Воспитание детей: зачем ребёнку нужны сказки?

Для чего нужны сказки в жизни ребёнка

Сказки были рядом с человеком с самых давних пор. Истории о добре и зле, прекрасных царевнах и Иванах-дураках передавались из уст в уста ещё тогда, когда в большинстве своём, люди были неграмотны и не могли перенести на бумагу всю ту мудрость, которую таили в себе эти небольшие, весёлые или грустные былины, притчи и предания.

Сказки — это первое, что учило и учит по сей день детей таким понятиям как добро и зло, честность и ложь, бескорыстность и жадность, преданность и неверность. Именно сказки передают из поколения в поколение народную мудрость и накопленный опыт, в доступной и простой форме объясняют моральные принципы жизни. Но с развитием такой полезной науки как психотерапия, выяснилось, что сказки могут нести в себе более глубокий смысл и пользу, если уметь правильно их использовать, благодаря этому открытию появилось всё больше набирающее популярность направление — «сказкотерапия», в котором сказки помогают детям и даже взрослым раскрыть и решить все свои глубоко спрятанные проблемы.

Сказки нужны детям. В любом возрасте они служат прекрасным подспорьем для развития фантазии ребёнка и подталкивают его к творчеству. И совсем не обязательно читать детям только «авторские» сказки. Вся семья может подключиться к придумыванию новой истории, в которой будут появляться различные персонажи, интересные детали от мамы и папы, старшего брата или сестры, дедушки и бабушки. Это очень здорово, если совместное сочинение сказок перерастёт в традицию.

Воспитание детей: зачем ребёнку нужны сказки?

Семейные сочинения можно записывать и хранить. Возможно, такая книга «домашних» сказок будет жить долгие годы, и пополняться новыми историями. Самые полюбившиеся из них можно разыгрывать по ролям как вживую, так и в кукольном театре, или же разработать эскизы и иллюстрации к историям вместе с ребёнком. Ярко разрисованная цветными карандашами книга со сказками собственного сочинения – это бесценное сокровище и шедевр семьи, который можно показать друзьям как фотоальбом.

Сказка может сослужить добрую службу родителям, когда нужно отвлечь ребёнка от капризов.

Вы пробовали сочинять сказку на ходу? Это нелегко, но очень весело. Продумывая сюжет и героев, ребёнок развивает фантазию, навыки речи и быстроту мышления. А если родители помогут ему уточняющими вопросами: «Какого цвета был дракон? Какой формы крыша у пряничного домика? Сколько стражей стояло у покоев принцессы?» — ребёнок быстрее сориентируется в мире цветов, форм и цифр. По возвращении домой можно попытаться нарисовать или вылепить из пластилина героев новых сказок — так разовьётся мелкая моторика, а домашний кукольный театр пополнится новыми пластилиновыми актёрами.

Но не стоит забывать о знаменитых сказках, на которых выросли мы сами: мудрые русские народные былины и предания, сказки известных зарубежных литераторов, таких как Братья Гримм, Шарль Перро или Ханс Кристиан Андерсен. Многие из сказок этих писателей так же являются переработанным фольклором, и зачастую отличаются некоторой мрачностью. Но это не беда! В детском отделе любого книжного магазина можно найти потрясающе иллюстрированные книги сказок, где истории слегка изменены, чтобы не пугать маленьких читателей.

Наиболее часто подвергаются корректуре сказки Братьев Гримм. Если в финале оригинальной версии сказки «Белоснежка и семь гномов» ведьма танцует в раскалённых докрасна железных башмаках, то в «детской» версии о злой мачехе просто забывают, и Белоснежка живёт с принцем долго и счастливо. И в каждой из таких сказок есть ненавязчивая, но ясно проглядывающая мораль, способная дать понять ребёнку что хорошо, а что плохо.

«Дикие лебеди» и «Золушка», «Девочка со спичками» и «Стойкий оловянный солдатик», «Кот в сапогах» и «Принцесса и лягушка» — те самые сказки, которые объясняют и учат, что такое сила любви и доброты, как важно быть милосердным, иметь смекалку, не бояться трудностей, ценить друзей, защищать родную землю, держать своё слово. И как плохо приходится злодеям, гордецам, жадинам, безответственным людям, не сдерживающим обещания, предателям.

Но как бы ни были ясны подобные сказочные уроки, всё равно иногда необходимо вмешательство взрослых. Поэтому важно обсуждать с ребёнком сказку после прочтения. Спрашивать о чём, по мнению ребёнка, эта история, чему она учит. Возможно, слушая его ответы, родители и сами узнают много нового, ведь взгляд ребёнка — свежий узнают много нового, ведь взгляд ребёнка — свежий и чистый — способен увидеть то, чего не видят взрослые, или о чём уже позабыли. Дети учатся у нас, а мы — у них, не так ли?

Возможно, когда дети вырастут, они выберут совсем иные книги. Дорастут до Гарри Поттера или Властелина колец, затем отдадут предпочтение Кафке или Коэльо — тут уж кто во что горазд. Но главное, что они никогда не забудут те самые первые сказки, которые читали им или сочиняли для них вместе с ними родители. Те сказки, которые, возможно, привили им любовь к чтению и проторили дорожки в самые запредельные миры, которые открывает перед читателем книга.

Оставьте свой комментарий: