Воспитание детей: трудный ребёнок, помощь родителям

Трудный ребёнок, как воспитывать — эта статья посвящена именно «трудным» детям

Некоторые родители иногда просто поражаются определённым поступкам своих детей и не понимают, что же их сподвигло на это. Они именуют своё чадо «трудным» подростком. Пытаются как-то изменить ситуацию, но каждая попытка становится безуспешной.

Причины постоянного непослушания кроются в глубине психики малыша. Это только на первый взгляд, кажется, что он противится, просто так или из-за своего нежелания понимать и воспринимать аргументы родителей. Предпосылкой такого неодобряемого поведения выступает, в том числе, и детская импульсивность, эмоциональность. Порой ему самому сложно ответить: «Почему он поступил, так, а не иначе?».

Воспитание детей: трудный ребёнок, помощь родителям

Психологи склонны называть четыре важнейших причины детского непослушания:

  1. Нехватка внимания. Если малыш не получает его от родителей в должном размере, он начинает пытаться его завоевать любыми, пусть даже нежелательными способами. Обычно такое внимание взрослых носит негативную окраску. Он предпочитает получать его даже в такой форме, чем вовсе остаться без него. Ведь внимание родителей является неотъемлемым элементом его эмоционального благополучия и нормального развития.
  2. Борьба за самоутверждение, отстаивание своей самостоятельности. Любому человеку, в том числе и ребёнку не понравится, что общение с ним будет строиться лишь на основе опасений, замечаний и указаний. Взрослые полагают, что они тем самым приучают его к порядку, ограждают от ошибок, промахов и формируют правильные привычки. Однако делать это необходимо дозированно, иначе у малыша возникает вполне оправданное желание утвердить свою точку зрения, проявить независимость.
  3. Желание отомстить. Взрослый человек может ненароком обидеть ребёнка и поселить в его сердце стремление поквитаться, скажем, учитель сделал ему необоснованный выговор или не выполнил своё обещание. Поводов для единичных обид масса. В глубине души он переживает, сердится, а затаённые эмоции и невысказанные слова находят своё выражение в непослушании. Ребёнок начинает действовать, причём не всегда осознанно по принципу «ты мне – я тебе». Если плохо ему, то и он постарается сделать вам плохо.
  4. Утрата веры в собственные способности, успех. Ребёнок может переносить свои промахи из одной сферы жизни в другую. Скажем, ему не удаётся наладить общение с одноклассниками, что негативно отражается на учёбе. Утрачивая веру в себя, он теряет желание стараться исправить сложившееся положение. Внешне он может демонстрировать безразличие к происходящему или говорить: «Раз все меня считают плохим, то я и буду плохим!»

Ещё несколько причин:

  • — в семье отсутствуют или размыты педагогические принципы, например, характер общения с малышом всегда зависит от эмоционального настроя взрослого;
  • — нет единых требований, предъявляемых домочадцами к ребёнку;
  • — взрослые легко подчиняются воле своего чада, например, быстро уступают крохе, стоит ей заплакать или закатить истерику.

Причём, если она сознательно стремится вами манипулировать и закатывает истерику для того, чтобы добиться своего, нужно игнорировать её слёзы и крики. Это выглядит следующим образом: как только ребёнок начинает закатываться слезами, вы спокойно с улыбкой выходите из комнаты, а как только успокаивается, сразу возвращаетесь к нему. Он должен привыкнуть к тому, что взрослые будут готовы с ним разговаривать лишь, когда он успокоится.

Практически во всех случаях проблема непослушания исправима посредством внедрения правильных педагогических приемов. Скажем, запреты – неотъемлемый элемент воспитания. Хотя, слова «нельзя» и «нет» не нужно произносить слишком часто. Они должны быть оправданы и ребёнку необходимо объяснить причину их внедрения в его жизнь, например, нельзя трогать руками горячие предметы, потому что можно обжечься.

У него ещё не сформирована собственная система оценок, поэтому он ориентируется на оценку происходящего близкими людьми. Родители нередко уделяют особое внимание его плохим поступкам, упуская из вида хорошие действия. Не забывайте его хвалить и поощрять в таких случаях. Это поможет сформировать более чёткое представление о границах одобряемого и недопустимого поведения, а также окажет позитивное воздействие на становление положительного самоотношения.

Безусловно, те переживания, проблемы, с которыми сталкивается кроха, кажутся взрослому несущественными. Однако если они тяготят малыша, то нужно показать ему, как с ними справиться. Основная беда «трудных детей» выражается следующим противоречием: наличие нереализованных потребностей и отсутствие конструктивных способов, путей их удовлетворения.

Родителям подчас кажется, что перевоспитать «трудного» ребёнка это, словно совершить чудо. В действительности всё намного проще. Безусловно, придётся запастись терпением и приложить колоссальные усилия к исправлению ситуации, но результат того стоит!

Главное правильно определить, в чём именно камень преткновения. Причём, сделать это достаточно просто. Как бы банально это не звучало, но обратите внимание на свои чувства. Какие именно ощущения у вас появляются при непослушании вашего чада? Ведь переживания взрослых являются своеобразным зеркалом скрытых проблем ребёнка.

Раздражение родитель будет испытывать, если малыш борется за внимание. Гнев возникает при чрезмерном давлении на него, а когда ваша кроха пытается отомстить, вы ощутите обиду. Чувство безнадёжности и отчаяния постигнет вас, когда ребёнок теряет веру в собственные силы.

Разорвать порочный круг можно, перестав реагировать привычным образом на поступки и действия крохи. Это сложно, ведь родитель помимо всего прочего отягощён разрешением проблем на работе и ведением быта. Однако именно таким образом, вы сможете оптимизировать её поведение. Причём основной задачей здесь выступает не подчинение её воли своим интересам, а налаживание детско-родительских взаимоотношений.

Если ребёнок испытывает потребность во внимании, постарайтесь уделять ему больше времени, например, играть с ним. Это позволит почувствовать ему себя нужным, причастным к общему занятию. Привычные протесты и «выходки» оставляйте без внимания. Возможно, он, не поверив в искренность ваших намерений, начнёт проверять вас и поступать ещё хуже. Позже он поймёт, что такое поведение не позволяет ему добиться желаемого. Уделяйте ему внимание с положительным посылом.

Малышу, стремящемуся отстоять свою независимость, больше позволяйте, давайте ответственные поручения. Это позволит ему понять, что его принимают как личность. Для ребёнка с заниженной самооценкой создавайте ситуации успеха искусственно и постарайтесь не критиковать его слишком, но не переусердствуйте. Постепенно он начнёт верить в себя и найдёт в себе силы для реальных свершений.

Итак, всякое серьёзное поведенческое нарушение ребёнка является своеобразным сигналом о помощи. Внутренне он очень переживает, страдает, испытывает потребность в справедливости, в уважении и признании себя, как личности. Он не всегда понимает, да и не всегда желает обращаться к окружающим за помощью, что вовсе не означает, что он не нуждается в ней.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Оставьте свой комментарий:

Нажимая на кнопку "Отправить", я принимаю положения политики конфиденциальности и даю свое согласие на обработку персональных данных.