Синдром сверхценных односторонних увлечений у подростков

Что это такое?
Эта группа расстройств, возникающих в пубертатном возрасте, проявляется в ненормальных сверхценных увлечениях и интересах, не имеющих четких целей и порой абстрактных. Выделяются две группы синдромов, связанных с сверхценной деятельностью.

Содержание статьи:

  1. Типология односторонних интересов
  2. Особенности патологических увлечений
  3. Группа синдромов в формах конкретной деятельности
  4. Динамика расстройств

Синдром сверхценных односторонних увлечений у подростков

Типология односторонних интересов

В группе первого типа доминирует идеаторная и сверхценная деятельность псевдопознавательного характера. Подростки начинают задаваться вопросами о смысле жизни человека, задаются вопросами религии и внеземной жизни, всеобщем сознании и общечеловеческой морали. Более того, они могут увлечься «доработками» известных концепций, вроде теории относительности, педагогических подходов. На нашем опыте встречались подростки, увлеченные разработкой «вечного двигателя», чертежами космических кораблей и т.п.

Таким увлечения подростки отводят весомую часть времени, что нередко приводит к ущербности учебной деятельности, сужению времени досуга. Дети могут заниматься и в ущерб физиологическим потребностям: они забывают о еде и сне, тратя время на изучение научно-популярной литературы, специальных справочников, ведут «научные» дневники и выписывают цитаты из книг. Интересно, что субъективно они не испытывают усталости, а ввиду своих увлечений получают удовольствие от деятельности.

Здесь можно констатировать сверхзначимость для ребенка эти интересов.

В одних случаях вся деятельность сводится к бесцельному мудрствованию, перебиранию одних и тех же идей. В других случаях, такие усилия могут быть условно продуктивными, способствуя интеллектуальному развитию подростка.

Подростки из первой – бесплодной группы – не выводят свою деятельность за границу интеллектуальной переработки, они обнаруживают следующие реакции:

  • • Замкнутость и жизнь внутри своих переживаний
  • • Многочасовые размышления об интересных им проблемах с отстраненностью
  • • Предпочтение одиночества и отказ делиться своими идеями
  • • Отказ от активных попыток отстаивать свои «открытия»
  • • Никаких попыток воплотить в жизнь свои идеи

Давайте условно назовем эту группу «пассивной». Тогда в группе «активных» подростков наоборот проявляется желание воплотить свои идеи в жизнь. Они с радостью делятся своими идеями, пытаются навязать их окружающим. Зачастую такие дети отправляют в различные министерства и НИИ свои разработки, планы социальных реформ и гениальные открытия.

Особенности патологических увлечений

Независимо от типа патологии, в творчестве подростков, а также в их письменных «трактатах» обнаруживается сильнейший контраст между взятыми из специальной литературы проблем и банальными, детскими выводами. Например, находясь в стационаре, один из пациентов за несколько суток разработал концепцию лечения шизофрении. Таким образом, вскрывается явное противоречие между сложностью и глобальностью увлекших ребенка проблем и инфантильностью выводов и способов их разрешения.

Традиционно в психиатрической литературе эта группа расстройств названа «метафизической (или философской) интоксикацией». На наш взгляд этот термин является неудачным, так как не отражает природы расстройства, а также он не раскрывает всего спектра патологий, которые далеко не ограничиваются одним философствованием.

Группа синдромов в формах конкретной деятельности

В эту категорию попадают расстройства, выраженные, в первую очередь, занятием или изучением таких видов деятельности, которые не используются ни в жизни, ни в академической сфере.

Сюда могут входить:

  • 1. Малоизвестные «духовные» практики
  • 2. Изучение мертвых языков
  • 3. Чрезмерное занятие каким-либо одним физическим упражнением

Как пример приведем подростка, который часами мог стоять на носках, чтобы «укрепить суставный аппарат стопы и пальцев».

В эту группу можно включить и феномены «запойного чтения», необоснованный отказ от мясной пищи, ненормальные виды собирательства и коллекционирования (например, грязных салфеток, ржавых болтов разных форм, огрызков карандашей). Сюда же отнесем и составления специфических списков, каталогов, описывающих различные виды транспорта, названия улиц, а также составление тезаурусов в определенной области.

Динамика расстройств

В принципе, развитие и изменение синдрома крайне различно по своей длительности и проявлениям. В одних случаях может наблюдаться постоянный и стойкий тип расстройства с неизменной структурой интереса, в других – приступообразно и с изменением тематики увлечения.

Согласно наблюдениям, при условии первостепенности этого синдрома (то есть, он не включен в картину другого расстройства), он благополучно распадается к 24-25 годам. Таким образом, при благоприятном течении патология угасает в юношеском возрасте.

Однако в большинстве случаев эти нарушения диагностируются в рамках подростковой вялотекущей шизофрении или шизофрении приступообразной. В таком случае требуется уже не психологическая коррекция, а психиатрическое вмешательство с проведением клинического эксперимента и назначении курса лечения.

В шизофренических случаях сверхценных интересов они отличаются особенной вычурностью, отдаленностью от реальной жизни, своеобразными неологизмами и аутистичностью. Более того, к таким расстройствам присоединяются другая шизоидная симптоматика, вроде бреда, навязчивостей, галлюцинаций и фобий. Также наблюдается и общая эмоциональная тупость, отрыв ребенка от реальности.
Выводы

Подводя итоги нашей статьи, хочется сказать, что не всегда односторонние увлечения включаются в рамки патологии. Безусловно, не стоит забывать о талантах и гениях, о продуктивных интересах, связанных с реальной научной проблематикой или достижениями в спорте.

Однако не нужно вычеркивать и патологические увлечения из разряда проблем, которые могут проявится в любой семье. Важно понять, что при развитии ненормальных интересов их сопровождает некоторая вычурность и отстраненность, дети не ищут совета и не приемлют других идей. В таком случае попросту необходимо обратиться за консультацией к психиатру, а если возникнет необходимость провести диагностику – нужно сделать и это.

Ведь если заболевание начало свое развитие и было вовремя замечено, купировать и угасить его будет проще и в домашних условиях, ограничившись курсами психотерапии без какого-либо психофармакологического вмешательства.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

Оставьте свой комментарий: