Здоровье детей: как работает психосоматика у детей

Что такое психосоматика, на что влияет?

Эксперты считают, что многие заболевания у детей появляются из-за психосоматики, то есть, когда психологические трудности ребёнка и отсутствие взаимопонимания между ним и родителями приводят к физическим недугам. Любые душевные травмы, подавленный гнев, обида и страх, неразрешённые конфликты могут стать причиной заболеваний.

В среднем 40-60% заболеваний у детей можно отнести к психосоматическим. Чаще всего это кожные заболевания, проблемы сердца, астма, труднообъяснимая боль в животе и так далее. Однако, несмотря на такую распространённость, врачи редко назначают детям лечение у специалиста по психосоматике.

В большинстве случаев родители обращаются к психоаналитеческим терапевтам с проблемами поведения у ребёнка. Тем не менее, вместе с замкнутостью, повышенной импульсивностью и проблемами с успеваемостью обнаруживаются и физические симптомы:

  • — сыпь,
  • — обмороки,
  • — астения,
  • — энурез и тому подобное.

Содержание статьи:

  1. Общение без слов
  2. Смысл «сигналов»
  3. Анализ вытесненного

Здоровье детей: как работает психосоматика у детей

Общение без слов

Невербальное общение очень важно, особенно на первых этапах жизни ребёнка, когда он общается с родителями с помощью тела. Пока ребёнок ещё не способен выражать свои мысли, его психика «высказывается» через жесты, крик, рвоту или высыпания на коже.

Мать понимает смысл таких сигналов и умеет вовремя на них реагировать. Она понимает, когда ребёнок плачет из-за жажды или голода, из-за того, что хочет спать или ощутить родительскую ласку. Но бывает так, что женщина испытывает стресс, усталость и не способна быть такой чуткой к сигналам своего ребёнка.

Например, видя, что ребёнок плачет, она даёт ему грудь. Ребёнок не голоден и отворачивается от матери, из-за чего она сердится, потому что не может понять, чего хочет её чадо. Так появляется недопонимание. Конечно, после таких эпизодов здоровая коммуникация ребёнка и матери ещё успеет наладиться. Однако, если, моменты потерянного взаимопонимания будут повторяться регулярно, это вызовет проблемы.

Чем это взаимонепонимание будет серьёзнее, тем масштабнее будут сигналы тела ребёнка. Например, дети часто заболевают после того, как начинают ходить в детский сад. Постоянные простуды и кожные высыпания могут значить «Я не хочу ходить в детский сад, мне там не нравится». Ребёнок может не решаться сказать это напрямую и выражать эмоции через своё тело.

Смысл «сигналов»

Ребёнок учится распознавать и выражать свои желания и чувства у родителей. Они устанавливают для ребёнка пространство для переживаний и помогают ему самостоятельно их определять и выражать. Поэтому, ребёнок, которого родители по какой-то причине этому не научили, будет способен выражать свои чувства и желания только лишь через тело, то есть через различные заболевания.

  • — Так, экзема у ребёнка может сигнализировать о желании перемен.
  • — Астения может возникать, когда ребёнка покинула мать, и он страдает от недостатка её тепла.
  • — Из-за разрыва связи с матерью у ребёнка могут также развиться регулярные боли в животе.
  • — В результате эмоционального перенапряжения от сильной влюблённости могут возникнуть эпилептические припадки.
  • — Язва желудка может означать чрезмерную мнительность и психологическое «самоедство» ребёнка, вызванное специфическим воспитанием.
  • — Постоянный насморк может быть вызван переутомлением или конфликтами с окружением.
  • — Неконтролируемые приступы рвоты часто являются следствием психологического давления на ребёнка.

Все эти недуги могут предвещать травмирующие ситуации, а могут выступать в качестве реакции на раздражитель. Например, ребёнка начинает тошнить перед походом в школу, где его постоянно унижают. Или же наоборот, после нервного перенапряжения на занятиях, у ребёнка появились кожные высыпания.

Анализ вытесненного

Психосоматические заболевания могут быть у каждого второго взрослого. Как правило, они возникают как реакция на острые переживания от потери близкого человека или другого эмоционального потрясения. Боль настолько сильна и опасна для психики, что она вытесняется из эмоционального уровня в тело.

Как бы то ни было, не все заболевания у детей психосоматические. Однако если лечение затягивается или не даёт результатов вообще, стоит обратить особое внимание на эмоциональное состояние ребёнка. Так станет возможным добраться до корня проблемы и устранить недуг.

Психологическая сторона лечения должна гармонично дополняться лечением физических проявлений болезни. Если ребёнок болен, он должен принимать лекарства, назначенные специалистом и попутно с помощью родителей устранять психологические проблемы.

В тяжёлых случаях, когда ребёнок развил механизм выражения своих переживаний только через симптомы болезней, лечение может занимать долгое время, от двух до трёх лет. Когда целостность физических ощущений и их словесного выражения будет восстановлена, лечение прекращать не стоит. Симптомы исчезнут, но болезнь может проявить себя совсем по-иному. Так, регулярные высыпания герпеса могут прекратиться, но со временем, психика может использовать другой способ вытеснения негативных ощущений в тело.

Для эффективного лечения болезней всегда стоит обращать внимания на психологическое состояние ребёнка. Если врачи и психологи будут работать с психосоматикой комплексно, учитывая эмоциональное прошлое ребёнка и его отношения с родителями и окружением, здоровых и счастливых детей будет намного больше.

Оставьте свой комментарий: