Советы детского психолога, часть 3

Сборник советов для родителей от детского психолога: часть третья

Итак, вот мы снова вернулись к полезным советам от детского и семейного психолога. В предыдущих двух статьях я рассказал о том, как работать с познавательными интересами ребёнка, как формировать свою речь так, чтобы дети не перенимали и не формировали из-за вас негативный установки. А также мы затронули вопросы психоэмоционального развития детей и роли родителей и их ожиданий в развитии ребёнка.

Сегодня у нас весьма полезная и интересная тема – как помочь ребёнку проработать свою тревожность. Начнём?

Содержание статьи:

  1. Тревога у детей: как помочь?
  2. Заключение

Советы детского психолога, часть 3

Тревога у детей: как помочь?

Причины, которые чаще всего вызывают тревожность у детей – это отсутствие чувства безопасности в семье (критика), чувство собственной неуспешности (отсутствие поддержки со стороны родителей) и формирование родителями установок, пропагандирующих небезопасность окружения.

Во-первых, нельзя допустить, чтобы ребёнок замыкался в своих тревогах и неудачах, ему необходима какая-то форма деятельности, которую он выполняет успешно и получает за это похвалу. Ведь чувство успеха помогает проработать неуверенность в своих силах и понять, что неудачи – это нормально.

Итак, перейдём к советам, которые я собрал, работая с разными случаями и семьями. Не все из них универсальны и подойдут именно вам, но что-то вы обязательно возьмёте в свой арсенал.

  1. Категорически недопустимы сравнения детей друг с другом, так как, это может стать травмирующим фактором. Лучше сравнить достижения ребёнка с его же результатами, показанными, например, неделю назад.
  2. Обращаясь к тревожному ребёнку с просьбой или с вопросом, желательно установить с ним контакт глаз, лучше наклониться к нему.
  3. Необходимо понять и принять тревогу ребёнка: он имеет на неё полное право. Интересуйтесь его жизнью, чувствами, страхами. Научите его говорить о них и будьте готовы выслушать ребёнка. Разбирайте ситуации из школьной и повседневной жизни, вместе ищите выход. Научите делать полезный для ребёнка вывод из неприятностей, показывая, что в большинстве случаев «нет худа без добра» — приобретается опыт, удаётся избежать ещё больших неприятностей и так далее. Обеспечьте ребёнку ощущение, что в любой ситуации в вашем лице он получит поддержку и понимание его проблем. Даже если некоторые проблемы вам не представляются серьёзными, признайте право ребёнка — сильно переживать из-за них: «Да, это действительно неприятно. Это, правда, очень обидно…» И только после выражения сочувствия помогите найти выход, решение, увидеть положительные стороны.
  4. Помочь ребёнку в преодолении тревоги – значит, создать условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребёнок боится засыпать в темноте, пусть засыпает при свете, если боится спросить дорогу у прохожих, спросите вместе с ним. Таким образом, вы показываете ему, как можно решать тревожащие его ситуации.
  5. Если ребёнок пропустил из-за болезни занятия в школе и боится идти туда, попробуйте сделать его возвращение постепенным. Например, можно прийти с выздоровевшим ребёнком на «продлёнку», якобы узнать домашнее задание; постараться сделать так, чтобы, пока он болеет, ему звонили одноклассники, и он сам звонил им; самим зайти в школу, узнать новости о жизни класса и подробно рассказать обо всём ребёнку, передав привет от ребят и учителей. Если ребёнок посещает какой-нибудь кружок, выход «в люди» после болезни лучше начать с него.
  6. В сложных ситуациях не стремитесь всё сделать за ребёнка, но и не бросайте его одного. Предложите справиться с проблемой вместе (не важно, что это: шнурки на ботинках или первая ссора с приятелем). Иногда достаточно просто побыть рядом с ребёнком, пока он пытается справиться с чем-то.
  7. Если не удаётся разговорить ребёнка, но вы подозреваете, что его что-то гнетёт, поиграйте с ним. Например, спросите его: «Чего боятся солдатики? (или куклы). А как им помочь преодолеть страх?».
  8. Заранее готовьте тревожного ребёнка к каким-то переменам и важным событиям. Подробно расскажите, что его ждёт.
  9. Никогда не пытайтесь повысить работоспособность ребёнка, описывая ему трудности. Например, подчёркивая, какая серьёзная контрольная работа его ожидает или что от результатов этого экзамена по музыке очень многое зависит. Это только усилит напряжение.
  10. Делиться своей тревогой с ребёнком лучше в прошедшем времени. «Сперва боялся, но потом было так-то и так, удалось сделать то-то и то-то».
  11. Старайтесь в любой ситуации искать плюсы по принципу «нет худа без добра». Например, ошибки в контрольной – это бесценный опыт, ты понял, что тебе надо повторить, и больше их не сделаешь. Объясните ребёнку, что сами когда-то только начинали рисовать, кататься на велосипеде и так далее, да и сейчас у вас не всё сразу получается. Людям редко удаётся избежать ошибок и неудач в новом деле. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Ребёнок должен быть уверен, что родители верят в его успех, что, в конце концов, у него всё получится.
  12. Ребёнку важно научиться ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их, а не стремиться к абстрактному и потому недостижимому эталону.
  13. Развивайте правильное отношение ребёнка к результатам своей деятельности, умение правильно оценить её независимо от педагога, не смешивать оценку конкретной работы с отношением педагога к самому ребёнку. Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями. Обращайте внимание на то, что он знает, умеет теперь, что он смог пересилить себя, что он заслуживает уважения, что он укрепил свою волю и так далее. Так формируется чувство собственной компетентности ребёнка, снижающее чувство тревоги и неуверенности в себе.
  14. Если ребёнок напряжён, предложите ему упражнение для расслабления: сделать глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное.
  15. Также, преодолеть чувство тревоги можно с помощью телесного контакта. Можно просто погладить ребёнка по голове, обнять его, посадить на колени. Это никогда не будет лишним ни в отношении малышей, ни дошкольников, ни младших школьников. Тревожные дети быстро утомляются, поэтому, заметив, что ребёнок выполнил одно задание, погладьте его по голове и скажите: «Отдохни немного, а потом продолжишь».
  16. Будьте более оптимистичны сами. Следите за выражением своего лица. Чаще улыбайтесь. Убеждайте ребёнка, что «всё будет хорошо, всё обязательно получится».
  17. Общаясь с ребёнком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребёнку: «много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!» и тому подобное.)

Спокойные, уверенные в себе родители, способные принять ребёнка таким, какой он есть, не ждущие от него моментальных сверхдостижений, с пониманием относящиеся к его успехам и неудачам, — вот залог уверенности и адекватной самооценки ребёнка. Более того, умение вовремя помочь и предложить свою помощь – это тоже навык, который требует от родителей постоянного внимания к удачам и провалам своего чада.

Заключение

Итак, вот мы и рассказали о простых, не столько психологических, сколько житейских советах о том, как можно проработать тревожность ребёнка и не повлиять негативно на его самооценку.

В дальнейшем нас ждут ещё несколько интересных советов, которые помогут вашим детям расти в здоровой атмосфере, а вам – лучше понять собственных детей. А если у вас есть акутальные проблемы и вопросы – задавайте их в комментариях, и я разберу их в последующих статьях!

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

На нашем сайте http://Love-mother.ru Вы можете задавать свои вопросы психологу по интересующим Вас вопросам через комментарии под статьёй. Вам будет выслан ответ на, указанный вами, адрес электронной почты и опубликован в комментариях.

Оставайтесь с нами! Всегда рады Вас приветствовать на нашем сайте!!!

Оставьте свой комментарий: