Нарушения речи у детей

Травматические нарушения речи: алалия и дизартрия

В двух предыдущих статьях нами были разобраны нарушения речи, получившие названия афазий, а именно мы описали:

  • • сенсорную афазию;
  • • моторную афазию;
  • • семантическую афазию;

Также внутри каждой группы мы выделили наиболее распространённые подклассы искажений. В этом же материале мы сделаем упор на двух других нарушениях, которые могут развиваться вследствие травм головы – это дизартрия и алалия.

Содержание статьи:

  1. Алалии и их виды
  2. Сенсорная алалия
  3. Моторная алалия
  4. Дизартрия и некоторые ее виды
  5. Симптоматика дизартрии: симптомы поражений отдельных нервов
  6. Псевдобульбарная дизартрия у детей
  7. Бульбарная дизартрия у детей
  8. Особые формы дизартрий: топические поражения
  9. Заключение

Речевые нарушения

Алалии и их виды

Алалиями называют недоразвитие речи, носящие системный характер. Развивается это заболевание из-за травм головы, сопряжённых с нарушением целостности мозга в так называемом «доречевом периоде». Возникают алалии в промежутке от рождения до 3 лет, то есть в тот период, когда речь ребёнка ещё неподвластна ему, и он не овладел ей как инструментом общения. Итак, мы видим, что алалии возникают только в детском возрасте. Подразделения на классы у расстройства схоже с афазиями, алалии делят на:

  1. сенсорные;
  2. моторные.

Сенсорная алалия

При сенсорной алалии ребёнок не понимает обращённую к нему речь, однако элементарный слух остаётся полностью сохранным. Непонимание обращённой речи связано с упадком слухового гнозиса (что это такое – смотрите в статье по сенсорной афазии). Ребёнок попросту не может воспринимать речь как цельный информационный поток, через который передается смысл чего-либо, для него это просто набор разрозненных звуков.

В тоже время при сенсорной алалии хромает и моторная составляющая речи: она в принципе не сформирована на должном уровне. Это связано с тем, что для того, чтобы у ребёнка появился навык говорения ему необходимо накопить некоторый запас сенсорного опыта, понять, как звучит то или иное слово, звук или отдельная буква. Поэтому крайне важно разговаривать с детьми ясным, чётким и грамматически правильным языком.

Моторная алалия

Как и моторная афазия, алалия этого класса представлена недоразвитием моторных навыков речи. Нарушения очевидны в лексико-грамматической и фонетической компоненте речи. Ребёнку крайне тяжело выстроить связную фразу, искажается также и слоговая последовательность в словах: отмечаются пропуски слогов, их перестановки и выпадения.

У таких детей выявляется недостаточность для своего возраста активного словарного запаса, звукотональная составляющая речи. Звукопроизношение нарушается из-за оральной апраксии: неспособности сознательно контролировать движения речедвигательной мускулатуры при её сохранности.

В тоже время такие дети более или менее понимают обращённую к ним речь. Но в рамках специального обследования обычно обнаруживает себя и недоразвитие сенсорной компоненты речи, в частности – смысловой составляющей: эти дети могут не понимать логико-грамматические конструкции. Письменная речь искажается, но менее выражено, чем при афазии.

Обратим внимание, что деление алалий на моторную и сенсорную достаточно условно, ведь так или иначе речевые центры мозга тесно связаны между собой.

Дизартрия и некоторые ее виды

Дизартрией называют искажение звукопроизносительной составляющей речи, которое обусловлено нарушениями возбуждения всей речевой мускулатуры. Из этого определения мы видим, что дизартрия является заболеванием, напрямую связанным с поражением центральной нервной системы.

При дизартрии у ребёнка нарушается способность произносить отдельные звуки, что особенно заметно в попытках организовать слитную речь. В связи с этим развиваются вторичные нарушения речи в виде искажения:

  • • модуляции речи;
  • • темпа речи;
  • • выразительности речи.

Как и при других заболеваниях, связанных с центральной нервной системой, глубина поражения зависит от тяжести перенесённой травмы. При сильных поражения, сотрясения с переломами черепных костей может наблюдаться абсолютно непонятная речь, а также её полное исчезновение из-за паралича речедвигательной мускулатуры. Исчезновение речи в связи с параличом речедвигательных мышц называется анартрией.

Однако дизартрия затрагивает не только звукопроизносительную сторону речи, при ней могут замедлять (и замедляют) своё развитие другие речевые компоненты, вроде лексико-грамматических навыков, фонематического слуха и тому подобное. При этом заметны изменения и в общей моторике.

Общими для дизартрий являются следующие клинические симптомы:

  1. снижения двигательной способности артикуляционного аппарата из-за параличей или парезов мускулатуры. Такие снижения и приводят к искажениям звукопроизношения;
  2. нарушения тонуса мышц артикуляционного аппарата, которые зависят от топики (локализации) поражения в коре головного мозга.

Симптоматика дизартрии: симптомы поражений отдельных нервов

Прежде всего, нарушаются наиболее тонкие движения речевого аппарата, а именно способность поднимать язык к верхнему нёбу. Из-за этого происходит нарушение способности произносить переднеязычные звуки, вроде т, р, л, д, с, з, л, н.

Искажается и согласованность движений речедвигательных мышц, что приводит к упадку способности произносить звуки, связанные с тонкой согласованностью движений губ, нёба и языка. Особенно это заметно у детей в цельном речевом потоке, когда должны быть задействованы одновременно несколько моторных мышц.

При частичном параличе круговой мышцы рта снижается двигательная способность губ. Простой способ это заметить – ребёнок не может вытянуть губы трубочкой или улыбнуться. Таким образом, страдает озвучивание букв м, ф, б, в, п. Также снижается и общая чёткость речи из-за уменьшения резонаторной зоны.

