Речевые нарушения
Речевые нарушения при органических поражениях центральной нервной системы
В последующих статьях этого цикла мы будем разбирать различные нарушения речи, связанные с травмами головного мозга, которые часто встречаются в клинике сотрясений. О том, как дети и взрослые переживают различные травмы головы, мы писали ранее в специальных статьях, однако сейчас мы сделаем основной упор на важнейшую способность человека: говорить и понимать чужую речь. Начнём мы по традиции с определения термина, с которым мы будем работать.
Содержание статьи:
- Введение
- Моторная афазия
- Симптоматика моторных афазий в устной речи
- Симптоматика моторных афазий в письменной речи
- Дефекты чтения при моторной афазии
- Особые формы моторной афазии
- Дефекты мышления при моторной афазии
- Выводы
Введение
Афазии – нарушения речи, причиной которых является нарушение целостности зон коры мозга, которые отвечают за речевые навыки. Эти нарушения (афазии) – приобретённые по своей природе и никогда не бывают врождёнными. Выражаются нарушения через тотальное или частичное выпадение способностей понимания речи или произношения. Под речью мы понимаем как письменную, так и устную формы. У детей об афазиях можно говорить лишь после 3 лет, то есть после периода становления осмысленной речи.
В детском возрасте афазии развиваются по причине механических травм зон мозга, которые регулируют речевые способности. Иногда речь может выпадать позже, вследствие кровоизлияния в эти зоны. В некоторых случаях кровоизлияния в речевые зоны у детей, как и у взрослых, могут быть связаны с анатомически неправильным строением сосудов, которые не могут выдерживать нормального давления. Также причиной афазий могут стать физиологически наследуемые заболевания, при которых уменьшается свёртываемость крови (например, при гемофилии), а также вследствие поражения сосудистых стенок.
Во взрослом (и подростковом) возрасте афазии обуславливаются нарушением кровообращением в центральной нервной системе, а также могут становиться следствием инсультов с обширным выбросом крови в корку мозга.
Более того – в особенности у детей – афазии могут следовать за инфекционными поражениями головного мозга, например за энцефалитами или менингитами: о них мы писали ранее. Как правило, такие афазии сочетаются с интеллектуальным снижением, что говорит о дегенеративных процессах в коре больших полушарий. Отсюда мы можем сделать важный вывод: речевые нарушения при инфекционных заболеваниях говорят о глубине и серьёзности поражения мозга. Зачастую афазия проявляется вкупе с парезами и параличами, а также другими неврологическими нарушениями.
Афазия – сложное по своей структуре заболевание, в основе которого заложен распад речевого стереотипа. Таким образом, больной ребёнок не может говорить не потому, что просто нарушена целостность мозга, а по причине утраты навыков понимания и воспроизведения речи.
И здесь мы сделаем первое важное разделение афазий. В зависимости от того, какая способность нарушается: понимание или воспроизведение речевых символов, различают два типа афазий:
- 1. экспрессивную (моторную) – использование речи;
- 2. импрессивную (сенсорную) – понимание речи.
Далее мы подробно опишем каждый из типов и подтипов афазий.
Моторная афазия
Развивается по причине поражения центра Брока – нарушение коры левого полушария в зоне третьей лобной извилины. Как правило – это смещённые влево от брови к теменной зоне переломы черепного свода и сотрясения в связи с ударами в эту область. При таких поражениях выпадает способность произносить слова. Однако, утрата этого умения не связана с параличами речедвигательных мышц: весь речевой аппарат работает в полной мере, однако больной утрачивает произвольный контроль над собственной речью. Буквально, мысль не становиться словом. Такая форма моторной афазии называется апраксией речевой – утрачен произвольный контроль над речевым аппаратом, однако параличей его при этом не наблюдается.
Симптоматика моторных афазий в устной речи
Моторные афазии выражаются в частичной или тотальной утрате навыков собственной речи. При тяжёлых поражениях у больных сохранными остаются лишь отдельные звуки и буквы, чаще – восклицания. В большинстве своём больной начинает выражаться через яркую мимику и жестикуляцию: особенно это заметно у детей в период после подострого состояния после сильных сотрясений. Иногда сохраняется небольшой запас отдельных слов или бессмысленных звукосочетаний.
В более-менее лёгких случаях у больного сохранными остаются слова, из которых он может строить простые предложения. Как правило, предложения, построенные таким больным крайне скудны и однообразны по своей структуре. В речи остаются существительные и начальные формы глаголов, а сама фразовая речь приобретает черты «телеграфности»: например, фразу «Я хочу пить» ребёнок с травмой произнесёт как «Я хотеть пить».
Еще одна особенность моторных афазий – это так называемая парафазия литеральная (litera – буква). Выражается нарушение в упущении в речи определённых звуков или букв, когда из слова как бы выпадает какая-то буква.
Также моторная афазия может вести к тому, что речь больного становиться труднодоступной для понимания из-за того, что слова в предложении заменяются другими, абсолютно отличными по смыслу, но похожими по артикуляции. Например, «поворот — пароход». Такое нарушение называется вербальной парафазией.
При моторных афазиях сильно искажается грамматическая составляющая речи. Например, дети, освоившие основы словоупотребления начинают постоянно использовать неправильные окончания (в основном – начальных форм), опускают предлоги и местоимения и тому подобное. Такой феномен получил название аграмматизмов. В тоже время ребёнок способен без ошибок повторить сказанное кем-либо другим простое предложение. Такие дети начинают говорить с большой неохотой, медленно, долго подыскивают нужные слова, стараясь избегать речевой активности.
Дети с моторной афазией неплохо понимают обращённую к ним бытовую речь, в тоже время при усложнении грамматики предложения, они испытывают серьёзные затруднения в понимании фразы. Это же обнаруживается и в письменной речи.
Симптоматика моторных афазий в письменной речи
Большинство больных неплохо справляются с написанием простых, обиходных фраз и предложений. Некоторые больные в состоянии написать небольшой связный текст, состоящих из коротких и простых предложений. В сложных предложениях обнаруживаются ошибки, схожие с теми же в устной речи.
- Обнаруживается, в первую очередь, литеральная параграфия – перестановка букв в словах, аграмматизмы и пропуски слов и букв.
- Во-вторых, заметны вербальные параграфии – замена слов другими, отличными по смыслу, но схожими по написанию.
Дефекты чтения при моторной афазии
Большинство больных не в состоянии прочесть что-либо в принципе. В особенности этот навык быстро распадается у детей. Если навык чтения сохраняется, то в нём обнаруживаются те же огрехи, что и в устной и письменной речи – перво-наперво это перестановка слов в предложениях и букв в словах. Здесь речь идет о паралексии.
Как правило, чтение больше похоже на случайно угадывание текста, больные часто переспрашивают правильно ли они прочли. Смысл прочитанного понимается с трудом или вообще не понимается, пересказ недоступен.
Особые формы моторной афазии
Случается, что из-за травмы развивается так называемая истинная моторная афазия – когда ребёнок не способен использовать устную речь, однако полностью и безошибочно использует письменную речь.
Встречаются формы, при которых нарушена устная речь и письмо, однако у больных сохранён навык повторения сказанного и написанного без ошибок.
Дефекты мышления при моторной афазии
Нарушения мыслительных процессов при этом расстройстве варьируются в широких границах. В некоторых случаях мышление практически сохранно, больной полностью осознает свой дефект и переживает за свои ошибки. Как правило, в этом случае у ребёнка есть огромный потенциал на восстановительное обучение речи.
У взрослых может серьёзно искажаться абстрактное мышление, ведь именно через речь оно обретает личностный смысл и отвлечённый образ приобретает значение. Может нарушаться критичность к своему состоянию, больные «не замечают» своих дефектов.
На глубину дефекта мышления влияют следующие факторы:
- • интеллектуальный уровень ребёнка (и взрослого) до болезни или травмы;
- • культурный уровень (среда) ребёнка;
- • профессиональный уровень (для взрослых и подростков);
- • тяжесть первичного заболевания (сотрясения, трепанации, инфекции и тому подобное)
Выводы
В данной статье нами были введены основные понятия, с которыми мы будем работать далее, а также была описана одна форм речевого нарушения – моторная афазия. Мы указали, что афазии являются следствием травмы центральной нервной системы-мозга, но никогда не проявляются как самостоятельные заболевания.
Подробно были раскрыты и основные симптомы болезни, косвенно было указано на возможности восстановления речи.
В дальнейшем мы разбёрем:
- • сенсорную афазию;
- • алалию (отсутствие и недоразвитие речи при сохранном интеллекте и слухе);
- • дизартрию (нарушение речи в связи с поражением речедвигательных нервов);
- • нарушения письма и чтения.
автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва
На нашем сайте https://Love-mother.ru Вы можете задавать свои вопросы психологу по интересующим Вас вопросам через комментарии под статьёй. Вам будет выслан ответ на, указанный вами, адрес электронной почты и опубликован в комментариях.
Оставайтесь с нами! Всегда рады Вас приветствовать на нашем сайте!!!