Советы детского психолога, часть 1

Сборник советов для родителей от детского психолога: часть первая

К этой подборке материалов я шёл порядка пяти лет. За эти пять лет в моём опыте накопилось большое количество уникальных, интересных, простых и сложных случаев, которые были успешно решены. Но были и неудачные случаи, которые заставляли меня глубже погружаться в изучение сферы семейных отношений и влияния родителей на детей.

Сегодня я бы хотел начать небольшой цикл статей, который отличается от моих остальных работ – это будут короткие, важные заметки, советы и рекомендации, которые должен учесть каждый родитель, который хочет видеть своего ребёнка здоровым и полноценно развивающемся.

Я расскажу обо всём понемногу: о том, как связаны родительские ожидание и развитие детей, как родители могут поддержать эмоциональное развитие ребёнка, снова вернёмся к теме наказаний и расскажем о некоторых «лайфхаках» при агрессивном поведении чада.

Ну что же, друзья, начнём?

Содержание статьи:

  1. Как ожидания родителей влияют на психоэмоциональное развитие детей
  2. Первые этапы эмоционального развития ребёнка
  3. Заключение

Советы детского психолога, часть 1

Как ожидания родителей влияют на психоэмоциональное развитие детей

Психоэмоциональная структура личности – это основа наших способностей, то, что помогает нам ставить определённые цели и использовать конкретные модели поведения и стереотипы в обыденной жизни. Это базис, на котором мы растём.

Первое, что определяет особенности ребёнка – это причина его появления на свет. Желание иметь ребёнка, сознательный выбор такого пути развития семейности во многом определяет то, как будет развиваться ребёнок. Уже с первых дней после рождения ребёнок окунается в эмоциональную среду своей семьи и то, какой фон там присутствует.

Более того, более радикально настроенные специалисты говорят, что уже в утробе ребёнок способен ощущать желательность/нежелательность своего присутствия в этом мире. «Меня любят, меня ждут и меня хотят» — это установка, которую должен получать ребёнок если не с первых дней беременности, то с первых дней жизни, чтобы его развитие начиналось в безопасном русле, и он мог спокойно проходить те психологические вехи развития, которые должны быть пройдены, не заботясь о своей «безопасности».

В коей-то мере, первые дни жизни ребёнка способны задавать вектор развития, в дальнейшем определяющий «стиль жизни» человека.

В принципе, по опыту работы – гипотеза не проверялась экспериментами – я могу сказать, что желанные дети сильно отличаются от тех, которые стали «сюрпризом» для родителей или в первые месяцы после рождения воспринимались как обуза. Первые, безусловно, тоже сталкиваются с психологическими проблемами, но очень часто они способны решить их за счёт тех ресурсов, которые есть внутри семьи.

А дети «нежеланные» куда чаще и сильней проявляют агрессивность в поведении, чувствуют свою ненужность и покинутость, медленнее развиваются в речевом плане и гораздо чаще испытывают проблемы в межличностном общении и эмоциональной регуляции. Если можно так сказать, то ребёнок, выходя из утробы матери в новый мир, должен сохранять ту чувство спокойствия и безопасности, которое он переживал, когда был единым организмом с матерью

Поэтому никогда не пренебрегайте теплотой в общении с ребёнком даже во время беременности, не забывайте о том, что всё в этом мире взаимосвязано – от ваших переживаний во время беременности до психического здоровья ребёнка.

Первые этапы эмоционального развития ребёнка

Ребёнок рождается и начинает…кричать и плакать. Так он призывает этот незнакомый ему мир к общению. И это – самая первая и самая простая форма диалога ребёнка с миром взрслых. В плаче выражается желание быть принятым и понятым, в плаче ребёнок рассказывает родителям о том, что его беспокоит.

Многие родители опасаются, что постоянный контакт с ним во время плача – это потенциальное избаловывание малыша. Учитывая тот факт, что ребёнок в тепле, накормлен, одет в чистую одежду и в безопасности родители успокаиваются на этом. И, давая ребёнку вдоволь прокричаться перед сном и уснуть, родители завершают цикл родительских обязанностей.

Безусловно, не стоит реагировать на каждый плач малыша, но тогда вам необходимо быть супермамой, и вы должны понимать, почему ребёнок плачет именно в этот раз. Если вы будете брать ребёнка для успокоения через раз, то может случится так, что ребёнок сам перестанет вас «понимать». Допустим, ребёнок проголодался и плачет – один раз вы берете его, другой раз нет. В действиях очевидна непоследовательность и ребёнок просто теряется в догадках, как и когда плакать. И начинает делать это всегда. Так что придётся изучать «стили плача ребёнка».

Но в тоже время ребёнок, находясь в утробе матери привыкает к её телу – к ритму сердцебиения, к ритму дыхания и тембру голоса. И когда он этого лишается, лёжа в люльке – он не чувствует себя в безопасности. Старый мир рухнул, а новый ещё страшен и непонятен. И только вы можете защитить его от этого, взяв на руки.

Но стоит ему оказаться на руках у матери – отец в первые дни жизни вообще фигура страшная – как он вновь обретает чувство спокойствия: запах, стук сердца, движения – это знакомо ребёнку и показывает ему, что даже в новом мире есть островки спокойствия и безопасности.

В первые дни жизни у ребёнка формируется доверие или недоверие к миру, отношение к нему как к источнику угроз или как к источнику возможностей. Поэтому общайтесь с малышом, дарите ему телесный контакт и говорите с ним. Никогда не игнорируйте речь, но избегайте излишних «сюси-пуси» — это вербальный мусор. Разговаривайте с ребёнком о нем и делайте это нежно.

Ведь я уже навсегда убедился в том, что родительские ссоры, ругань рядом с малышом, грубые тона и фразы навсегда оставляют шрам в душе ребёнка, который можно только подлечить, но не исцелить. Так зачем создавать собственному ребёнку почву для тревог? Зачем показывать всю подноготную мира этому беззащитному человечку? Ваши решения сейчас – это благополучие ребёнка в будущем.

Заключение

Итак, сегодня я поделился с вами двумя важными наблюдениями о взаимодействии с детьми. Мы узнали о том, как создать благоприятную среду для эмоционального развития ребёнка и как ваши родительские установки способны повлиять на жизнь ваших детей в будущем.

В моей следующей статье я затрону тему роли семьи в познавательном развитии детей и о том, как ваши формулировки в общении могут развивать негативные черты в детях.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

На нашем сайте http://Love-mother.ru Вы можете задавать свои вопросы психологу по интересующим Вас вопросам через комментарии под статьёй. Вам будет выслан ответ на, указанный вами, адрес электронной почты и опубликован в комментариях.

Оставайтесь с нами! Всегда рады Вас приветствовать на нашем сайте!!!

Оставьте свой комментарий: