Наказать — ребенка нельзя — помиловать

Наказывать или нет? Большинство родителей, делая выбор, зачастую ориентируются на свои субъективные убеждения, привычки, личный опыт, и лишь немногие понимают истинную роль наказания в воспитании, его влияние на самого ребенка.

В наше время принято считать, что воспитание без наказания – истинная добродетель и придерживаются этой позиции демократичные родители, в то время как воспитание с моментами наказания всячески осуждается. Но это глубокое заблуждение. Всегда не наказывать, как и всегда прибегать к наказанию – в равной мере опрометчиво, это калечит ребенка и всячески его развращает.

Содержание статьи:

  1. Как НЕЛЬЗЯ наказывать
  2. Памятка. Когда ребенок совершил проступок
  3. Альтернатива наказанию
  4. Правила «штрафной пятиминутки»

Наказать - ребенка нельзя - помиловать

Родители должны взять за основу одну простую истину: нельзя вести себя во всех ситуациях одинаково. Это значит, что не стоит всякий раз наказывать за малейшие провинности, как и всегда все спускать с рук. Ребенок должен понимать, что если он совершил проступок, то за ним последует наказание, но после того, как он искупит свою вину, вынесет положенное наказание (т. е. получит свое), все снова будет хорошо, он будет уже не виноват.

Прежде чем наказывать ребенка, попробуйте встать на место ребенка, что называется «влезть в его шкуру», понять, почему он так поступил, что его на это подвигло, узнать, как на свой проступок смотрит сам малыш.

Всегда учитывайте индивидуальность ребенка. Есть два вида детей:

  • • «Толстокожие», непробиваемые (они просто не могут обойтись без наказаний);
  • • И ранимые натуры (если их наказывать, то редко и осторожно).

Ребенок в силу своего возраста не может самостоятельно взять себя в руки в плане поведения, поставить рамки, управлять собой; они нуждаются в серьезном влиянии извне. Поэтому дети нуждаются не только в любящих и внимательных родителях, но и в меру строгих. При этом они готовы признать взрослую власть над собой, даже начать ее уважать, но только в том случае, если эта власть будет справедливой, но неэгоистичной, бесхарактерной, непостоянной, и тем более жесткой и унижающей.

Наказание само по себе не панацея, но средство довольно рискованное, грубое, применять его нужно с особой осторожностью.

Как НЕЛЬЗЯ наказывать

  • • Наказывайте не унижая;
  • • Наказание не должно причинять боль, страдание (как моральное, так и физическое);
  • • Малыш не должен воспринимать взрослого, который наказывает, как злого и жестокого;
  • • Ребенок должен чувствовать, что его наказывают неохотно, лишь следуя чувству долга;
  • • О проступке перестают упоминать с того момента, как «преступник» начал «отбывать» наказание (с этой минуты он прощен, «преступление» забыто навсегда);
  • • Нельзя наказывать, когда вы расстроены, раздосадованы, доведены до предела (ребенок почувствует несправедливость и перестанет вам доверять);
  • • Нельзя наказывать лишениями;
  • • Наказание не должно пугать, смысл его должен сводиться к тому, чтобы символически вывести ребенка за пределы социума: ты совершил плохой поступок – мы от тебя отдаляемся;
  • • Нельзя наказывать, если ребенок не чувствует себя виноватым и, вообще, не понимает, за что на него так сердятся взрослые;
  • • Нельзя наказывать слишком часто.

Правил и запретов не должно быть слишком много, они должны быть понятны малышу. Дети, будучи разумными существами, понимают, почему нельзя играть на проезжей части, но вот почему нельзя с ногами забираться на диван, им не совсем понятно. Подобные бессмысленные, с детской точки зрения, запреты ребенок время от времени будет нарушать, и при этом в его глазах будет теряться авторитет взрослых, ведь ему запретили, а он с такой легкостью все равно нарушил. Ребенок жаждет свободы, но в силу своего возраста, путает ее с вседозволенностью и произволом. Поэтому ему важны ограничения, пока он не научится ладить с собой, и наказания иногда ему также нужны.

Наказывать ребенка нужно тогда, когда это ему самому нужно (дабы избавиться от чувства вины, чтобы остановиться и не натворить лишнего, чтобы осознать, что так поступать нельзя).

Если вы сомневаетесь, то лучше ничего не предпринимайте и не наказывайте. Это так называемый прием отложенного наказания. Поясните ребенку, что не знаете, что с ним делать и вам нужно время подумать.

Памятка. Когда ребенок совершил проступок

  • • Определите, является ли данный поступок действительно «преступлением», с точки зрения ребенка.
  • • Если ребенок не считает, что совершил проступок – не спешите наказывать его, для начала проведите разъяснительную беседу, объясните, почему это плохо (можете продемонстрировать, как сердитесь, эмоции также помогают понять малышу, что он поступил нехорошо).
  • • Если вы удостоверились в том, что малыш осознал, что совершил «преступление», и теперь переживает по этому поводу, придумайте ему символическое наказание.
  • • Придумайте нестандартное, но действенное наказание для ваших домочадцев, которое будет держаться на принципе «отчуждения» на определенное время от компании родных и близких.
  • • Прежде чем наказание вступит в силу, выслушайте доводы «наказуемого», постарайтесь понять и принять его.
  • • Импровизация в наказании также уместна, каждый случай уникален по-своему, а, значит, заслуживает своего внимания и наказания.
  • • Помните, что наказание – не лучший метод в воспитании; если есть другие эффективные рычаги воздействия на ребенка – лучше приведите их в действие.

Альтернатива наказанию

  • • Меняем свое общение с детьми. Говорите, что ребенок должен сделать, но не ворчите, все время по поводу того, что он сделал неправильно. Не кричите через всю квартиру: «Немедленно перестань бегать!», а спокойно заметьте: «Пожалуйста, ходи спокойно!»
  • • Используем метод «логического последствия». Ребенок выплескивает воду из ванны во время купания – завершите приятную процедуру досрочно, вытащив пробку. Поясните свои действия: «Когда научишься купаться, оставляя всю воду в ванной, купание будет длиться дольше».
  • • Переориентация. Дочь любит надевать ваши любимые туфли, предложите ей старую пару. Не говорите ей, что эти туфли хуже, просто вместе украсьте их блестками, превратив все в занимательную игру.
  • • Не обращаем внимание, не даем реакции на плохое поведение, когда дети намеренно пытаются вас вывести из себя, шокировать, огорчить.
  • • Чаще хвалим детей (не менее 10 раз в день) за примерное поведение, хорошие поступки, достижения. Когда дети поймут, что могут привлечь ваше внимание хорошим поведением, они будут менее заинтересованы в плохом. Дети, которые считают себя хорошими, ведут себя намного лучше.
  • • «Штрафная пятиминутка» или отправка ребенка в скучное место ровно на 5 минут. За это время они могут пропустить веселую игру или просмотр любимого мультика, окажутся вне интересной компании, в этом и заключается наказание.

Правила «штрафной пятиминутки»

  1. • Определите для штрафной пятиминутки самое «скучное» место (но оно должно быть, в то же время, безопасным, например, ванная, дальний угол в родительской спальне). Главное условие – отсутствие того, что может быть использовано ребенком с игровой целью. Если вы живете в малогабаритной квартире — используйте метод «штрафной стул».
  2. • Время изоляции определяется, ориентируясь на возраст ребенка: для малышей (от 3 до 5 лет) – 3 минуты, для детей от 5 до 10 лет – 5 минут, для ребят старше 10 лет – 10 минут. Продлевая срок «заключения», вы лишаете эффективности наказания.
  3. • Сообщите о подобном виде наказания детям заранее, когда они спокойны и способны воспринимать информацию.
  4. • Обязательно определите то поведение и те поступки, которые подлежат коррекции, посредством данного вида наказания.
  5. • Поставьте часы в то место, где дети будут «скучать».
  6. • Не стоит использовать штрафные пятиминутки в качестве угрозы (так вы даете своему чаду шанс на повторение проступка).
  7. • Штрафные пятиминутки должны следовать неотвратимо за проступки. Вы достигните меньших успехов, если будете непоследовательны, лишь иногда будете прибегать к этой мере, заменяя ее криками или шлепками.
  8. • Где бы вы ни были (в парке, гостях), ищите спокойное место для штрафной пятиминутки, когда ваше чадо провинилось, не откладывайте наказание до момента прибытия домой. Иначе ребенок все время, пока будет находиться в гостях или на прогулке, будет думать о наказании, и не будет веселиться.

Помните, привить ребенку навык дисциплины можно (и нужно) без боли и чувства вины!


Оставьте свой комментарий: