Психофармакотерапия

Просто о сложном: фармакология на службе психолога

Во многих предыдущих статьях о детском развитии, семейных отношениях и психическом здоровье мы делали основной упор на роль психотерапевта в гармонизации отношений больного человека с миром, однако из нашего поля зрения выпадала немаловажная часть: фармакологическое лечения. Отрицать значимость медикаментов в рамках коррекции психической деятельности нельзя, как нельзя уповать на одни лишь «таблеточные» методы лечения.

Содержание статьи:

  1. Введение
  2. Этика назначения и обязанности психолога
  3. Психофармакологические вещества и их классификация
  4. Заключение
  5. Постскриптум

Психология и фармакология

Введение

К сожалению, терапевтическая работа в России распространена не так сильно, как в других странах, да и вера в чудодейственные таблетки приводит к тому, что многие люди (и их семьи) пытаются самостоятельно составить «рацион» приёма антипсихотических лекарств в связи с нарушенным психическим состоянием. Итак, если эту пагубную традицию нельзя сломать, то перед психологами и психиатрами стоит задача информирования конечных потребителей о том, как именно работают конкретные препараты и чего от них ждать. Именно этой цели послужит цикл последующих статей о лекарственной коррекции ментальных нарушений.

Мы рассмотрим основные группы лекарственных веществ, приведем их актуальную классификацию и опишем их эффекты. Каждый отдельный класс веществ будет сопровождаться списком наименований лекарств.

Начнем мы с рассмотрения общих проблем назначения лекарств и этики их применения.

Этика назначения и обязанности психолога

Итак, начнём мы с того, что психологи – это не врачи. Ни один психолог не вправе самостоятельно, вне консультаций с психиатром, назначать какие-либо психофармакологические препараты. Таким образом, психолог в принципе должен воздерживаться от каких-либо рекомендаций по длительному лечению медикаментами. В тоже время специалисты, работающие в консультативной и коррекционной сфере, могут использовать (по желанию клиента) какие-либо «общие» препараты, которые не оказывают существенного влияния на состояние клиента. Об этом мы поговорим подробнее ниже.

В тоже время, если пациент был направлен к психологу основным лечащим врачом (например, психиатром или психоневрологом), то первый должен иметь чёткие представления о том, какие лекарственные препараты принимает его клиент. Как правило, опытный психолог, работающий с нарушениями, всегда интересуется графиком приёма лекарств, а также его эффектами и, конечно же, названием. Ведь многие психофармакологические вещества способны свести на нет все усилия терапевта, поскольку пациент находится в искусственно созданном состоянии. Опытный психолог должен чётко оценивать возможности лечения лекарствами и не фармакологическими способами коррекции нарушений.

Отсюда выводим простое, но важное правило для клиентов клинических психологов и родственников больных: получая направление на консультацию у (пато-)психолога всегда имейте при себе список лекарственных препаратов, которые применялись в рамках заболевания на протяжении хотя бы последнего месяца до дня консультации.

Вопросы, поднятые на рассмотрение в этом цикле

Итак, теперь кратко сформулируем основные пункты, которые будут подняты для обсуждения в нашем «таблеточном» цикле. Этот список будет отправным пунктом для наших читателей и поможет сориентироваться в материале.

Вот что мы раскроем в последующих материалах цикла:

1. что называется психофармакологическим препаратом и какие классы этих веществ сегодня принято выделять. Какие побочные эффекты и основные действия существуют и как они соотносятся с каждым типом лекарств. Разбор на примере конкретных представителей каждого типа;
2. как допустимо применять психофармакологические средства: для профилактики, длительного лечения или как средство для прерывания психотических эпизодов. В какой взаимосвязи находятся психотерапия и таблеточное решение;
3. как психофармакологические вещества влияют на восприятие, ощущение, поведенческие паттерны, да и личность конкретного пациента в принципе? Какие опасности подстерегают лечащихся людей, если вовремя не оповестить психотерапевта о том, что их клиент принимает конкретные препараты.

В тоже время мы опустим некоторые важные для специалистов (и просто заинтересованных людей) темы, вроде точного механизма действия лекарства, вопрос зависимости и физиологических проблем в связи с приёмом лекарства. Для заинтересованных в этих вопросах мы приведём несколько книг в конце этой статьи.

Теперь затронем первый важны вопрос: о классификации в психофармакология.

Психофармакологические вещества и их классификация

Что же представляют собой психофармакологические соединения?

Перво-наперво – это специфическая категория лекарственных средств, посредством которых регулируется поведение и его аффективная (эмоциональная) составляющая. Эти вещества используются как средство лечения именно из-за их «психотропного» эффекта, разворачивающегося в мозговых центрах. В тоже время, некоторые психотропные соединения, вроде алкоголя, никотина, производных опия, листьев коки и экстази (список, разумеется, не полный) по-разному называются различными авторами (наркотические, возбуждающие препараты) и не используются в рамках классической терапии. В тоже время стоит понимать, что психофармакология ставит целью снизить побочные эффекты каждого препарата.

В тоже время, соединения класса болеутоляющих, антиэпилептических и противосудорожных средств также оказывает влияние на аффективное состояние. Однако у таких препаратов другая цель и поэтому это их влияние скорее побочное, нежели основное. Именно поэтому их не относят к описываемому нами классу лекарств. Эти соединения никогда не назначаются в рамках психофармакотерапии, они имеют другие цели и механизмы действия.

Сегодня принято выделять четыре основных класса психофармакологических препаратов, а именно:

1. нейролептики. Применяются в рамках лечения шизофрении и шизоидных расстройств, а также для подавления и уменьшения состояний тревожности и паники в рамках других психических нарушений. Другое название этого класса – антипсихотики. Внутри этого класса есть более дробное деление на типичные и атипичные антипсихотики, однако нас это пока что не интересует;
2. антидепрессанты. Используются для гармонизации настроения и снижения симптомов депрессивных расстройств. Другие названия: тимолептики (нормализаторы), тиморетики (стимуляторы) настроения. Последнее название обозначает группу «тяжёлой артиллерии» этого класса. К слову – литий также является антидепрессантом;
3. транквилизаторы. Другое название – анксиолитики. Используются с целью снижения тревожности при тревожных расстройствах, а также для понижения напряжённости различного генеза. На англоговорящих территориях используется также название малых транквилизаторов. Многие современные гипнотики (снотворные) схожи по действию и химическому составу к группе малых транквилизаторов;
4. стимуляторы. Предназначены для повышения активности, побуждений и стремлений, иногда обозначаются как психостимуляторы и редко как аналептики. В принципе их основная цель – поднять психический тонус человека. Также в этой группе особняком стоят так называемые ноотропы, которые не обладают общим возбуждающим действием, однако позитивно сказываются на когнитивных функциях людей преклонного возраста.

Стоит понимать, что названия этих классов не являются унифицированными. Связано это с тем, что названия групп были даны по разным критериям. Например, антидепрессанты получили своё название благодаря их клиническому эффекту, нейролептики же названы так из-за их действующего механизма (этот класс веществ как бы «блокирует» работу нервной системы). В тоже время, многие названия применяются повсеместно и в общей врачебной практике благодаря присвоению торговых имен. Таким образом и клиенту, и психологу необходимо знать не только название лекарства, но и его класс, для принятия разумного решения относительно целесообразности психотерапии на конкретной стадии лечения.

Заключение

Итак, в нашей вводной статье цикла мы сделали основной упор на этику назначения и использования психофармакологических средств и бегло расписали основную классификацию этих веществ. В дальнейшем мы будем конкретно разбирать каждый из типов препаратов, опираясь именно на эту классификацию.

Надеемся, что этот материал будет полезен нашим читателям, а самое главное – прояснит ситуацию относительно лекарств этого типа.

Постскриптум

Как мы и обещали приводим краткий список профессиональной литературы, посвящённой проблеме психофармакологических веществ:

1. классический учебник Riederer, Pöldinger&Laux (1992-1995), включает шесть томов и переведён на русский язык. Язык оригинала – немецкий;
2. учебник Шпигеля 1995 года, можно найти в рунете – классический учебник для психиатров и психологов;
3. англоязычное руководство-настольная книга Блума и Купера, 1995.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

На нашем сайте http://Love-mother.ru Вы можете задавать свои вопросы психологу по интересующим Вас вопросам через комментарии под статьёй. Вам будет выслан ответ на, указанный вами, адрес электронной почты и опубликован в комментариях.
Оставайтесь с нами! Всегда рады Вас приветствовать на нашем сайте!!!

Оставьте свой комментарий: