Воображение у ребёнка: проблема развития воображения у современных детей

Проблема развития воображения у современных детей

Воображение – это выдумывание новых образов, путём смешения информации, полученной в реальной жизни. То есть, под воображением понимают отражение реальности с новыми переплетениями образов и представлений.

К 6-7 годам дети, играя с игрушками, придумывают героев, их истории. Опираясь на какой-либо существующий предмет, будь то пылесос или та же самая кружка, начинается процесс воображения. Также, дети в этом возрасте способны опредмечивать, то есть, додумывать зачатки существующего предмета, фигуры, истории. Большинство детей легко сочиняют сказки и истории.

В рисунках, например, дети начинают изменять характерные цвета реального предмета на нехарактерные. Далее меняются формы. А за ними и функции животного или предмета.

Нередко дети создают целые миры, со своей природой, животными и расой. Наделяют живых существ особыми характеристиками.

Так как, воображение исходит из полученной информации из реального мира, то, чем старше ребёнок, тем оригинальнее образы у него получаются.

В более старшем возрасте ребёнок из зачатков может создать целую композицию, совершенствовать образ, реалистично отображать предмет, старается передать его характеристики. В тот момент, когда для 5 летнего ребёнка довольно простые формы уже выглядят реалистично на бумаге.

В основе воображения у дошкольника лежит эмоциональные и личностные проблемы. Ребёнок неосознанно создаёт в игровой форме те ситуации, которые его беспокоят. Выплёскивая эмоции, накопленные в течении какого-либо промежутка времени или в результате пережитых неприятных моментов.

Воображение у ребёнка: проблема развития воображения у современных детей

Аффективное воображение

Возникает при столкновении образов из реального мира и выдуманного. В следствии чего, часто возникают детские страхи и тревоги. Если не решить эти проблемы, то у детей могут возникнуть неврозы.

Аффективное воображение направлено на преодоление этого столкновения и противоречия. Развитие такого воображения осуществляется путём проигрывания переживаний ребёнка.

Родители должны помочь своим детям в раннем возрасте преодолеть переживания с помощью игр, которые способны убрать детские страхи. Как, например, высмеивание страшных качеств монстра. Выдумывание про него интересных историй, в ходе которых монстр становится добрым, пугливым или бедным. Обычно доброта, жалость или уверенность в безопасности преодолевают детские страхи.

В зависимости от причин фантазии, воображение делится на несколько типов:

  1. Пассивное воображение или непроизвольное. Примером такого воображения являются сон, фантазии без контроля ребёнка, без критической оценки.
  2. Активное или произвольное воображение. Часто это проявляется в ролевых играх. Фантазия у ребёнка работает в полную силу, поскольку роль в игре ребёнок тщательно старается передать.

Кроме того, различают воссоздающее воображение, творческое и мечты.

Не секрет, что мы живём в информационном веке. Изобилие информации поступает из телевизора, радио, интернета и прочих ресурсов. Постоянное предоставление готовых образов тормозит развитие воображения у детей. Читая книги, человек создаёт уникальный образ героя, населённого пункта, местности. Просматривая же телевизор или другой информационный ресурс, человек запоминает образ и после просмотра фильма этот образ уже не может у него выйти из головы. Этот герой может быть только таким, каким его показали на экранах. Проблема заключается в том, что современные дети всё больше контактируют с информационными ресурсами, запоминая всё готовое. Необходимость фантазировать угасает. Играя в игры, смотря мультфильмы, фильмы, ребёнок не фантазирует, а только впитывает информацию.

Также исследование учёных показало прямую зависимость успеваемости детей от количества часов, проведённых за телевизором, компьютером или телефоном. Чем дольше ребёнок или взрослый посвятили своё время телевизору, тем у них ниже успеваемость и интеллект. И наоборот, чем ниже уровень образования и интеллект, тем больше человек проводит время за телевизором. Лишая себя детства, познания себя, окружающего мира, общения и игр, дети всё больше времени сидят перед экранами.

Нередко сами родители подталкивают своих детей на такой образ жизни. Не желая говорить, играть с ребёнком, родители часто занимают их, всучивая телефон, планшет или сажают смотреть мультфильмы, «только чтобы не приставал».

  • — У таких детей часто наблюдаются проблемы с чтением и пересказом текста, так как, мозг не создаёт образы и картинки во время чтения. Ребёнок не запоминает что читает.
  • — При длительном времяпрепровождении перед экраном возникает психоэмоциональная нагрузка, раздражительность, перевозбуждение. Дети становятся нервными.
  • — Их сложно побудить сделать школьное домашнее задание, попросить помочь по дому и другое.
  • — Появляется бессонница.
  • — Хроническое утомление и раздражительность приводит к снижению успеваемости.

Нельзя отрицать пользу телевидения и компьютера с точки зрения расширения кругозора. Однако полезные программы и передачи, поучительные и художественные фильмы должны лишь дополнять учебный процесс, а не заменять его. Поэтому рекомендовано нормировать время проведения перед экраном. Ограничить программы, разрешённые для детей.

Обсуждать с ребёнком увиденное или услышанное им, его мнение, вероятное дальнейшее развитие событий сериала\фильма. Больше уделять внимание активным играм, чтению, которые способствуют развитию воображения и абстрактного мышления. Прививать ребёнку любовь к рисованию, лепке и другим видам изобразительных искусств, которые помогут развить воображение.

Оставьте свой комментарий: