Воспитание ребёнка по возрасту

Содержание статьи:

  1. Видим цель
  2. Создаём «Карту желаний»
  3. Учимся формулировать цель
  4. Конкретизируем цели
  5. Знания и умения

Воспитание ребёнка по возрасту

Видим цель

Советские спортсмены в своё время демонстрировали поистине выдающиеся результаты в спорте, ставили мировые рекорды. Как оказалось, их объединяла одна любопытная особенность: они все усердно тренировались, но самое главное – они были правильно мотивированы и ориентированы на цель.

Так спортсмены максимально чётко представляли себе, что должно произойти после того, как они выступят на очередном первенстве или соревновании: будут греметь аплодисменты зрителей, они торжественно пересекут финишную черту, поднимутся на пьедестал почёта и так далее. Иными словами, они постоянно моделировали, программировали себя на ситуацию успеха.

В дальнейшем эта технология стала применяться не только в спорте. Как правило, успешнее справляются с вступительными испытаниями и поступают в желаемый ВУЗ те абитуриенты, которые изначально видели себя в списках поступивших и стремились к этому.

Но случается так, что ребёнок никак не может определиться, чем он всё-таки хочет заниматься и, следовательно, куда хочет поступить. Здесь вам на помощь придёт упражнение «Визуализируем будущее».

Поговорите с ребёнком, пусть он расскажет, что он хочет от жизни, каким будет его будущее. Смоделируйте ситуацию, когда он поступил в высшее учебное заведение, благополучно закончил его и теперь… Чем он занимается? Где работает? Что его окружает?

Смысл упражнения в том, что чем подробнее, детальнее будет картина желаемого будущего, тем понятнее станут ему дальнейшие действия, ориентиры, приоритеты. Пусть он не только расскажет, но и нарисует иллюстрации: «моё рабочее место», «мой рабочий день». Предложите написать ему эссе, буквально на одну страницу, на тему «Один день из моей жизни в будущем». Обязательно обсудите вместе с ребёнком подобные творения (рисунок, сочинение).

После можно приступать к активным действиям: определиться с профессией, почитать специальные журналы и книги о ней, узнать, в каком ВУЗе можно обучиться основным азам, по возможности встретиться с представителем данной профессии.

Например, ребёнок любит помогать окружающим, он видит себя в белом халате, в кабинете с белоснежными стенами, он мечтает о тысячи успешно проведённых операциях, о благодарных пациентах, которым он спас жизнь. Иными словами – ваше чадо мечтает быть врачом-хирургом.

Это благородная профессия, но нужно подготовить ребёнка к тому, что у неё есть и другая сторона: большая ответственность за здоровье людей, могут возникнуть экстренные ситуации, когда придётся работать и в ночные часы и несколько дней подряд. Лучше если об этих моментах расскажет человек, профессионал своего дела, который посвятил жизнь этой профессии. Важно не напугать ребёнка, но подготовить его к возможным сложностям.

Создаём «Карту желаний»

Порой, чтобы чего-то достичь, нам необходимо запустить некий механизм целеполагания. Достаточно вспомнить, как в старом советском кинофильме «Чародеи» герой стремился овладеть умением проходить сквозь стены; тогда ему был предложен интересный алгоритм, который, как ни странно, будет актуален и в нашей ситуации: «Я вижу цель!», «Я верю в себя!», «Я не замечаю препятствий!», и добавим ещё один пункт «Я действую!».

Остановимся подробнее на первой рекомендации и освоим вместе с ребёнком довольно занимательную, проверенную временем технологию визуализации, под названием «Карта желаний».

  1. — Пусть ребёнок возьмет лист бумаги и в центре листа изобразит себя или наклеит свой фотоснимок.
  2. — Теперь его задача вокруг своей фотографии нарисовать картинки (или просто вырезать из журналов соответствующие иллюстрации и наклеить), обозначающие те вещи, которые он бы хотел в будущем получить. Хочет он научиться водить машину и приобрести дорогой автомобиль – наклеиваем подходящее изображение. Желает занять высокую должность – рисует себя в отдельном кабинете. Мечтает о спортивной карьере и высоких достижениях – рисует себя в момент победы или стоящим на пьедестале почёта с медалью.
  3. — В конце ему необходимо соединить линиями свою фотографию с окружающими её картинками.
  4. — После того, как будет изготовлена карта желаний, важно повесить её на видном месте (например, над столом). Порекомендуйте своему чаду периодически посматривать на неё, размышляя о своём будущем. Незаметно для себя он запустит программу «достижение поставленных целей».

Учимся формулировать цель

В этом вам поможет следующее упражнение «Чёткая формулировка». Вначале необходимо вместе с ребёнком записать цель; на данном этапе не стоит сильно задумываться над тем, насколько данная формулировка точна. По мере того, как вы будете помогать вашему чаду отвечать на вопросы, сама цель, так и её формулировка будут корректироваться, «оттачиваться», в итоге они станут реалистичными и конкретными.

Чтобы узнать, хорошо ли вы сформулировали цель, ответьте на следующие вопросы (для наглядности будут приведены примеры).

  1. Утвердительно ли сформирована ваша цель? (в идеале она должна указывать на то, что вы хотите, но не на то, чего не хотите). Пример: «Я не хочу «завалить» экзамен» (неверная формулировка), лучше «Я хочу сдать экзамен по географии на «отлично».
  2. Относится ли она к вам? Можете ли вы контролировать свою цель, и лично что-то сделать для её реализации? «Я постараюсь хорошо подготовиться к сдаче экзамена, и прочитаю для этого необходимые учебные пособия, книги».
  3. Что вы получите при достижении цели (что будете видеть, чувствовать, слышать)? «Я сдам итоговый экзамен по дисциплине на «отлично»; меня похвалит мама. Я поступлю в институт, на факультет, о котором мечтал»; я расширю свой кругозор».
  4. Ваша цель находится в нужном контексте? «Достаточно ли тебе сдать экзамен на «отлично» только по географии? Возможно, тебе будет необходимо получить хорошие отметки и по другим дисциплинам?»
  5. Если цель будет достигнута, как это повлияет на вас и на других людей из вашего окружения? «Мама перестанет волноваться по поводу моего поступления».
  6. Насколько глобальна ваша цель? Если чрезмерно, то лучше начать работать с отдельными её компонентами.
  7. Нуждаетесь ли вы в определённых ресурсах, которые вам помогут при достижении желаемой цели? Располагаете ли вы ими? «Чтобы хорошо подготовиться к экзамену, нужны соответствующие учебники, атласы, контурные карты. Их я возьму в библиотеке, а также поищу необходимый материал в интернете».
  8. Могут ли возникнуть на вашем пути какие-либо препятствия? Сможете ли вы их преодолеть? Что для этого сделаете? «Параллельно мне придётся готовиться к экзаменам по другим дисциплинам, это также будет отнимать много времени. Я постараюсь правильно распределить своё время, дабы хорошо подготовиться по всем предметам, буду меньше играть в компьютерные игры, и ходить на тренировки не три раза в неделю, а один».
  9. Какими будут ваши первые шаги на пути к реализации цели? При каких условиях вы их сделаете? «Сегодня, если встречу преподавателя, возьму у него вопросы и примерные задания к экзамену. Завтра пойду в библиотеку, и поищу в интернете ресурсы, которые мне пригодятся».

Конкретизируем цели

Важно, чтобы цель соответствовала определённым принципам (только в этом случае ваша деятельность будет успешна); а именно была:

  1. Конкретной. Постараетесь сделать так, чтобы она измерялась в количественных показателях. «Хочу освоить английский язык, для этого мне необходимо каждый день учить по двадцать новых иностранных слов».
  2. Привязана к времени. Лучше всего, если будут указаны конкретные сроки её достижения «За 6 месяцев я должен буду освоить всю английскую грамматику».
  3. Достижима. «Я хочу научиться свободно говорить на английском языке через 1 месяц». Конкретика в этом случае присутствует, но достичь цели за такие короткие сроки скорей всего не получится.
  4. Соответствовала иным целям и не противоречила им.

Действуем! Двигаемся к цели

Успех достижения цели напрямую зависит от того, насколько детально ребёнок её продумал, а также от определённых действий, которые позволят приблизиться к ней.

Например, ребёнок долго и упорно формулировал цели, работал над ней, но если после этого он так и не стал предпринимать последовательных, планомерных действий в направлении её достижения, то она так и останется не реализованной, и вся его предварительная подготовка не оправдает себя.

Чтобы этого не произошло, возьмите на вооружение следующую технологию реализации цели, под названием «ОТПАД» (её предложил один из участников ТМ сообщества Андрей Памфилов). Достаточно просто расшифровать аббревиатуру, чтобы понять её смысл.

  • • Отличная
  • • Технология
  • • Постоянных
  • • Активных
  • • Действий

Иными словами, для того, чтобы добиться успехов в достижении поставленных целей, важно постоянно предпринимать действия. Пусть это будут маленькие, незначительные «шаги», но их вы будете совершать ежедневно, непрерывно, без остановки, жертвуя, например, свободным временем. И уже спустя некоторое время начнёте получать первые плоды своего труда.


Оставьте свой комментарий: