Трудные подростки, как их воспитывать?

В настоящее время злободневной проблемой воспитания является взаимодействие с подростками и их семьями, следует сказать, что подростковый возраст – это достаточно противоречивый возраст с многочисленными новообразованиями, прежде всего, это половое созревание как мальчишек, так и девчонок, так и социализация их в жизни.

Трудные подростки, как их воспитывать-2

Именно в этом возрасте у молодых людей и родителей, которым кажется, что их «ребенок» по-прежнему мал, возникают конфликты. Одна сторона (собственно, подросток) требует признания его как полноправного члена общества с собственными индивидуальными особенностями, другая (родители) – требует выполнение домашних и прочих обязанностей, а также подчинения воли взрослого. Это и рождает «искру» противоречия, загорающуюся между взрослыми и детьми.

У учащихся имеется возможность обучить некоторым приемам самовоспитания посредством отношения к другим людям, а именно:

  • • Учитывать интересы других, иногда пытаться подчинять собственные интересы с коллективными стремлениями, пожеланиями;
  • • Никогда не начинать разговор с равным себе из подчеркивания его недостатков, лучше акцентировать внимание на положительных моментах, что присутствуют в личности ровесника, а потом осуществлять плавный переход к его недочетам;
  • • Воспитывать умение слушать и слышать собеседника, сопереживать ему, сделать попытку «оказаться” на его месте;
  • • Всегда уважать чувство собственного достоинства других людей: товарищей, ровесников, принимать его таким, каков он есть;
  • • Не искать только недостатки или, наоборот, идеализировать его.

Сторона трудновоспитуемого подростка, не совпадающую с позицией педагогически нормальных учащихся, следует подвергать коррекции крайне деликатно. Педагог применяет в своей практике ситуации, создаваемые стихийно в коллективе учащихся, осуществляет построение их, учитывая собственные знания и опыт.

Методом создания ситуации воссоздаются определенные условия, которые толкают учащегося на раскрытие собственных взглядов, поступков, в соответствие с общественной мыслью, нормы и правила поведения в учреждении образования, обществе и традиции страны.

Оказывая проблемному учащемуся помощь, помещая его в необходимые проблемные ситуации, согласно его потребностям, интересам, способностям и психологическим качествам, педагог содействует стимуляции проявлений привлекательных психологических, социально-психологических черт характера, как формирование адекватной самооценки, ответственности, гуманности, активности. Не следует в этот момент отворачивать подростка от коллектива учащихся, наоборот, в этот момент, ему так дорого признания сверстников.

Не следует «вешать» на проблемного подростка ярлыки, что часто делают современные учителя школ, наоборот, нужно поощрять любую инициативу подростка, не идущую в резонанс с нормами морали и закона, подталкивать его к тому, чтобы он мог справиться с любой проблемой и преградой.

Классный руководитель обеспечивает создание условий для запасания морально-этического опыта в ходе протекания межличностного взаимодействия с ровесниками, взрослыми, обучает приемам ориентирования в сложных жизненных ситуациях, оказывает помощь в придерживании социально желаемого поведения.


Оставьте свой комментарий: