Здоровье детей: диагностика психологического состояния детей

Этапная психодиагностика нарушений психического развития детей с перинатальной церебрально-органической патологией

Для разработки диагностических инструментов исследования психологического состояния детей с перинатальной церебрально-органической патологией необходимо создать три возрастные группы в соответствии с особенностями и задачами ближайшего развития и критериев возрастной психологии:

  • дети 1-2 лет;
  • дети в возрасте 3-4 лет;
  • и дети 5-6 лет.

Эти группы детей отличаются по методике исследования. Для оценки уровня психомоторного развития в группах детей используется методика целенаправленного наблюдения за ребёнком и его коммуникацией с родителями, а также использование игровых методик исследования психического состояния ребёнка.

Игровую деятельность ребёнка оценивают в том числе и при наблюдении за ним во время игры. Так же во время наблюдения важно оценить характер коммуникации и взаимодействия со специалистами и родителями.

В данном случае играет роль, с одной стороны, насколько активно ребёнок включается в коммуникацию и ведёт себя естественно без лишнего страха, активно осваивая пространство кабинета и общаясь, а с другой — насколько его поведение является упорядоченным и соответствующим социальному контексту ситуации.

При наблюдении за ребёнком и его родителями во время игры можно сделать выводы об их включённости в контакт и эмоциях, с которыми они общаются.

Здоровье детей: диагностика психологического состояния детей

В группе детей 1-2 лет исследуется уровень сенсомоторного, пре- и вербального развития, а также уровень развития функций контроля и пространственной ориентации.

Аналогичные задачи актуальны и для детей 3-4 лет. Для оценки функции контроля используется уровень произвольного контроля за двигательной активностью, а также поведением — повторение движений и выполнение инструкций, в группе 3-4 года при выполнении инструкций также проверяется пространственная ориентация путём определения значения уровня овладения простыми предлогами и оценивается зрительно-моторная координация.

Важным является также изучение и оценка характера взаимодействия ребёнка с родителями, способность родителей понимать особенности психического состояния и мотивации поведения ребёнка. Родителям нужно быть чувствительными к эмоциональным и эволюционным потребностям ребёнка и способствовать его нормальному психосоциальному развитию.

В группе детей 5-6 лет изучают уровень развития функции контроля с помощью исследования произвольного внимания (методика К. А. Марценковского «Найди и исключи») и памяти (запоминание 10 слов), а также пространственного восприятия. В этой возрастной категории изучают конкретно-образное понимание пространственной ориентации с помощью определения уровня овладения предлогами, а также овладение более абстрактным уровнем ориентации с помощью оценки оперирования ребёнком грамматическими конструкциями с предлогами и ориентацией во времени (овладение понятиями, которые означают временные промежутки и течение времени, а также дни недели и время суток).

Итак, алгоритм состоит из скрининговой оценки психического развития ребёнка и клинико-патопсихологического исследования, в которое входит полуструктурированное интервью с родителями и детьми старшей возрастной группы во время игры.

Также предлагается использование метода включённого целенаправленного наблюдения за ребёнком и психометрические и проективные психодиагностические методики. Комплексная диагностика нарушений психического развития должна проходить при активном участии родителей для понимания особенностей влияния микросоциального окружения.

Родителям предлагается опросник рефлексивной способности и опросник, направленный на исследование стиля воспитания. Благодаря этому подходу можно будет комплексно оценить уровень психического и социального развития ребёнка, факторы риска развития коморбидной психопатологии (эмоциональных и поведенческих расстройств), а также сформулировать рекомендации по психологической коррекции нарушений психического развития и психосоциальной реабилитации.

Таким образом, предложенный алгоритм ориентирован на признании профессиональным сообществом критериев нормативного развития. Диагностический алгоритм является удобным инструментом для формулировки полного диагноза с учётом конкретных задач психического развития и социальной адаптации ребёнка определённого возраста. Этот алгоритм построен на основе современных классификаций психических расстройств, направленных на разработку адекватных лечебных и реабилитационных подходов.

Для детей дошкольного возраста (в возрасте от 0 до 5 лет) это, в частности, классификация болезней, специально разработанная для детей раннего возраста. Конкретные данные клинического интервью и результаты выполнения ребёнком тестовых заданий составляют оценку по первой шкале (имеющиеся психические расстройства).

На основе тестов для родителей и наблюдения за их взаимодействием с ребёнком можно добавить оценку по второй шкале, которая называется «классификация отношений». Сочетание информации о состоянии оценки ребёнка с первыми двумя шкалами, данными анамнеза и данными других медицинских специалистов, позволяет оценить состояние ребёнка по третьей шкале — наличие медицинских расстройств или расстройств развития.

Оценка по следующим двум шкалам (шкала четыре — психосоциальные стрессоры, шкала пять — функциональный уровень эмоционального развития) — ставят психическое и соматическое состояние ребёнка в контекст его взаимодействия с окружающими и, таким образом, делают диагноз функциональным, то есть таким, который не только указывает на наличие того или иного расстройства, а и отражает, как они влияют на адаптированность ребёнка в своём окружении, что является очень ценной информацией для разработки плана медицинской и психологической помощи ребёнку и его семье.

Методика диагностики, основанной на комплексном подходе, особенно нужна детям с перинатальной церебрально-органической патологией, у которых важно выявлять проявления и возможные причины психологического дизонтогенеза, а также заранее оценить уровень адаптации для реализации своевременных и эффективных лечебно-реабилитационных стратегий.

Таким образом, уделяя особое внимание важности раннего выявления и коррекции многообразия проявлений психологического дизонтогенеза, целесообразно применение алгоритма, основанного на единых методологических принципах психодиагностики для различных возрастных категорий, так как все они сводятся к комбинации тесно переплетённых процессов дизонтогенеза нервной системы и психического дизонтогенеза, имеющих отрицательное влияние на способность ребёнка к нормальному психосоциальному развитию.

Оставьте свой комментарий: