Арт-терапия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Арт — терапия для детей

Для ребёнка творчество — возможность безболезненно открыть свои чувства, рассказать о переживаниях и проблемах. Он может сделать это через рисунок, лепку, аппликации, сочинение сказок и разыгрывание сценок.

Умения и художественные дарования в данном случае не имеют значения — чем более спонтанно и произвольно выражены чувства, тем они искреннее. У такой терапии нет ограничений и противопоказаний, искусство в любой форме целительно.

Содержание статьи:

  1. Зачем это нужно?
  2. Средства арт-терапии
  3. Упражнение для преодоления страха
  4. Путь к цели

Арт-терапия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Зачем это нужно?

В процессе арт-терапии у ребёнка устанавливается позитивный эмоциональный настрой и появляется готовность к выражению чувств и мыслей. Психолог может вывести своего подопечного на обсуждение определённых проблем или фантазий, которые ребёнку по тем или иным причинам сложно выразить вербально. Творчество в данном случае — возможность разрядки, исследования и проработки скрытых мыслей и разрушительных тенденций.

Эксперименты с кинестетическими и зрительными ощущениями развивают моторику и правое полушарие мозга (и, как следствие, чувство внутреннего контроля, интуицию и умение ориентироваться в пространстве). Ребёнок получает возможность самовыражения через творчество, у него развиваются воображение и эстетическое восприятие и, само собой, развиваются практические навыки и художественные способности.

Арт-терапия обращается к здоровому потенциалу развивающегося человека, к его внутренним механизмам саморегулирования, и потому она — эффективный способ корректировать нарушения развития и различные отклонения. А значит, ребёнку становится проще адаптироваться к любым жизненным обстоятельствам и, что немаловажно, — к школе, так как при этом снижается восприимчивость к негативу, связанному с обучением.

И, наконец, посредством творчества человек учится понимать самого себя, знакомится с потаёнными уголками своего внутреннего мира и получает навыки бесконфликтного разрешения неприятных ситуаций. Узнаем о пользе арт-терапии.

Средства арт-терапии

Карандаш и бумага — это основной набор. Это, в принципе, всё, что нужно для рисования, сочинения сказок или стихов. Даже без использования цвета ребёнок может выразить на рисунке все эмоции, которые захочет.

Предлагать ли ему ластик? Во многих тестах предлагается от него отказаться — так лучше видны исправленные, перерисованные элементы, в которых, как правило, и нужно искать проблему. Но и с помощью ластика человек может обозначить затруднения — множественные стирания хорошо видны на бумаге.

Цветными карандашами или фломастерами можно разнообразить минимальный набор. Цвет служит для обозначения чувств, вызванных нарисованным сюжетом или предметом, и выражает общий эмоциональный фон в момент рисования. Отказ от использования цветных карандашей при их наличии, выполненные только в одном (чаще—в чёрном или сером) цвете рисунки — тоже признак определённых негативных переживаний.

Акварель, гуашь, восковые мелки. Эти художественные средства более экспрессивны, чем карандаши. Они ярче, их можно смешивать и получать новые оттенки, и рука в процессе рисования движется гораздо свободнее.

Вариант цветного» рисования — пальчиковые краски. Они дают ребёнку полную свободу: вместо кистей можно использовать свои руки и ноги, и даже можно разукрасить самого себя. Особенно важны подобные средства для детей, чьи родители — приверженцы строжайшего контроля.

Пластилин — отличное средство для детей, не склонных к рисованию. Кроме того, лепка помогает снять напряжение: когда ребёнок тянет, мнёт, рвёт пластилин, он даёт выход эмоциям.

Созданные им пластилиновые фигурки — это игрушки, которые можно переставлять, видоизменять, разыгрывая с их помощью всякие сценки. Пластилин можно заменить тестом для лепки (фигурки нельзя будет видоизменять после засыхания, зато можно раскрасить) или «тянучкой» из ПВА жидкого крахмала и пищевого красителя (это отличное средства для вымещения агрессии).

Как дополнительные средства могут использоваться различные природные материалы (к примеру, песок или листья), ткань, фотографии — в общем, всё то, что может пригодиться ребёнку для рисования, лепки, создания аппликации и прочего.

Упражнения в терапии могут быть направлены на проработку всех аспектов личности:

  • с их помощью можно определять уровень интеллекта,
  • самооценку,
  • уровень адаптации к различным обстоятельствам,
  • степень подготовленности ребёнка к решению серьёзных проблем.
  • Они помогут вам узнать, что ребёнок думает о самом себе, об отношениях в семье.

Однако такие упражнения требуют интерпретации специалиста, так как необходимо учесть множество параметров, чтобы дать верную оценку. Поэтому рекомендуются более лёгкие упражнения, направленные на снятие эмоционального напряжения и некоторых психологических блоков — они не требуют глубокого толкования.

Упражнение для преодоления страха

Нарисовать, а затем видоизменить изображение своего страха — очень эффективный способ разобраться с пугающей ситуацией или определённой проблемой. Эти проблемы не исчезают из мира ребёнка (темнота или, к примеру, страшные собаки никуда не денутся), но отношение к ним с его стороны меняется, и страх постепенно сходит на нет, или, по крайней мере, маленький человек понимает, как с ним можно бороться.

Есть несколько способов.

  1. Первый, стандартный и доступный любому — нарисовать пугающую ситуацию; если страх застарелый, нужно изобразить самый первый случай, когда он возник.
  2. Следующий вариант — для тех детей, которые склонны описывать свои переживания ощущениями («язык онемел», «мороз по коже»): в данном случае ему можно предложить нарисовать испытанное именно в теле.
  3. Для тех, у кого развито образное мышление, подойдёт следующее задание: нарисовать образ страха (как существо, предмет, явление).
  4. Если ребёнок не любит рисовать, он может сделать маску страха или костюм — это позволит перевоплотиться в него, поиграть.

Поделку или рисунок нельзя рвать, сжигать, ломать — так вы вырвете страх из психики, оставив ненужную «дыру».

Пугающую ситуацию или предмет нужно преобразовать прямо на рисунке: добавить элементов, которые изменят общее настроение и позволят относиться к страху по-другому — нейтрально, спокойно, с улыбкой. Новый образ постепенно заместит в сознании ребёнка прежний, негативный.

Путь к цели

Нередко дети склонны быстро отступать перед трудностями: «У меня не получается!» — с досадой говорит ребёнок, опускает руки и ждёт, когда получится само собой или мама поможет. Такому ребёнку тяжело приходится без целеустремлённости, веры в себя и успех.

Заданием в этом упражнении будет рисунок (построение, лепка) пути к определённой цели, со всеми препятствиями и чудовищами, какие могут встретиться по дороге. Героем может быть и сам ребёнок, и сказочный персонаж, и животное — пусть выбирает сам; и обязательно нужно обозначить конечную цель.

Ребёнок нарисует между собой и целью множество препятствий, пусть даже довольно безобидных с виду — снеговики, кусты, роботы; на самом деле, чем больше — тем лучше.

Следует подробно обсудить нарисованное (вылепленное, построенное) и помочь герою справиться с трудностями, предоставив ему при этом, максимум самостоятельности: никаких волшебных палочек и сапог-скороходов — герой сам сражается, переходит через горы и перепрыгивает ямы.

Оставьте свой комментарий: