Здоровье и развитие детей: как развивается мозг ребёнка?

В обобщённой форме о процессе формирования и развития мозга ребёнка с момента зачатия и до подросткового возраста можно узнать здесь

С момента зачатия начинается процесс непрерывного развития головного мозга крохи. С первых недель будущий ребёнок обладает мозговым веществом. В возрасте чуть больше трёх недель уже прослеживается три части мозга. К четырём месяцам мозговая ткань равна 60 кубическим сантиметрам.

До пяти месяцев формируются важнейшие церебральные функции. За месяц до появления на свет малыш уже наделён достаточно сформированным мозгом. Он очень схож с мозгом взрослого человека. Его объём достигает 360 кубических сантиметров. В двенадцать месяцев заканчивается формирование структуры головного мозга.

Отчасти залогом благополучного, успешного роста и развития крохи является предотвращение травм головного мозга в ходе её внутриутробной жизни, а также обеспечение условий значимых для её комфортного существования в этом мире. Скажем, у деток с дефектом шейного отдела позвоночника, приобретённым во время родов, кора мозга более тонкая. Рождение малыша женщиной самостоятельно значительно сокращает риск родовой травмы.

До рождения малютки специфика развития головного мозга практически целиком зависит от самой женщины и условий, в которых она находится. Скажем, одним из немаловажных факторов является характер её питания. Ей стоит следить за оптимальным поступлением в её организм необходимых веществ.

Здоровье и развитие детей: как развивается мозг ребёнка?

В первый год ребёнок активно растёт и развивается. В течение этого времени его вес возрастает в 3 раза, а рост в 2. Столь же активными темпами формируется головной мозг крохи.

Её умственные способности находятся в зависимости не только от размеров самого мозга, но и от особенностей мозгового кровообращения.

Мозг малыша на 70% формируется ещё в ходе его пребывания в животике у мамочки. Остальные 15% приходятся на период младенчества и дошкольный период.

Мозговая ткань образуется однократно. Безусловно, она обладает способностью к обновлению. Однако, её потенциальные возможности обусловлены особенностями развития малыша в период до 9 месяцев. Скажем, если у крохи снижен интеллектуальный уровень, есть отставание в развитии или имеются травмы, то это существенно снижает её ресурсы для достижения успеха.

Набор нейронов слабо меняется в течение жизни. С самого рождения кроха уже наделяется определёнными формами реагирования на происходящее. Скажем, у неё имеется сосательный, дыхательный, хватательный рефлексы и так далее.

Нейроны головного мозга достаточно изолированы друг от друга у новорождённой крохи. В первые три года связи между ними укрепляются, устанавливаются. Со временем эти связи всё больше усложняются.

Пик активности мозг в плане его развития приходится на временной промежуток от 0 до 3 лет. В три года его объём уже на 80% сопоставим с объёмом головного мозга у взрослых людей. Увеличение в размерах осуществляется благодаря особым глиальным клеткам, обеспечивающим работу нейронов. После 3 лет процесс развития мозга резко затормаживается. К 6 годам почти останавливается его формирование. Способности и возможности шестилеток уже практически в полной мере соответствуют параметрам взрослого человека.

Для оптимального развития крохе требуется атмосфера принятия и любви. Телесные контакты, то есть ласковые прикосновения, поцелуи также позитивно сказываются на процессе её формирования. Ребёнок должен получать новые впечатления, открывать для себя что-то доселе неизведанное.

Период до трёх лет – своеобразная платформа его мышления, приспособления к окружающему миру, полученных навыков, а также здоровья. Сам внешний мир становится для него мощным толчком к развитию, своеобразным раздражителем. Ведь он содержит так много интересного (звуки, запахи, прикосновения), что словно маленькие «крючочки» цепляют его мозг.

Многие стремятся по максимуму использовать это время. Родители учат ребёнка рисовать, лепить, осваивать музыкальные инструменты и даже знакомят с иностранными языками. Взрослые уже сейчас, в раннем возрасте, а затем и в дошкольном, приступают к формированию успешного человека.

Однако, если сферы применения способностей ребёнка слишком многочисленны, то у него не получается их охватить в полном объёме. Испытывая промах, малыш винит себя за провал. Это негативно сказывается на его самооценке и отношении к себе как к личности. У него начинает пропадать стремление и тяга к процессу обучения. Задания должны быть соразмерны его способностям, показывать направление его роста.

Отметим, что у девочек быстрее совершенствуется левое полушарие, в то время как у мальчишек правое. Это помогает юным принцессам лучше справляться с заданиями на логику. В период полового созревания ситуация меняется кардинально. Представители сильной половины уже начинают опережать девочек в логическом плане.

У мальчиков более ярко выражена асимметрия в работе мозговых полушарий. Это связано с тем, что мозолистое тело, объединяющее оба полушария у них тоньше и меньше, нежели у девочек.

У девочки, не достигшей 13 лет ещё сложно выявить доминирующее полушарие. У мальчиков оно определяется уже к 7 годам. Следовательно, у парней направление их склонностей и способностей прослеживается раньше. Это помогает уже с учётом их задатков и интересов выбирать соответствующие кружки, секции, а не действовать в слепую или по своему усмотрению.

Оба полушария мозга совершенно по-иному обрабатывают поступающую извне информацию. Левое полушарие отвечает за логическое, рациональное восприятие. Оно раскладывает что-либо на связующие составляющие, анализирует, классифицирует и упорядочивает элементы. Правое полушарие рассматривает ситуацию, объекты в целом, невзирая на их элементы. Оно основывается на эмоциях и образном мышлении.

Итак, развитие и формирование мозга будущего малыша очень сильно зависит от особенностей его внутриутробного созревания и специфики его жизни в первый год после рождения. В дальнейшем внести серьёзные коррективы практически невозможно

Оставьте свой комментарий:






ЗДОРОВЬЕ И ОТДЫХ