Развитие ребёнка в 5 лет

Особенности развития пятилетних детей

Ребёнка в 5 лет сложно назвать малышом, но до школы ещё остается некоторое время. Самый важный и наиболее интересный период как раз только начинается. Детки 5–6 лет готовы к восприятию информации лучше, чем в каком-либо другом возрасте.

Именно сейчас их интеллектуальные способности можно расширять безгранично, так как дети этого возраста очень хорошо настроены на восприятие и усвоение нового материала. Они интересуются всем, что их окружает: природой, техникой, взаимоотношениями.

Чтение познавательных детских книг, выполнение несложных математических заданий, упражнений на логическое мышление, лепка, рисование – все эти занятия располагают пятилетку к проявлению своих способностей и развитию новых. Характер формируется в большей степени тоже на данном этапе развития. Всё, что сейчас закладывается в личность малыша, даст потом свои плоды.

Содержание статьи:

  1. Развитие ребёнка 5 лет
  2. Питание детей 5 лет
  3. Игры и игрушки для детей 5 лет
  4. Наказания и поощрения
  5. Знания и умения

Развитие ребёнка в 5 лет

Развитие ребёнка в 5 лет

В 5 лет малыш чувствует себя отдельной от взрослых личностью. Он имеет своё, отдельное мнение на всё происходящее вокруг и оно не всегда совпадает со взглядами родителей. Такая особенность нередко приводит к конфликтам между ним и старшим поколением. Взрослые считают детей этой возрастной категории непослушными, упрямыми и своевольными. Но чаще всего ребёнок просто таким поведением провоцирует старших обратить на него внимание, как на отдельно формирующуюся личность, независимую от других. Иногда таким образом дети пытаются угодить взрослым, но выглядят эти попытки довольно неуклюжими.

В возрасте 5-ти лет дети очень заботятся о своём внешнем виде, так как понимают свою половую принадлежность, нередко проявляются первые симпатии к противоположному полу. Пятилетки уже имеют элементарные навыки самообслуживания и ухода за собой. Ребёнок сам чистит зубы, аккуратно принимает пищу, моет руки, одевается и завязывает шнурки на ботинках. Он сам может убрать за собой свои игрушки и помочь маме. Но родительский контроль всё-таки не помешает.

Пятилетний малыш довольно хорошо осваивает коллективные формы работы, совместные игры с общей целью, не зависимо от места действия: детский сад или площадка. Но необходимо контролировать любое проявление агрессии, которая нередко встречается в пятилетнем возрасте. Стоит учить ребёнка вежливо общаться, добиваться результата без применения силы. Надо обязательно объяснять детям, как правильно заводить друзей и подходить знакомиться на площадке. Пусть малыш не стесняется.

Прекрасно тренируется память заучиванием несложных стихов, песен, считалок и скороговорок. Ребёнок может пересказать небольшой текст. Многие детки уже знают буквы и начинают читать по слогам, умеют считать и даже складывать, вычитать цифры. Они имеют элементарные понятия об окружающем мире и могут объяснить причинно-следственные связи.

Пятилетний ребёнок оперирует следующими понятиями: дни недели, название месяцев, времена года. Пятилетки легко сортируют объекты, легко вычленяют лишний предмет, определяют геометрические формы, окружающих предметов, аккуратно раскрашивают, делят предметы на равные части. Постепенно оттачивается координация руки, поэтому очень подходят упражнения, подготавливающие руку к письму, где надо обвести по контуру, рисовать разные палочки и завитки, самому нарисовать линии по образцу.

Воображение проявляет себя в виде разных фантазий. Ребёнок сам сочиняет всякие истории и красочно описывает свои сны. В 5 лет дети обдуманно обманывают взрослых. Наказывать не стоит, лучше придумать сказочную историю о малыше-врунишке, который попал к злому волшебнику за свое вранье и превратился в червяка, например. Родителям следует немного проявить терпения и смекалки.

Питание детей 5 лет

К 5 годам у ребёнка есть свои кулинарные предпочтения, и заставить его съесть что-то новое, чего он не хочет, сложно. Никаких ограничений, в принципе, нет. Дети едят то же, что и взрослые. Конечно, не стоит позволять много сладостей, а колбаса, которую так любят дети, не заменит котлету или тарелку супа. Рацион должен быть сбалансирован.

На завтрак лучше всего давать каши, омлеты, запеканки, творог. В обед никто не отменял первое блюдо с кусочком хлеба. Также остается перекус на полдник в виде фруктов, кефира, ряженки, печенья.

Ужин предполагает второе блюдо, мясное или рыбное, с гарниром и овощным салатом. Пятилетки очень любят совместные посиделки со всей семьёй и с гостями, участвуют в общих разговорах, высказывают своё мнение.

Игры и игрушки для детей 5 лет

  1. Ключевую роль в развитии берут на себя ролевые игры, в действия которых, малыш прорабатывает все ситуации, так или иначе заботящие и интересующие его. Всевозможные сцены из жизни в садике и дома занимают основную позицию в этих играх. Детки примеряют на себя различные образы и роли, тем самым готовясь к взрослой жизни.
  2. — Не стоит покупать много игрушек. Это приводит к их обесцениванию в глазах ребёнка. Пусть в детской коробке лежит несколько любимых кукол, машинок, зайчиков, домиков.
  3. — Основное внимание надо уделить развивающим занятиям. Можно купить ребёнку лото, домино – любую настольную игру по возрасту.
  4. — Не надо забывать о сказке на ночь – этот процесс успокаивает и расслабляет деток.

Наказания и поощрения

Порой родителям кажется, что ребёнок всё делает специально, чтобы позлить их. Это не так. Дети в 5 лет не всегда могут контролировать свои эмоции и их проявление, часто забывают о предыдущем наказании, так как живут по принципу «здесь и сейчас». Что будет завтра – для них весьма далёкое понятие.

Возможно, ребёнок не высыпается, испытывает стресс от нескладывающихся отношений со сверстниками, какое-то событие затронуло его глубоко – всё это может влиять на поведение. Ревность – частая причина непослушания и вредности. Все эти факторы не стоит сбрасывать со счетов.

Наказывать, конечно, необходимо, но не слишком жёстко. Пусть это будет запрет на сладости, мультики, на что-то, чего ребёнок очень хочет. Делается это обязательно с чётким и спокойным объяснением причины наказания. Дети очень хорошо воспринимают беседы, проводимые с ними в этом возрасте. За хорошие поступки обязательно надо поощрять похвалой или чем-то материальным (конфета, игрушка, раскраска).

Знания и умения

Как уже было сказано, этот возраст является наиболее подходящим для подачи информации и развития интеллекта. Главное – не перестараться. Если ребёнок устал, ни в коем случае не настаивать на продолжении занятия. В день достаточно 30 минут общей подготовки.

На каждое задание (математика, письмо, логика, внимание) выделять по 5–7 минут. В противном случае возникнет переутомление, а также сформируется стойкое негативное отношение к учёбе.

Тесты для ребёнка 5–6 лет

Развитие внимания:

  1. — Нахождение различий между двумя картинками;
  2. — Нахождение на рисунке заданных предметов;
  3. — Нахождение ошибки на картинках;
  4. — Прохождение лабиринтов;
  5. — Нахождение одинаковых предметов.

Математические навыки:

  1. — Расстановка цифр в правильной последовательности;
  2. — Сравнение количества предметов;
  3. — Соотношение цифры с определённым количеством предметов;
  4. — Умение считать до 10 в прямом и обратном порядке;
  5. — Определение состава числа;
  6. — Различие чётных и нечётных чисел.

Развитие мышления:

  1. — Соотношение слова и картинки по смыслу;
  2. — Классификация предметов по группам;
  3. — Нахождение частей одного предмета;
  4. — Соотношение вопроса с картинкой;
  5. — Решение задач на сообразительность;
  6. — Нахождение закономерностей в расположении фигур.

Развитие речи:

  1. — Умение давать развернутые ответы по вопросам к сюжету картинки;
  2. — Отгадывание загадок;
  3. — Составление рассказа по картинке;
  4. — Умение правильно назвать буквы и звуки;
  5. — Умение образовать прилагательное от существительного.

Развитие памяти:

  1. — Запоминание количества предметов на картинке;
  2. — Заучивание стихов и считалок;
  3. — Умение рассказать по памяти небольшую историю.

Мелкая моторика:

  1. — Умение лепить разные фигуры из пластилина;
  2. — Умение провести ровные линии;
  3. — Завязывание верёвочек и узелков;
  4. — Соблюдение контуров при раскрашивании картинки.

Если ребёнок всё с лёгкостью выполняет, это означает его соответствие нормам развития. Затруднение в каких-либо областях требует дополнительных занятий.


Оставьте свой комментарий: