Православные праздники

Три августовских Спаса: традиции празднования

Для наших предков август был одним из самых щедрых месяцев, и именно в это время три важных церковных праздника приобрели для людей двойное значение.

Спас медовый, яблочный, ореховый были приурочены к важным сельскохозяйственным событиям года. И теперь каждый праздник имеет свою историю, традиции и обычаи, в которых тесно переплетается жизнь народа с его верой.
Традиции празднования Спасов очень интересны, и их часто используют для проведения народных гуляний или небольших мероприятий для детей и взрослых. И каждый Спас: медовый, яблочный, ореховый – может стать ярким и интересным праздником.

Содержание статьи:

  1. Медовый спас
  2. Обычаи медового Спаса для сценария праздника
  3. Яблочный спас
  4. Интересные обычаи яблочного Спаса
  5. Ореховый спас
  6. Как праздновался ореховый, или хлебный Спас?
  7. Праздник с объединением трех Спасов

Православные праздники

Медовый спас

Он приходится на 14 августа, и его правильное наименование – Произнесение древ Христа Господня. Начало праздника идёт с тех времен, когда в Константинополе в августе из-за жары начинались эпидемии. Из храма Святой Софии тогда выносили кусочек дерева, который по утверждению священнослужителей был частью Креста Спасителя. Крёстные ходы с этим фрагментом святой реликвии проходили в течение недели по всему городу, дабы защитить его от эпидемий.
Только глубоко интересующиеся историей Православия люди знакомы с истинным значением медового Спаса, однако на Руси к нему был приурочен сбор мёда. Пчеловоды доставали из ульев соты с мёдом, и заготавливали ценный продукт. И в этот день по всей стране проходили схожие мероприятия:

  •  Мёд святили в церкви, и раздавали часть неимущим, одиноким и старым людям, сиротам.
  •  Собирали и святили маковые коробочки.
  •  Проводили обряды освящения воды.

Праздник медовый Спас связан с несколькими явлениями. Считается, что в этот день вода также становится освященной, и потому нужно непременно на заре купаться, смывать с себя все грехи и накопившуюся усталость, болезни и обиды. А сбор мака приурочен ко дню памяти Маккавеев – семи мучеников из Ветхого Завета.

Обычаи медового Спаса для сценария праздника

Как праздновать Спас? Важной частью празднества становилось угощение, которое готовилось по особым правилам. В ход шел освящённый мёд и мак, однако 14 августа начинается Успенский пост. А потому выпечка была постной. Ею угощались в первую очередь бедные люди, соседи и друзья. И теперь не лишним будет украсить стол медовой и маковой выпечкой.
Если есть возможность, то в сценарий Медового спаса следует включить водные процедуры. Считается, что после этого праздника уже нельзя купаться в реках и озерах, однако нужно собрать воду рано утром (в колодце или любом чистом источнике) и освятить её в церкви, а затем пить, обливаться ею и умываться.
Для защиты своей семьи от нечистых сил и недобрых взглядов рассыпают по углам и укромным уголкам дома небольшое количество маковых зёрнышек. А ближе к вечеру нужно проводить этот день, выйдя на улицу и наблюдая за закатом. Считается, что так провожают лето, которое с этого дня быстро пойдёт на убыль.
В народе ходит множество загадок и поговорок, связанных с медовым спасом. Они также становятся частью игры. Яблочный и медовый Спас часто объединяют, и празднуют вместе. Основой веселья становится угощенье, которое очень важно преподнести не только своим близким, но и окружающим людям.

Яблочный спас

Так же как и медовый, яблочный Спас был так прозван по началу сбора урожая. И если сейчас эти фрукты собирают и едят почти круглый год, то на Руси строго собирали яблоки на заре, 19 августа. И вкушали яблочки тоже только с этого дня. А потому в честь такого вкусного события проходили веселые гулянья для детей и взрослых.
В Православии Яблочный спас — праздник — основывается на событии, которое получило название «Преображение Господа Бога и Спас Иисуса Христа». Незадолго до казни, утверждают верующие люди, Иисус Христос предстал перед тремя своими учениками, на небольшое время в своём «Божественном величии» – в сиянии белом и в окружении пророков древних.

Православные праздники

Интересные обычаи яблочного Спаса

Яблоки собирались с раннего утра, и относились в церковь на освещение. Затем их несли домой, а часть непременно раздавали нищим и сиротам. Дома же из яблок пекли пироги, слойки из постного теста. Вместе с яблоками собирались и груши, фрукты вываривали в меду или сиропе, делая вкусные и очень полезные сладости.
Помимо угощения, в этот день приветствуются игры. Например, в сценарий яблочного спаса можно включить катания яблок. Дети толкают яблоки под горку или по расстеленной на полу ткани в одну сторону, и чей плод дальше укатится, того и ждёт в будущем году благополучие. В развлечениях обязательно должны быть загадки, поговорки, связанные с событием.
Вечером народ выходит на улицу, и в веселье — танцами и песнями — наблюдает за закатом. Считалось ранее, что именно в этот день приветствуется грядущая осень, и называли это «Первые осенины». Игры, которые устраиваются в этот день, были обязательно связаны с поиском и сбором яблок на скорость. В Яблочный или Медово-Ореховый Спас шумное веселье допускается и даже поощряется взрослыми.

Ореховый спас

По преданию, 29 августа 944 года в Константинополь был доставлен кусок холста, на котором отпечатался лик Иисуса Христа. И так как на Руси лик Сына Божьего очень почитался, то Спас называли холщовым. Во многих селах и городах в этот день торговали тканями и холстами, а накануне отмечали Успение Пресвятой Богородицы.
Название «Ореховый Спас» пошло от того, что в этот день начинали сбор орехов. Однако гораздо более важным было то, что завершался сбор зерновых культур. А потому в этот день пекли пироги и караваи из свежей муки, колосья целиком освящались в церкви, и проходили большие гулянья и в городах, и в селах.

Православные праздники

Как праздновался ореховый, или хлебный Спас?

И снова важное место отводится во время этого праздника угощениям. Свежий хлеб, сдоба и выпечка с орехами выставляются на столы, ими угощаются близкие и друзья, соседи и даже просто прохожие. В качестве угощения подавались и напитки, такие как хлебный квас.
Игры для детей в праздник Ореховый Спас были самыми разными. Например, нужно было нарядить в платок матрёшку, не придерживая её. Соревнования сейчас можно проводить на «матрёшках», сделанных из воздушных шаров. Пелись песни, разгадывались загадки. Многие из них дошли до нашего времени, как и обычай разрисовывать полотна узорами.
В качестве игр собираются орехи, разбросанные по полотну, на скорость. Также играют в салки с лентами – ленты длиной около полуметра заправляются за пояс или в кармашек, и ведущий должен догнать одного из игроков, выдернуть у него ленту. После чего пойманный становится ведущим.

Праздник с объединением трех Спасов

Часто три Спаса выделяют из августовских праздников и объединяют в одно событие, и в его ходе не только рассказывают зрителям в интересной форме об истории каждого дня, но и устраивают конкурсы, разыгрывают представления, водят хороводы.
Такое привычное современному человеку употребление фруктов, мёда и хлеба — орехов обретает особый смысл, когда удается поближе познакомиться с историей праздников. Традиционные действия и развлечения позволяют прочувствовать радость и благодарность за собственное благополучие и процветание.
Чтобы определить, когда праздновать яблочный и медовый, а также ореховый Спас вместе в августе 2016 года, можно обратиться к русским традициям. Наиболее удачным будет празднование на ореховый Спас, когда по обычаю уже можно употреблять и яблоки, и хлеб.

1 комментарий к этой записи
  1. «Сель­ско­хо­зяй­ствен­ный» ас­пект празд­ни­ка
    Мне вспом­нил­ся «за­ме­ча­тель­ный» при­мер на­род­ной омо­ни­мии. Ко дню 1/14 ав­гу­ста бы­ло при­уро­че­но ве­я­ние ма­ка, от­сю­да и фольк­лор­ный празд­ник – «Ма­ковей». Мож­но бы и по­сме­ять­ся, но сле­ду­ет гру­стить: за мно­гие сто­ле­тия хри­сти­ан­ской ис­то­рии наш на­род так и не смог усво­ить хо­тя бы азы ре­ли­ги­оз­ной гра­мот­но­сти. По­это­му очень мно­гие лег­ко от­ка­за­лись от сво­ей куль­тур­ной ис­то­рии, ко­то­рая на­ча­лась, по сло­вам ака­де­ми­ка Д. С. Ли­ха­че­ва, «с кре­ще­ния Ру­си». А сей­час мы до­шли до та­кой чу­до­вищ­ной сте­пе­ни куль­тур­но-ис­то­ри­че­ско­го оди­ча­ния, что да­же так на­зы­ва­е­мые «об­ра­зо­ван­ные лю­ди» ори­ен­ти­ру­ют­ся в цер­ков­ном ка­лен­да­ре не луч­ше преж­не­го му­жи­ка-хле­бо­паш­ца (но ему это бы­ло из­ви­ни­тель­но).

    Сель­ско­хо­зяй­ствен­ные на­зва­ния хри­сти­ан­ских празд­ни­ков оправ­да­ны толь­ко в фор­маль­но-хро­но­ло­ги­че­ском смыс­ле. Ведь празд­ни­ки непо­движ­но­го цик­ла, с фик­си­ро­ван­ны­ми да­та­ми, яв­ля­лись рань­ше для про­стых лю­дей един­ствен­ны­ми ка­лен­дар­ны­ми сель­ско­хо­зяй­ствен­ны­ми ве­ха­ми. (В их из­бах не бы­ло кол­хоз­ных ка­лен­да­рей, ра­дио­то­чек и они не вы­пи­сы­ва­ли жур­нал «Кре­стьян­ка».) Так, к Пер­во­му Спа­су при­уро­чи­ли про­во­ды ле­та. Па­сеч­ни­ки на­чи­на­ли вы­ла­мы­вать со­ты: счи­та­лось, что к это­му вре­ме­ни «пче­ла пе­ре­ста­ет но­сить ме­до­вую взят­ку». От­сю­да на­зва­ние «Ме­до­вый Спас», а так­же «мок­рый», – из-за на­ча­ла хо­лод­ных рос. От­ме­ча­ет­ся от­лёт пер­вых ла­сто­чек и стри­жей, по­яв­ле­ние стай гра­чей и сквор­цов.

    Юрий Ру­бан,
    канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

    Через пять дней – Вто­рой Спас, ас­со­ци­и­ру­ю­щий­ся для мно­гих лишь с ду­ши­сты­ми яб­ло­ка­ми и ины­ми фрук­та­ми, ап­пе­тит­но гро­моз­дя­щи­ми­ся на длин­ном сто­ле в хра­ме. При­хо­дит­ся на­блю­дать, как иные гос­по­да пе­ре­ми­на­ют­ся с но­ги на но­гу и яв­но ду­ма­ют: «Ско­рее бы за­кон­чи­лась эта служ­ба с непо­нят­ны­ми пес­но­пе­ни­я­ми («… сла­ву Свою яко­же можаху…» и про­чее) и ба­тюш­ка по­брыз­гал на­ши фрук­ты свя­той во­дой! Ну, на­ко­нец-то по­кро­пил! Те­перь их мож­но вез­ти в офи­сы («пра­во­слав­ным» ныне быть мод­но) и с чув­ством хо­ро­шо вы­пол­нен­но­го дол­га уго­щать со­труд­ни­ков.

    Хри­стос и апо­сто­лы бы­ли бы это­му весь­ма удив­ле­ны, по­то­му что от­нюдь не фрук­ты за­ни­ма­ли их ум на го­ре Фа­вор, и не ра­ди освя­ще­ния «пло­дов зем­ных» Цер­ковь уста­но­ви­ла празд­ник Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня! Ка­ков же под­лин­ный смысл это­го зна­ме­на­тель­но­го тор­же­ства? Об­ра­тим­ся к 19 ав­гу­ста по но­во­му сти­лю.

Оставьте свой комментарий:






ЗДОРОВЬЕ И ОТДЫХ