Поскольку губные мышцы приводятся в движение лицевым нервом, при их парезах или параличах нарушается работа других лицевых мышц нижней трети лица.

При дизартрии нарушается работа нёбных мышц, в связи с чем, мягкое нёбо малоподвижно. Работа нёба искажается при поражении блуждающего или языко-глоточного нерва. Конкретное нарушение зависит от места поражения: нарушена ли целостность ядер нерва или подъядерных структур. Поэтому принято выделять:

  1. центральный парез;
  2. периферический парез.

Когда повреждены мышцы мягкого нёба, голос ребёнка носит отчетливо гнусавый характер (носовой оттенок). Когда же повреждён блуждающий нерв, помимо гнусавости и других артикуляционных нарушений у детей заметны и нарушения голоса (афонии), так как нарушается работа внутренних мышц гортани.

Итак, нарушение голосообразования из-за нарушения работы гортани – ещё один отличительный признак дизартрии. Голос ребёнка обычно слаб, нарушена его модуляция. Ослабления голоса происходит из за того, чтобы для его образования крайне важную роль играет сила вибрации голосовых связок, которая при парезах уменьшается, в связи с чем и ослабевает голос.

Нарушается произношение звонких согласных, так как произносить глухие согласные при парезах проще – они не требуют смыкания и колебания голосовых связок, которые, как мы выясняли, работают плохо.

Более того, вся гортанная моторика связана с моторикой языка, нижней челюсти и неба, а поэтому при нарушениях голоса чаще всего обнаруживаются и артикуляционные нарушения.

Также при дизартриях страдает и дыхание ребенка. Нарушения дыхания могут быть связаны с:

  • • парезами дыхательных мышц;
  • • нарушениями общей дыхательной регуляции;
  • • рассогласованием работы дыхательного и артикуляционного аппаратов.

Нарушения дыхания выступают в виде укорачивания выдоха, нарушения ритма дыхания, которые особенно заметны в момент говорения. Например, дети несмотря на постоянно приоткрытый рот всё же вдыхают через нос, а произвольное ротовое дыхание затрудненно или вообще невозможно.

Некоторые дизартрии ведут за собой повышение слюноотделения – гиперсаливацию. Особенно она заметно при так называемой псевдобульбарной дизартрии, которая выражена:

  • • слабостью языка;
  • • нарушением способности глотать;
  • • частичным параличом мышц губ.

Часто слюноотделение усиливается из-за того, что нарушена и чувствительность в области рта: ребёнок не чувствует скопления и вытекания слюны, в связи с чем нарушается и самоконтроль.

Речевые нарушения

Псевдобульбарная дизартрия у детей

Самая частая форма дизартрии в детском возрасте – наблюдается при одноимённом параличе. При этой форме дизартрии обнаруживаются следующие симптомы:

  • повышения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре;
  • слюнотечение;
  • ослабление моторики мягкого нёба, языка, губ;
  • искажение дыхания;
  • нарушения жевания и глотания;
  • речь непонятна и смазана;
  • глухой голос;
  • он же немодулированный.

Бульбарная дизартрия у детей

Наблюдается при бульбарном параличе. Основные отличия от псевдобульбарной дизартрии состоят в отсутствии глоточных и нёбных рефлексов, в купе с вышеназванными симптомами. Также при бульбарной дизартрии очевидна атрофия мышц глотки и языка.

Особые формы дизартрий: топические поражения

Когда поражены подкорковые отделы мозга, речь идёт о так называемой экстрапирамидальной или подкорковой дизартрии. Отличительные симптомы этой формы представлены:

  • резкие смены тонуса артикуляционного аппарата – мышцы то крайне напряжены, то атрофически расслаблены;
  • нарушены модуляция, темп и выразительность речи;
  • грубо искажено дыхание и голосообразование;
  • наблюдаются гиперкинезы мышц лица, мимической мускулатуры.

Если поражена мозжечковая система, то оформляется мозжечковая дизартрия. Она выражена через:

  • артикуляционную, дыхательную и голосообразовательную асинхронию;
  • искажённость плавности и темпа речи;

Речь медленная и пульсирующая, неправильно ставятся ударения и искажена модуляция голоса. К концу произносимой фразы голос ребёнка затухает, становится неслышным.

Когда же поражаются корковые зоны в области центральной передней извилины, развивается корковая дизартрия. В этой зоне мозга происходит обработка сигналов от самого речедвигательного аппарата. При этой форме дизартрии нарушается произношение отдельных звуков и общее искажение голосообразования, однако отсутствует гиперсаливация.

Заключение

Итак, подводя итоги этой статьи, укажем, что нами было охарактеризовано такое расстройство как дизартрия с её подвидами и локализацией поражений, а также алалии по схожей схеме.

Мы указали, что определённые расстройства свойственны детям, а также сделали упор на симптоматику каждой формы, обозначив их терминами, которыми они проставляются в карточках больных. Таким образом, более менее внимательный читатель, если ему придётся столкнуться с каким-либо из этих нарушений у родственников (надеемся, что не придётся), сможет достаточно полно понять картину того диагноза, который был поставлен психиатром или невропатологом.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

На нашем сайте http://Love-mother.ru Вы можете задавать свои вопросы психологу по интересующим Вас вопросам через комментарии под статьёй. Вам будет выслан ответ на, указанный вами, адрес электронной почты и опубликован в комментариях.
Оставайтесь с нами! Всегда рады Вас приветствовать на нашем сайте!!!

Оставьте свой комментарий: