Воспитание детей: развитие ребёнка 4-5 лет, советы родителям

Описаны специфические особенности развития ребенка 4-5 лет, а также имеется краткий перечень советов для родителей

Каждый человек уникален, но общие закономерности развития прослеживаются. Ребёнок 4-5 лет тоже не исключение.

Содержание статьи:

  1. Уровень развития
  2. Приобретения малыша
  3. Игра
  4. Я и родители
  5. Советы родителям

Воспитание детей: развитие ребёнка 4-5 лет, советы родителям

Уровень развития

Диагностика уровня развития малыша должна быть всесторонней. Причём, не желательно сравнивать его постоянно с другими, ведь для этого есть показатели нормы. Следует соотносить изменения, происходящие с ним применительно к нему самому на более ранних возрастных ступенях.

Развитие малыша может носить неравномерный характер, например, одни способности проявляются на весьма выдающемся уровне, в то время как другие немного не дотягивают до нормы. Это достаточно распространённое, нормальное явление, не стоит опасаться, если отклонения не значительны.

Приобретения малыша

В тоже время этот этап развития ознаменован бурным интеллектуальным развитием. Чаще всего ребёнок 4 лет не способен выделить различных связей между предметами. Он уже научился выделять из целого отдельные детали и анализировать, но связывать их воедино ещё не готов.

Это пик проявления любознательности и детского воображения. Уровень развития психомоторики высокий. Он хорошо владеет речью и умеет описывать свои фантазии словами. Постепенно оттачивается способность мыслить нестандартно и анализировать различные события. Появляется совесть, как моральный цензор происходящего.

Малыш сталкивается с первым этапом социализации. Он знакомится с социальными нормами, но ещё не научился соответствовать им. Одним из ведущих направлений является освоение, анализ разнообразных линий и норм поведения окружающих. Это своеобразный этап подражания, на котором малыш проигрывает те или иные социальные роли, с которыми он успел столкнуться в своей жизни.

Игра

Характер игровой деятельности усложняется. Она наполняется сюжетными линиями, детерминируется определёнными правилами и предусматривает различные роли. В свою игру детки готовы впускать и сверстников. Это свидетельствует о том, что они приобщаются к коллективной деятельности, становятся более открытыми к общению.

Я и родители

Этот этап относится к дошкольному периоду. Малыш пытается выявить границы допустимого поведения и увеличить степень собственной свободы. Безудержно стремится отстаивать свои интересы.

В этом возрасте у малышей идёт активное формирование внутреннего «Я», складывается система взаимодействия с внешним миром, окружающими людьми. Ребёнок пытается очертить границы собственной территории. Малыш капризничает, может даже громко заявить, что родители ему не нужны или он их не любит.

Этот период развития нередко сопровождается непослушанием, своеволием и упрямством. Постепенно его непреклонная позиция «Я сам» перерастает в непоколебимую уверенность в собственных силах и чрезмерное восхваление себя. Ребёнок может казаться неуправляемым и конфликтовать с окружающими. Безусловно, это не приводит родителей в восторг.

Взрослым нужно проявить благоразумие и не относить на свой счёт резкие выпады чада. Важно показать, что кроха любима, дорога домашним, и они готовы воспринимать её как личность. Предоставляйте ей разумную степень свободы, учите её отвечать за результат своих действий.

Наказывать ребёнка или вести с ним разговор на тему о том, как следует себя вести желательно, когда вы стабильны эмоционально. Сгоряча можно слишком резко отчитать ребёнка или проявить чрезмерную строгость в наказании. Желательно спокойно дать понять малышу, в чем заключаются его ошибки и как это расстраивает вас.

5 лет — этап некоторого затишья, ведь малыш вышел из кризиса. В 5 лет отношения ребёнка с родителями постепенно вновь налаживаются. Он ощущает тягу к ним, чувствует их любовь и нежность. Формируется специфика отношений с окружающими, определяется тип взаимодействия на полюсе: подчинение – лидерство.

Итак, в возрасте 4-5 лет наблюдается:

  1. Стремление быть самостоятельным. Ребёнок уже многому научился и поэтому опека взрослых требуется ему уже в меньшей степени. Он пробует устанавливать свои правила.
  2. Расширение нравственных и моральных представлений, появляется понимание чувств окружающих, сопереживание.
  3. Совершенствование творческих способностей. Воображение ребёнка весьма активно работает, и в голове малыша могут создаваться целые иллюзорные миры. Это становится весьма важным элементом его жизни. В своих фантазиях он может стать кем угодно и получить всё, что пожелает (признание, любовь, уважение и так далее).
  4. Страхи. Они являются следствием чрезмерной работы воображения. Особенно часто они возникают, если малыш чувствует, что внешний мир таит для него опасность. Обычно он боится того, что сам придумал, например, его вовсе не темнота страшит, его пугает то, что в ней скрывается, а именно то, что в ней поселил его же мозг.
  5. Усложнение системы социальных контактов. Постепенно возрастает круг знакомых, и общение ребёнка перестаёт ограничиваться лишь общением с домашними. Большое значение приобретает потребность получить уважение и признание со стороны ровесников.
  6. Любознательность. Отмечается неутомимая жажда познания. Дети готовы постоянно разговаривать на различные темы. Однако у них слабо развита произвольность, поэтому им сложно сконцентрироваться на том, что не привлекательно для них.

Советы родителям

  • — Не вводите множество запретов в жизнь ребёнка. Желательно предлагать ему альтернативу: «Рисовать на стенах недопустимо, но ты можешь использовать для этих целей альбом». Это позволит сгладить негативные эмоции, порождаемые запретами.
  • — Рассказывайте ему о своих чувствах, возникающих в различных ситуациях. Это поможет научиться, понимать окружающих и самого себя.
  • — Не перегружайте совесть ребёнка, не стремитесь отчитывать его за каждую оплошность. Вы рискуете зародить у него постоянное чувство вины.
  • — Помогайте крохе бороться с собственными страхами, а не высмеивайте её.
  • — Старайтесь не обсуждать при ребёнке тех вещей, к которым он может оказаться не готов психологически (например, серьёзное заболевание или смерть).
  • — Предоставьте малышу возможности для самовыражения и совместной игры с другими ребятами.
  • — Будьте готовы отвечать на его вопросы и утолять его безудержную жажду к познанию окружающего мира.

Оставьте свой комментарий: