Рукоделие или хэнд-мэйд
Горячие кружева
В 60-70 годах XX века у детворы была очень популярна такая разновидность декоративно-прикладного творчества как выжигание по дереву. Мальчишки и девчонки скрупулёзно корпели над деревянными дощечками, выжигая пейзажи, портреты популярных артистов и писателей, фигуры различных животных и многое другое.
Со временем ребята подросли, появились новые увлечения и паяльники, вместе с наборами для выжигания, были убраны на антресоли или в кладовки до лучших времён. Популярность этого вида творчества также постепенно сошла на нет.
Но в конце 80-х начале 90-х годов XX века у российских рукодельниц появилась замечательная причина вновь вспомнить о таком предмете, как паяльник или станция для выжигания. Случилось это благодаря одной из российских мастериц-рукодельниц из г. Рыбинска, имя которой Зинаида Котенкова. Ею была разработана и запатентована уникальная технология выжигания по ткани. Завершённый рисунок, выполненный таким способом, подобен вышивке гладью в технике ришелье. Это направление получило название гильоширование.
Современные рукодельницы научились создавать в этой технике не только скатерти, салфетки, обложки книг и блокнотов, но и украшать воротнички и подолы платьев, мастерить красивые нарукавники.
Для того чтобы познакомиться с техникой гильоширования достаточно будет простого паяльника, с его помощью можно научиться выжигать незамысловатые узоры и линии. В дальнейшем для создания более сложных узоров потребуется специальный аппарат для выжигания с различными насадками.
Аппараты, используемые для выжигания по дереву, вполне подойдут, а ещё лучше, если у прибора можно будет регулировать мощность его нагрева, это позволит работать не только с толстыми тканями, но и с более нежными материями.
Также в работе будут необходимы:
- клей,
- ножницы,
- пинцет, если рисунок содержит мелкие элементы,
- схемы, различные трафареты для выжигания.
Ещё одной отличительной чертой данного вид рукоделия является то, что мастерицы в работе используют исключительно синтетические ткани. Благодаря тому, что синтетические материалы не горят при нагревании, а начинают плавиться, работать с ними очень удобно, оплавленные кусочки можно не только нарезать при помощи паяльника, но и склеивать между собой, составляя интересную композицию. А богатая цветовая палитра современного искусственного текстиля позволяет создавать неподражаемую игру цвета, маневрируя различными оттенками. В качестве декора готовых композиций можно выбрать пуговицы, бисерную вышивку или бусины.
Чтобы познакомиться с этим интересным видом рукоделия, можно попробовать выполнить несложное гильоширование на ткани в два слоя, приклеивая на основную ткань кусочки вспомогательной материи.
- Для этого необходимо выбрать подходящее изображение и распечатать его на обычном листке бумаги, обязательным условием здесь является чётко прорисованные контуры всего рисунка.
- Затем следует установить стекло на опору таким образом, чтобы под него можно было положить лампу, обеспечив устойчивую хорошо освещённую рабочую поверхность.
- Распечатанный трафарет необходимо положить на стекло, а сверху на него разложить заранее выбранную ткань, из которой в дальнейшем планируется вырезание отдельных элементов будущего панно. Вырезая детали по контуру, мастер должен вести руку плавно, стараясь не отрывать её от ткани, так края деталей будут более ровными и аккуратными.
- Когда все мелкие элементы будущего изображения вырезаны, их нужно прикрепить к основной материи. Для того чтобы готовая композиция смотрелась ярко и красочно, в качестве фонового материала следует выбирать светлую ткань.
- На трафарет необходимо прикрепить основную материю при помощи небольших иголок или булавок. При этом рабочая поверхность по-прежнему должна подсвечиваться лампой.
- Затем постепенно прикладывая вырезанные элементы нужно закрепить паяльником, самые нижние фрагменты рисунка, которые впоследствии будут перекрыты другими элементами готового изображения.
- Чтобы закрепить кусочки будущего панно на основной ткани, мастер должен совершать рукой очень чёткие и быстрые движения, похожие на шаг стежка швейной машины.
- Прорабатывать соединение отдельных элементов с основой следует от центральной части рисунка к его краю. Когда внешний край будет готов, то же самое следует проделать и с внутренней стороны каждой детали.
- После закрепления всех элементов, можно усилить нагрев паяльника и прорезать основной контур главного изображения. В итоге получиться очень оригинальная салфетка, а если установить её в рамку под стекло, то замечательное настенное панно.
Кажущаяся на первый взгляд очень сложной техника гильоширования при более внимательном изучении станет понятной и сможет с лёгкостью полюбиться многим рукодельницам. С каждым разом узоры мастериц станут более замысловатыми, а готовые работы будут настоящими произведениями искусства, заполняющие всё вокруг теплотой горячего кружева.