Как научить ребёнка контролировать выполнения дел

Учим ребёнка контролировать выполнения дел

Недостаточно только запланировать дело, его необходимо выполнить, а для этого нужно правильно себя мотивировать на это и, конечно, проконтролировать свои действия. Взрослому человеку порой бывает сложно воплотить в жизнь данный алгоритм, что уж говорить о ребёнке.

Поэтому, дабы возбудить интерес у своего чада к выполнению повседневных дел, можно воспользоваться интересными методиками и формами:

  • Игровыми,
  • Иллюстрируемыми,
  • Табличными.

Они наглядно (в рисунках, цифрах, схемах) представят всё то, что он уже сделал, а самое главное – что ему ещё предстоит сделать.

Содержание статьи:

  1. Устраиваем соревнования
  2. Рисунки вам помогут
  3. Пример рисуночной методики (или небольшая хитрость ускорения сборов по утрам)
  4. Что вы получите в итоге?
  5. Изготавливаем «напоминалки»
  6. Не забываем о повседневных делах (табличные формы составления списков)

Как научить ребёнка контролировать выполнения дел

Устраиваем соревнования

Причем ребёнок будет «соревноваться» с делами, и, конечно, одерживать победу. За основу в этом случае берётся один из простых способов планированиясоздание списка дел.

  • Игровая форма «Победить злодея». Когда будет сформирован список дел на день, ребёнок должен изобразить довольно занимательную иллюстрацию. В левом углу листа он рисует себя, после чего чертит квадратики (их число пропорционально количеству запланированных дел). В правом углу листа бумаги он изображает злодея, с которым ему предстоит «сразиться» (это может быть известный мультипликационный персонаж, грозный дракон или свирепое чудовище). По мере того, как он будет выполнять порученные и намеченные задания, ему необходимо заштриховывать цветными карандашами или фломастерами квадратики (1 задание – 1 клеточка). Если к концу дня ребёнок осиливает все дела – считается, что злодей побеждён.
  • Игровая форма «Какой счёт?». Итак, ваше чадо «сочинило» список из четырёх дел, с которыми предстоит сегодня справиться. Предложите ему игру спортивного плана, в ней он одержит победу только со счётом 4:0. Когда первое задание выполнено, ребёнок открывает счёт (1:0 в свою пользу соответственно). После выполнения последующего дела счёт становится уже 2:0 в его пользу. В конце дня, когда приходит время подводить итоги игры, подсчитывается количество сделанных заданий. К примеру, из четырёх он претворил в жизнь 3, а одно так и осталось нереализованным, таким образом «противник» совершает штрафной удар уже в его ворота, и счёт становится 3:1. Не забудьте похвалить своего чемпиона и «наградить» его по заслугам. Если вашего ребёнка трудно побудить соблюдать чёткую последовательность в выполнении дел (так как он любит спонтанность, неожиданность), предложите ему следующую игру.
  • Игровая форма «Крестики — нолики». Нарисуйте квадрат, а внутри него еще 9 маленьких квадратиков (то есть изобразите квадратное игровое поле в клеточку 3×3). В каждый квадрат впишите задачу, требующую решения. Как только одно дело будет выполнено, ребёнок ставит крестик в соответствующую клеточку. Миссия проста – зачеркнуть подряд 3 клеточки, затем ещё три, пока все квадраты не будут перечёркнуты; причём последовательность выбирает сам ребёнок.

Рисунки вам помогут

Детям, особенно малышам, ловчее контролировать выполнение дел посредством картинок. Наиболее актуальна подобная методика будет в утренние часы, когда ваше чадо собирается в детский сад или школу, и ему необходимо за короткое время выполнить большое количество манипуляций.

Однако вечером рисуночная практика также найдёт своё применение, ведь время подготовки ко сну также богато на события (нужно не забыть выполнить все гигиенические процедуры, приготовить одежду, собрать сумку в школу, и наконец, прочитать несколько страниц любимой книги).

Даже дневная деятельность ребёнка (помощь взрослым по хозяйству, подготовка домашнего задания, игры, тренировки) можно также спланировать посредством рисунков, и не бояться, что выпустишь из головы важную информацию.

Создавать подобные картинки – «напоминалки» можно вместе с детьми, и этот процесс запомнится вашим чадам и обернётся в увлекательное занятие.

Пример рисуночной методики (или небольшая хитрость ускорения сборов по утрам)

Каждое утро в любой семье начинается с решения непростой, а главное очень «суетливой» задачи – родители должны оперативно собрать себя на работу и помочь собраться детям в школу, детский сад, и при этом без опозданий доставить свою «команду» в назначенные места.

Надо сказать, что задача не из простых, особенно если в семье не один ребёнок; многие мамочки и папочки признавались, что по прибытию на рабочее место, после суетных «сборов» им порой казалось, что они только что разгрузили несколько «грузовиков с углём».

Однако подключив все свои творческие способности, можно превратить подобное утреннее испытание в занимательную игру. Для начала определите основные трудности в процессе выполнения утренних дел.

  • Особой популярностью в утренние часы пользуется ванна, в которую хотят попасть все члены семьи (но она одна!), что приводит в лучшем случае к образованию очереди.
  • Детям (особенно малышам) сложно удерживать в памяти алгоритм выполнения действий.
  • Все члены семьи зависят друг от друга, и даже если у кого-то есть способность по скоростному выполнению бытовых дел, это не значит, что он сможет попасть в конечный пункт своевременно. Стоит кому-то замедлиться, и опоздают все.
  • Детям порой бывает сложно найти компромисс, о чём-то договориться между собой (ведь у каждого своя правда!), поэтому спешка часто провоцирует возникновение конфликтных ситуаций.

Увеличить время сборов в этой ситуации – не выход, так как придётся вставать раньше, а это в свою очередь лишь усложнит процесс в эмоциональном плане: время на сон сокращается, следовательно, настроение ухудшается (а это повышенная раздражительность, сонливость, снижение работоспособности).

Итак, если вы столкнулись с подобной проблемой, следующий алгоритм вам в помощь.

  1. Запишите все манипуляции, которые члены вашей семьи изо дня в день совершают по утрам, до того момента, как выйдут из дома. Совершенно естественно, что между взрослыми и детьми будет присутствовать небольшая разница в утренних делах, однако основная часть забот будет идентичной.
  2. Нарисуйте (сделайте распечатки из интернета, схематично изобразите) картинки, которые станут иллюстрировать каждое ваше действие. У каждого домочадца должен оказаться комплект из подобных карточек – «напоминалок». Их можно приклеить на плотную основу (например, картон); каждый комплект должен отличаться по цвету или по форме, дабы не запутаться.
  3. Приспособьте под карточки подходящую коробочку или пластиковый контейнер, обязательно с крышкой.
  4. Суть игры. Игра начинается, когда звонит будильник, все просыпаются и «вскакивают» с кроватей. На столе или комоде раскладываются картинки для каждого члена семьи, которые утром желают куда-либо попасть (на занятия, в больницу, на рабочее место и так далее). При этом коробка-хранилище остаётся пустой. Каждый выполняет соответствующие действия (избирая для себя более удобную последовательность) и находя подходящую карточку, обозначающую данное событие, помещает её в коробку. Когда все карточки окажутся в «хранилище», можно отправляться в пусть (это знак того, что всё благополучно собрались и готовы выходить из дома).

Что вы получите в итоге?

  • Относительное спокойное утро, быстрые сборы и отсутствие всякого напряжения, конфликтов.
  • Своевременное прибытие в места назначения.
  • Отсутствие ссор из-за «ресурсов», например, ванной комнаты (если она занята, то можно за это время сделать что-то другое).
  • Если вы изготовите карточки с изображением предметов «первой необходимости» (мобильный телефон, ключи, лекарства), то сама собой отпадет проблема «забытых вещей».
  • Выполнив свои дела и поместив картинки в предназначенное для них место, можно уделить минутку другим членам семьи, помочь им в процессе подготовке, если они в этом нуждаются.

Изготавливаем «напоминалки»

Умение планировать свои дела жизненно необходимо, но оно затруднительно без самоконтроля. Возьмите на вооружение ещё один совет: обязательно «сцепляйте» ваш контекстный носитель (список дел или покупок) с тем, что вы возьмете с собой. Например, поручили вы ребёнку приобрести продукты, составили ему список; не оставляйте его на столе (он может его просто забыть!), а поместите его например, в кошелёк или карман брюк.

Готовились вы к дальней поездке, выяснили адрес, зафиксировали необходимые контакты, распечатали схему маршрута, подготовили документы, а в результате всё благополучно оставили дома. Чтобы этого не случилось, подумайте, что вы всегда берёте с собой, когда уходите из дома (мобильный телефон, ключи) и смастерите для любого из этих предметов «умный» брелок.

Из пластмассы, плотного картона или дерева сделайте небольшие пластиночки под размер небольших стикеров (в них должны быть маленькие отверстия, дабы надеть пластинки на кольцо для брелоков). Когда вы собираетесь, напишите на маленьких стикерах задачи, которые необходимо выполнить или вещи, которые следует взять с собой в дорогу, и приклейте их на пластинки на брелоке. И пока вы всё не сделаете, не отклеивайте их.

Подобное изобретение будет оценено по достоинству вашим ребёнком, ведь ему отныне не придётся рисовать на руках «крестики — нолики», чтобы запомнить важную информацию.

Не забываем о повседневных делах (табличные формы составления списков)

  • Чтобы контролировать регулярные задачи, приобретите магнитную доску и на ней изобразите таблицу, где будут фиксироваться бытовые задачи (помыть посуду, навести порядок комнате, покормить домашнего питомца и так далее) не только для детей, но и для взрослых, ведь родители должны показывать на личном примере, как они могут справляться с повседневными делами.
  • Выполненная задача будет отмечаться «плюсом», «галочкой», «смайликом», либо числом (например, количество прочитанных страниц, выученных английских слов и выражений).
  • Невыполненная задача отмечается «грустным смайликом» или «минусом».
  • В последнем столбце будут подводиться итоги за неделю.
  • Также распишите интересные планы на выходные (поход в зоопарк, катание на аттракционах), которые осуществляться только в том случае, если намеченное на неделю будет выполнено (это момент мотивировки!)
  • Если будут выявлены какие-либо «нарушения» со стороны домочадцев, выходные отменять не стоит, но можно убрать из программы несколько увлекательных, особо ожидаемых событий.
  • Порекомендуйте своему ребёнку формулировать списки не только ежедневных дел, но и идей, любимых занятий (куда отправиться в выходные, с кем встретиться, что почитать, что посмотреть, во что поиграть).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Оставьте свой комментарий:

Нажимая на кнопку "Отправить", я принимаю положения политики конфиденциальности и даю свое согласие на обработку персональных данных.