые, так и цветные изображения.

Ваша задача – попросить ребёнка рассказать о какой-нибудь вещи, но не называть её. А вы, или другие игроки должны попробовать догадаться, о чём идёт речь. При этом не важно – угадает ребёнок или нет, даже если он назвал все свойства предмета, который вы загадали. Если это предметы одного класса – то можно «перезагадать» про себя новый предмет и подтолкнуть ребёнка к размышлению фразой «ты назвал много правильных свойств, но ещё не всё».

Ваша задача – подстёгивать ребёнка к поиску упущенных свойств, что помогает сконцентрировать и распределить внимание между карточками. Затем загадывает предмет ребёнок.

Комментарий к этой версии игры

Игра хорошо подходит под возрастной промежуток 4-8 лет. В более поздний период такая форма игры просто будет казаться ребёнку скучной. При этом крайне важно не переборщить с ролью «несмекалистого» родителя, поскольку дети очень быстро устают из-за этого

В общем-то можно играть без картинок, но тогда задача для взрослого усложняется: необходимо ограничивать все задумки ребёнка каким-либо одним классом предметов, автомобили, мебель, посуда и тому подобное. Если дать ребёнку свободу выбора, то он может загадать всё что угодно, что во взрослом понимании трудно назвать предметом. Отсутствие картинок никак не сказывается на качестве игры, но может сделать её более скучной для ребёнка.

Третий вариант игры

Этак игра знакома многим взрослым. Один человек загадывает что-либо, а второй должен отгадать этот предмет при помощи тех же вопросов, которые приводят либо к да, либо к нет.

При этом, если загадавший вещь человек отвечает «нет», он должен не просто произнести это, а ещё и дать какое-то уточнение. Например, на вопрос «это зелёное» загадавший отвечает «нет, это не дерево». Это добавляет игре путаницы и смеха.

Однако глобальная суть игры не меняется: сначала мы перебираем классы объектов, потому выбираем какой-то один и в нём, отсеивая ненужные признаки приходим к правильному решению. Здесь сложность задачи состоит в том, что если в первом варианте у ребёнка есть конечное количество карточек, которые он видит перед глазами, то здесь нет визуальной стимуляции и возможных решений – бесконечное множество.

Комментарии к этой версии игры

Лучше всего начинать её использовать с детьми от 9 лет из-за её сложности. Более того, она вполне интересна для взрослых и можно играть в неё с подростками. Это отличный способ скоротать время, особенно в длительных поездках и перелётах.

Если говорить о коррекционных целях, то можно изначально ограничить класс предметов, из которых можно выбирать объекты для загадывания

Заключение

Итак, давайте подведём итог нашем изысканиям. Все перечисленные игры позволяют ребёнку лучше овладевать вниманием, контролировать и планировать свои действия, а также выделять важные признаки предметов и ситуаций, отсеивая второстепенные и ненужные признаки.

Эти игры можно использовать хоть каждый день. Некоторые игры в устной форме можно использовать в пути и дороге, не ограничивая правила игры.

При этом остаётся важным один принцип – надо подбирать игры и задания так, чтобы они были интересны ребёнку и не вызывали у него скуки. Также важно, чтобы уровень игры соответствовал реальной способности ребёнка найти нужное решение.

В общем и целом – просто играйте с ребёнком, не превращая эти занятия в тяжёлую и нудную обязаловку.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

На нашем сайте http://Love-mother.ru Вы можете задавать свои вопросы психологу по интересующим Вас вопросам через комментарии под статьёй. Вам будет выслан ответ на, указанный вами, адрес электронной почты и опубликован в комментариях.

Оставайтесь с нами! Всегда рады Вас приветствовать на нашем сайте!!!

Оставьте свой комментарий: