Эпидемия ожирения: почему растёт число пациентов с ожирением

Студенты ВУЗов должны получать больше знаний относительно питания и ожирения

Современные общество страдает от эпидемии ожирения, всё новые последствия которой постоянно присутствуют в медицинских новостях. Патологическое накопление жира приводит ко многим серьёзным заболеваниям — от диабета и сердечно-сосудистых заболеваний до рака и ряда психоневрологических патологических состояний.

Хорошо осознавая это, специалисты не могут не обращать внимание на недостаточный уровень преподавания проблем питания и ожирения в медицинских университетах.

Да, эта проблема существует вместе с её подтверждением, полученным в различных исследованиях. Например, в США, стране с одним из лучших уровней медицинского образования, согласно исследованию, опубликованному в журнале «Academic Medicine» в течение 2008-2009 годов, только 27% от 105 медицинских университетов выполняли минимальную программу, рекомендованную Национальной академией наук, согласно которой правильному питанию должно быть посвящено 25 часов. И эта цифра оказалась хуже предыдущей, полученной в 2004 году, когда 40 из 104 исследованных университетов (38%) выполняли программу в соответствии с публикации в «American Journal of Clinical Nutrition».

Несмотря на рост числа пациентов с ожирением, условия для получения будущими врачами знаний по этой проблеме уменьшаются. Это приводит к тому, что выпускники медицинских университетов отвечают правильно лишь на 52% вопросов, посвящённых питанию в соответствии с другой публикацией в «International Journal of Adolescent Medicine and Health».

Эпидемия ожирения: почему растёт число пациентов с ожирением

Почему же университеты не внедряют необходимые изменения в программы обучения для улучшения уровня знаний студентов и выпускников по питанию и ожирению? И почему ситуация даже имеет тенденцию к ухудшению?

Ниже приведены возможные причины такого положения вещей:

  1. Не внесены изменения в экзамен для получения медицинской лицензии. Говоря откровенно, многие медицинские университеты готовят своих студентов так, чтобы они хорошо прошли лицензионный экзамен. В исследовании, опубликованном в журнале «Teaching and Learning Medicine», шесть экспертов по ожирению проверили вопросы из трёх последних версий лицензионного экзамена, проводимого в США (USMLE) для допуска студентов медицинских университетов к медицинской практике. Были использованы рубрики из Американской панели медицинских аспектов ожирения (ABOM) для оценки качества соответствующих вопросов. Согласно заключению авторов (Robert F. Kushner, W. Scott Butsch, Scott Kahan, Sriram Machineni, Stephen Cook и Louis J. Aronne), «наиболее важные направления профилактики и лечения ожирения не были представлены в экзаменах STEP» и также «было установлено много тем, связанных с ожирением, которые не достаточно освещены или вовсе отсутствуют в экзаменационных материалах.» Другими словами, пришло время изменения содержания экзаменов с целью надлежащего представления одной из важнейшей проблем мировой медицины.
  2. Слишком перегруженная программа обучения в медицинских университетах. Медицинское образование напоминает утоления жажды пожарного шланга при максимальной мощности струи. Студентам-медикам требуется какое-то свободное время для таких вещей как сон и собственная гигиена. Нет сомнения в том, что студенты не могут выучить все и часть информации должна остаться неосвоенной. Однако, не учить будущих врачей тому, о чём говорится каждый день и является одной из крупнейших медицинских проблем — является недальновидным. Без сомнения, темы, связанные с питанием и ожирением должны заменить много мелких и менее важных тем в учебной программе.
  3. Врачи ожидают, что диетологи и нутрициологи будут всегда рядом и помогут. Это предположение очень похоже на то, что футбольный квотербек сказал бы, что ему не нужно уметь бегать при наличии ранингбеков, которых именно этому научили. Действительно, возможно диетолог или нутрициолог и имеются в госпиталях и клиниках, но далеко не во всех. Кроме того, если только врач и диетолог не примут решение работать всё время вдвоём, будет существовать множество моментов, когда клиницистам потребуется решение, связанное с питанием больного, а диетолога не будет рядом. Врач не может постоянно беспокоить своего коллегу-диетолога звонками вроде: «Поздравляю, это снова я. Да, я знаю что мы уже сегодня двадцать раз говорили, но… » Более того, лучшая осведомлённость клинициста в вопросах питания значительно улучшит его сотрудничество с теми же диетологами и нутрициологами. На самом деле, многие специалисты разных специальностей хотят улучшить свои знания в области диетологии. Поэтому университеты должны ответить на вызов времени и предоставить студентам более качественные и всеобъемлющие знания. Нельзя обойти вниманием и то, что ожирение — это проблема не только питания, но и многих других факторов, включая физическую активность, окружающую среду, экономическую ситуацию, метаболизм, микробиом, которые оказывают значительное влияние и должны корректироваться врачом для эффективного лечения пациента.
  4. Недостаток внимания к профилактике заболеваний и альтернативных способов лечения. Знание возможностей диеты в предупреждении и лечении многих заболеваний может значительно увеличить шансы не заболеть или скорее выздороветь. Неинфекционные заболевания, спутники ожирения, невозможно предупредить или лечить без влияния на питание.
  5. Дефицит финансирования. Возможно деньги и играют определённую роль в планировании обучения в медицинских вузах. Но изучение питания и ожирения не является более дорогим, чем изучение других предметов программы. Поэтому это вопрос перераспределения ресурсов. Почему, несмотря на неоспоримую важность вопросов ожирение и питания, нет инвестиций в изучение соответствующих тем студентами?

Многие профессиональные ассоциации не только задумывается над важностью качественного и современного преподавания вопросов, связанных с питанием, но уже активно работают над обновлением учебных программ и разрабатывают образовательные рекомендации.

Но захотят ли университеты делать соответствующие изменения в обучении своих студентов? Сегодня в руках медицинских вузов подготовка будущих специалистов, которые будут бороться с важнейшими медицинскими проблемами мира.

Знания, опыт, экспертное мнение и компетентность врачей являются абсолютно необходимыми для эффективной работы с пациентами с алиментарно-зависимыми заболеваниями. Особенно учитывая большой объём недостоверной информации вокруг ожирения и питания.

Оставьте свой комментарий: