Психология характера

Основные характеристики человеческого характера

Как протекает процесс становления характера? Что представляет собой характер, и какими основными характеристиками он наделён? Какие основные категории черт его образуют?

Это устойчивое сочетание психических особенностей человека, присущих лишь ему. Они становятся следствием выбора той или иной модели поведения, системы отношения к себе и окружающим. Характер выражает основные личностные черты, присущие человеку. На основании знания о них можно спрогнозировать специфику его поведения при тех или иных обстоятельствах.

Содержание статьи:

  1. Становление характера
  2. Основные характеристики

Психология характера

Становление характера

Определённые черты приобретаются уже в детстве. Следовательно, уже с самого раннего возраста протекает процесс его формирования. Немалый отпечаток на то, каким будет характер у человека, оказывает специфика его взаимодействия с другими людьми. Для малыша очень важны отношения внутри его семьи: общение родителей между собой и их линия поведения применительно к нему.

В два — три года, а также в девять — десять лет влияние окружающих на малыша проявляется наиболее ощутимо. Он активнее вовлекается в общение с ровесниками и взрослыми. Маленький ребёнок, напоминает собой своеобразную губку. Он легко «впитывает» и запоминает различные выражения, модели поведения, чтобы потом их воспроизводить в подходящих и неподходящих для этого ситуациях.

Одними из первых в структуре детского характера появляются такие качества, как:

  • — общительность,
  • — доброта,
  • — отзывчивость.

На другом полюсе располагаются такие черты, как:

  • — чёрствость,
  • — безразличие к людям,
  • — эгоистичность.

Согласно одному из мнений, на возникновение каких-либо черт характера колоссальное воздействие оказывает отношение матери к своему чаду (первый этап развития человека по классификации Э. Эриксона).

На протяжении раннего детства и дошкольного возраста у малыша закладываются черты характера, свойственные для трудовой деятельности. К ним относится:

  • — настойчивость,
  • — трудолюбие,
  • — добросовестность,
  • — аккуратность,
  • — ответственность и так далее.

Оттачиваются и осваиваются эти грани характера в играх.

Младшие школьники характеризуются формированием качеств, связанных с взаимодействием с другими людьми. Круг общения ребёнка резко возрастает за счёт учителей и одноклассников. Это особенно актуально в случае, если он не ходил в детский сад.

В подростковом возрасте закладываются условия для становления волевых качеств.

Ранняя юность – период становления нравственных и мировоззренческих основ. К концу обучения в школе человек обладает устойчивой конструкцией качеств, личностных черт и особенностей составляющих его характер. За последующие годы жизни он редко меняется кардинально.

На то, каким станет отдельно взятый человек, влияют четыре фактора:

  • — генетика,
  • — окружение,
  • — воспитание
  • — и собственный выбор.

Основные характеристики

На склад характера колоссальное влияние оказывают окружающие люди и условия развития личности. Одним из механизмов её формирования выступает динамический стереотип. Характер закладывается и утверждается под влиянием той среды и семьи, в которой находится ребёнок.

Характер – своеобразный стержень и каркас личности. Это не простой набор каких-то качеств, особенностей, а целостная и взаимосвязанная структура. Поскольку эти черты взаимозависимы, их можно выразить в виде иерархии. Зная одни качества личности, можно достаточно точно предугадать наличие других.

Структура:

  1. Качества личности, детерминирующие действия при определении той или иной цели (расчётливость, прозорливость, рациональность).
  2. Свойства человека, позволяющие реализовать намеченную цель: последовательность, настойчивость, целеустремлённость. На другом противоположном полюсе будет располагаться бесхребетность, лень. При рассмотрении этих аспектов характер можно сопоставить с темпераментом и волей.
  3. Инструментальные характеристики. Качества, обусловленные темпераментом. Человека можно характеризовать с точки зрения следующих полярных черт: тревожности – спокойствия, переключаемости – ригидности, экстраверсии – интроверсии.

Категории качеств характера:

Первичные свойства. Их основой выступают разнообразные психические процессы и состояния. Эти черты формируются у человека на первоначальных этапах его развития. Они помогают управлять ему своими действиями. В эту группу входят:

  1. Познавательные характеристики – они отражают отношение к познанию, усвоению информации, а также уровень развития творчества (сообразительность, изобретательность, наблюдательность и так далее).
  2. Эмоциональные черты. Они выражают внутреннее состояние своего носителя и демонстрируют его отношение к событиям, явлениям, людям (оптимизм, агрессивность, мнительность, веселость).
  3. Волевые характеристики помогают преодолевать (или не позволяют в случае их отсутствия) трудности, препятствия, а также доводить до конца начатое ранее дело. Они образуют своеобразный скелет характера. Сами они распадаются на несколько подгрупп. Первая призвана регулировать общее поведение (например, пунктуальность и организованность). Вторая направлена на преодоление возникающих затруднений и помогает совершать волевые действия (скажем, решительность, смелость).
  4. Коммуникативные данные. Они обуславливают особенности процессов взаимодействия с окружающими. Сюда относится: контактность, открытость, закрытость, замкнутость и так далее.
  5. Психомоторные компоненты. Они определяют характеристики двигательной деятельности (сила, ловкость, быстрота, энергичность).

Первичные черты тесно сопряжены с характеристиками темперамента. Ведь проявляются они в аналогичных сферах (например, коммуникативной, интеллектуальной).

Вторую категорию составляют черты смыслового и нравственного плана. Они в большей степени связываются с общественными отношениями, поэтому они тесно переплетены с личностными качествами. Перечислим их:

  1. Черты, отражающие отношение к людям: безразличие, чуткость, отзывчивость, внимательность, неуважение и тому подобное.
  2. Свойства, показывающие отношение к себе: самостоятельность, самолюбие, гордость, самокритичность, эгоцентричность.
  3. Качества, определяющие отношение к деятельности: трудолюбие, хаотичность, инициативность, безответственность.
  4. Свойства, выражающие отношение к животным и природе, например, заботливость, бережливость.
  5. Черты, предрасполагающие к определённому отношению к продуктам труда и вещам (щедрость, аккуратность).

Кроме того, качества личности подразделяются на инструментальные (придающие ей некое содержание) и мотивационные (наполняющие её стремлением добиться чего-либо). Характер составляют те или иные черты, которые обладают постоянством, устойчивостью и возможностью переноса на другую ситуацию. Этот внутренний каркас обнажает убеждения, мировоззрения, моральные принципы человека.

А вы умеете разбираться в характерах?

Оставьте свой комментарий: