Реабилитация после имплантации: восстановление слуха у детей

Реабилитация детей с кохлеарной имплантацией (КИ) — специалисты, методы

К сожалению, на сегодняшний день можно нередко встретить детей, страдающих врождённой глухотой. Для многих не слышащих детей, кохлеарная имплантация оказывается единственной возможностью для нормального функционирования в обществе.

Однако важно диагностировать развивающуюся патологию как можно раньше, до того момента, как ребёнок научится разговаривать. Это сократит вероятное отставание в интеллектуальном развитии и поможет ему без искажений воспринимать окружающие звуки и человеческую речь.

Содержание статьи:

  1. Проведение КИ для детей младшего возраста
  2. Период реабилитации
  3. Социальная адаптация малыша после кохлеарной имплантации
  4. Памятка для родителей
  5. Какие риски существуют после проведения КИ?
  6. Когда КИ проводить нельзя?

Реабилитация после имплантации: восстановление слуха у детей

Проведение КИ для детей младшего возраста

Кохлеарная имплантация подразумевает внедрение целого электронного канала, посредством которого вся информация будет поступать в мозг от внешнего приёмника в виде импульса, подлежащего расшифровке в мозговых центрах.

Учёные со всего мира круглогодично занимаются изучением и усовершенствованием имеющихся форм аппаратов, чтобы сократить тот интервал отставания в развитии, который всё же создаёт ребёнку дискомфорт.

Минимальный интервал в развитии наблюдается у детей, которые были прооперированы и подлежали КИ до наступления двухлетнего возраста. В том случае, если у ребёнка глухота имеет приобретённый характер, то стоит отметить, что лечение будет эффективным только в том случае, если с момента получения травмы прошло немного времени. Дело в том, что слуховой нерв даже без самой просто тренировки начинает атрофироваться, поэтому через несколько лет, ребёнок вовсе может перестать слышать.

Период реабилитации

Кохлеарная имплантация — трудный хирургический процесс, который выполняется исключительно в федеральном медицинском учреждении под руководством высококвалифицированных врачей. После проведения операции, для ребёнка начинается довольно сложный реабилитационный процесс.

Сразу стоит понимать, что после внедрения аппарата, ребёнок не встанет с постели и чётко начнёт понимать всё, о чём говорят взрослые люди. Напротив, первый месяц он в принципе ничего не будет слышать. Если у ребёнка не наблюдается никаких осложнений после операции, и он чувствуется себя удовлетворительно, то по истечению месяца, малыша посещается аудиолог, который начинается самую первую настройку аппарата. Как правило, все изменения в тональности или звуковом восприятии, чаще всего проходят для ребёнка довольно комфортно и при этом никаких болевых ощущений он не чувствует.

Если пациент совсем маленький, в возрасте до двух лет, то специалистами в обязательном порядке должны учитываться физиологические рефлексы, характерные для его возраста. Как правило, первый месяц использования аппарата, его периодическая настройка происходит каждую неделю. После завершения необходимых настроек, каждый пациент должен осуществлять контрольные поправки раз в год, поскольку под воздействием внешних факторов, они могут несколько изменяться, словно музыкальный инструмент.

Социальная адаптация малыша после кохлеарной имплантации

Первый месяц после проведения операции чаще всего посвящается восстановлению физиологического здоровья. Однако после того как аппарат будет готов к активной эксплуатации, ребёнок должен с помощью специалистов учиться жить с таким приспособлением. На первом этапе вхождения, ребёнок обязательно занимается с сурдопедагогом, психологом, логопедом.

Стоит понимать, что принимают решение о проведении КИ у маленького ребёнка сами родители, поэтому они являются самыми заинтересованными лицами в совершении данного процесса.

Длительность реабилитационного периода зависит от того, какое количество времени прошло между потерей слуха и проведением операции. Чем дольше взрослые начинают бездействовать, тем труднее будет ребёнку в будущем. Кроме того, стоит понимать, что малыш в более позднем возрасте просто не сможет догнать своих сверстников в интеллектуальном развитии.

К сожалению, жизнь любого малыша с КИ может называться полноценной относительно. Дело в том, что ребёнок будет обязан периодически посещать врача для проверки аппарата, его настройки и в случае необходимости даже придётся его менять.

Памятка для родителей

Каждый родитель должен понимать, что КИ (кохлеарная имплантация) поможет абсолютно не с любым диагнозом. Как правило, пациент может рассчитывать на получение качественного результата только в том случае, если произошло повреждение волосковых клеток.

При нарушениях в слуховом нерве, такая процедура не даст абсолютно никаких результатов, кроме потраченного времени. Кроме того, с наступлением развития кальцификации, внедрение аппарата становится невозможным, поскольку отложения будут этому препятствовать. Электрод не поместится в улитку, соответственно, существует огромный риск осложнения состояния пациента.

После проведения операции, каждый родитель должен помочь ребёнку адаптироваться к окружающей среде, а также помочь в определении звуков. В действительности, помимо специфических особенностей, малыш имеет такие же аспекты в развитии, как и обычный ребёнок. Вся сложность заключается только в обращении с аппаратом на первой стадии привыкания к нему. Чтобы как можно быстрее помочь адаптироваться малышу, стоит организовать процесс в соответствии со следующими условиями.

  1. Малыш не должен чувствовать себя, будто находится в лаборатории и над ним ставят опыты. Наоборот, ему предстоит развиваться в самом обычном мире, поэтому организация естественной среды обитания должно быть главным правилом для любого родителя. Стоит чередовать общение между взрослыми людьми и обращение к малышу. Разговаривать на начальном этапе необходимо как можно чётче. Кроме того, чтобы как можно быстрее учиться, каждый ребёнок должен постоянно улавливать чужую речь, стараться понимать, о чём говорят родители.
  2. Посещение специальных курсов для развития и приобретения жизненно необходимых навыков. Как правило, такие уроки могут проводить специалисты, к примеру, сурдопедагоги или психологи, а может быть и сами родители. Поскольку всю жизнь педагоги не смогут находиться рядом, они так же обучают и родителей. На первых этапах обучения используется ограниченное количество звукового материала. Вообще для начала рекомендуется делить всю информацию, чтобы не перегружать ребёнка.

Какие риски существуют после проведения КИ?

Не смотря на большинство медицинских исследований, всё же стоит понимать, любая хирургическая операция подразумевает некий риск.

Кохлеарная имплантация в таком случае не является исключением из правил. В том случае, если операция будет выполнена с хирургической ошибкой, либо с травмой лицевого нерва, то это может привести к частичному или даже полному параличу.

В зависимости от того, насколько сложным будет медицинский случай. При некоторых особенностях может наблюдаться отсутствие возможности распознать вкус, проблемы с функционированием вестибулярного аппарата (тошнотой, рвотой, невозможностью передвигаться в любом транспорте).

Когда КИ проводить нельзя?

Даже если проведение КИ даст ребёнку возможность полноценного развития, ни один специалист не будет рисковать его здоровьем, если имеются существенные противопоказания, связанные с общими показателями физического состояния малыша. Так, например, при острой почечной недостаточности или заболевании печени, о внедрении слухового имплантата не может быть и речи. При наличии серьёзной патологии развития, связанной генетической особенностью, КИ также не устанавливается.

Так же стоит понимать, что кохлеарная имплантация не является волшебной палочкой, которая способна вылечить все болезни или дать ребёнку реальный шанс на то, чтобы слышать. Существуют некоторые заболевания или деформация слухового канала, перед которыми, КИ, к сожалению, оказывается бессильной, поэтому в проведении операции, просто нет никакого смысла.

Оставьте свой комментарий:






ЗДОРОВЬЕ И ОТДЫХ