«Умные» игрушки для малышей (от года до двух лет)

«Умные» игрушки для малышей (от года до двух лет)

Малыш с самого рождения исследует окружающий его мир, учится осознавать свое место в нем. Он думает, накапливает знания о предметах, старается управлять своим телом. Сделать это легко и интересно ему помогают развивающие игрушки.

Игрушки (звери и птицы) из резины

Назначение: развитие речи, сообразительности, расширение кругозора.

Животные и птички должны быть окрашены в приятные цвета и напоминать реальных. Лучше если у них будут прорисованы мордочки, соблюдены пропорции (например, голова не будет больше туловища), рельефно выделена шерстка, тогда малыш будет с любопытством их разглядывать и ощупывать. Поскольку маленький ребенок еще не знаком с реальным положением дел, важно, чтобы у него сложилось правильное представление о мире; зеленые ежики и красные слоники не будут этому способствовать. Он должен знать, как выглядит настоящий медведь и слон, какого они размера.

Вы можете, играя, познакомить ребенка с тем, как тот или иной зверек «разговаривает» (мычит, кукарекает, гавкает), какие у него повадки, что он любит кушать, где живет. Такие игрушки приучают малыша ценить и любить животных и птиц, считать их своими друзьями.

Мягкие игрушки

Назначение: познание мира, расширение кругозора, накапливание знаний о предметах.

Подобная игрушка будет развивать малыша, только если станет вызывать в его воображении образ, соотносимый с реальностью. Иными словами, она должна быть реалистичной (у коровы должны быть рожки, у слона – хобот, у пчелки — крылышки). Лучше, если она будет не слишком большой, понятной и неговорящей (у ребенка будет сохраняться к ней интерес ровно лишь до того момента, пока она «говорит» и «поет»).

Для малыша обычный плюшевый мишка может стать настоящим другом, с которым он станет общаться, доверять свои страхи и секреты. Мягкая игрушка—«друг» может помочь малышу справиться с различными ситуациями: со страхом остаться одному (часто ребенок берет игрушку с собой в кровать), стрессом (посещение доктора), составить малышу компанию во время поездки или обеда.

Куклы-бибабо (кукла-перчатка)

Назначение: развитие моторики рук и речевого аппарата (обогащение и активизация словаря ребенка, закрепление правильного произношения звуков).

Ребенок воспринимает куклу-перчатку как живое существо, общается с ней, делится эмоциями. Вначале взрослые показывают представление малышу, разыгрывают сказку, постепенно вовлекают его в совместные действия, передавая ему отдельные роли; затем, немного повзрослев, он сам потянется делать то же самое.

Заводные игрушки

Назначение: развитие моторики рук, визуального и слухового восприятия

Малышам нравится сама возможность самостоятельно управлять игрушкой, запуская ее с помощью заводного механизма. Игры с заводными игрушками стимулируют ребенка к активным действиям, учит устанавливать причинно-следственные связи.

Заводная игрушка «Дерни за веревочку»

Назначение: развитие мелкой моторики и координации движений.

Достаточно потянуть за верёвочку, затем отпустить и игрушка начнёт двигаться.

Интерактивная игрушка с клавишами, рычажками, кнопочками, звуковыми механизмами, зеркальцем

Назначение: формирование цветового и зрительного восприятия, развитие слуха, моторики рук, ловкости.

Подобные развивающие центры, оснащенные различными кнопками и рычагами, позволяют малышу совершать различные манипуляции. Игрушка часто оснащена музыкальными, световыми и звуковыми эффектами. Пусть у игрушки будет 2–3 функции, соответствующие возрасту ребенка (малыш будет с интересом слушать голоса животных и звуки музыкальных инструментов).

Пирамидка, состоящая из основания, колечек (от 5 до 10) и верхушки

Назначение: формирование логического мышления, координации, моторики рук, знакомство с категориями: форма, цвет, «больше — меньше».

Материал: дерево (экологически чистый и безопасный), пластмасс (легкий, детали удобно хватать); лучше выбрать пирамидку с цветными деталями. Сначала покажите малышу, как собирать пирамидку (комментируйте свои манипуляции): возьмите кольцо, назовите цвет и наденьте на стержень, разбирая ее – также напоминайте о цветах. Увеличивайте количество колец постепенно, на одно, и после того, как малыш научится правильно складывать те кольца, которые у него есть сейчас.

Пирамидки-стаканчики

У цветных стаканчиков есть выемки, которые позволяют ставить их друг на друга, составлять башенку или просто вкладывать. В наборе может быть и небольшой шарик, который малыш захочет разместить внутри любого стаканчика.

Строительный набор

Назначение: развитие фантазии, пространственного мышления, внимания, моторики рук, глазомера; знакомство с категориями «больше — меньше», «сверху — снизу».

Детали выполнены из дерева или пластмассы, окрашены в основные цвета; детали могут быть представлены в форме кубиков, треугольников, прямоугольников, столбиков, цилиндров; в набор могут входить дополнительные элементы ландшафта (фигурки цветов или деревьев). Ребенок научится употреблять и понимать предлоги: над, на, под. Из фигурок малыш сможет построить домик или целый городок.

Сортеры

Назначение: развитие моторики рук, познавательной активности, мышления, усваивание понятия причинно-следственной связи.

Игрушки выполнены в виде домиков, машинок, зверят. Ребенок должен правильно подобрать фигурку к отверстию и вставить ее или вбросить туда, ориентируясь на цвет, размер, форму. Ребенок, посредством игры, выполняет алгоритм основополагающих жизненных операций: сравнения, анализа, подбора.

Конструктор

Назначение: развитие мелкой моторики, пространственного мышления, восприятия формы, начальных навыков сборки.

Основные требования: крупные детали (дабы ребенок не смог их проглотить), легко скрепляемые между собой и отсоединяемые; изготовленные из качественного (плотного) пластика, ярких цветов и различных форм. Вначале малыш учится собирать простые объекты (башенки, домики), затем взрослые могут ввести в игру «героев»: фигурки животных, птиц, людей.

Кубики

Назначение: развитие мышления, сенсомоторного восприятия, координации движения.

Малыш учится производить простые манипуляции с кубиками: выкладывать их вдоль линии, ставить один на другой, следить за равновесием фигур. В этом возрасте актуальны кубики с картинками (зверюшки, птички, транспорт) или кубики-пазлы, когда малыш учится выкладывать из них простые картинки (так из 4 деталей может получиться изображение зайчика, грибочка, елочки).

Рамки-вкладыши

Назначение: развитие моторики рук, пространственного мышления, тактильного восприятия, памяти, внимания

Вначале дайте малышу ознакомиться с игрушкой, рассмотреть объекты, которые в ней находятся. Далее, вы можете продемонстрировать правило использования вкладышей (ребенок должен увидеть, как вкладыши будут выниматься и возвращаться на место и понять, что для этого ему будет необходимо сопоставить форму, размер элемента и «домик» для него). Когда малыш научится это делать, вы можете усложнить задачу, перемешав вкладыши. Лучше если ребенок будет заниматься самостоятельно, так он приобретет уверенность в собственных силах, научится без помощи посторонних принимать решения, и предугадывать результат.

Шнуровки

Назначение: развитие моторики рук, координации движения, внимания, выработка усидчивости.

Основные требования: элементы шнуровки и предметы должны быть крупными, а шнурок с удобным твердым наконечником. Вначале продемонстрируйте малышу, как шнурок ныряет в дырочку, затем выныривает в другую (соседнюю) дырочку. Шнуровки бывают разных видов, малышам очень понравятся те, которые напоминают занятия взрослых (шнуровка ботиночек, пришивание пуговицы), сюжетные (когда дается «незаконченная картинка», например, изображение новогодней елочки или ежика, а малышу необходимо «пришнуровать» недостающие детали: новогодние шарики, шишки или грибочки).

Мозаика

Назначение: развитие моторики рук, фантазии, выработка усидчивости.

Виды: мозаика с «ножками» (фишки втыкаются в планшет с отверстиями), мозаика на магнитах (детали крепятся на металлическую поверхность), мозаика из плоских фишек (фишки надеваются на выпуклые «соты»); приобретая мозаику для малыша, отдайте предпочтение той, у которой элементы крупные и хорошо защелкиваются на поле, Собирать мозаику лучше вместе с малышом (начинать с простых фигур, постепенно увеличивая количество деталей). В год малыша заинтересует сам процесс (как фишки соединяются между собой).

Наборы для игр с песком (совочек, ведерко, грабельки, формочки, ситечко, воронка)

Назначение: развитие моторики рук, усидчивости, воображения, избавление от нервного напряжения.

Лучше если формочки будут небольших размеров и будут легко помещаться в маленькую ручку. Вначале покажите ребенку, как наполнять формочки и переворачивать, чтобы в результате получить красивые фигурки из песка (комментируйте свои действия); научите малыша обращаться с двумя состояниями песка: мокрым и сухим. Можете «прятать» в песке маленькие игрушки, а ребенок будет их с удовольствие искать, раскапывать.

Набор игрушечной посуды, детской мебели, игрушки, имитирующие бытовую технику или домашнюю утварь

Посредством этих игрушек малыш будет подражать взрослым, имитировать их действия и тем самым постигать «социальные» отношения.

Игрушки «транспорт» (разных размеров, моделей)

Это могут быть машинки с веревочкой (за которую малыш будет тянуть), игрушечные транспортные средства, посредством которых малыш будет перевозить различные предметы (кубики, игрушки). Вначале игры будут сводиться к простым манипуляциям: катание по полу, открывание и закрывание детей, погрузка. Основные требования: подвижные детали (колеса, ковш у экскаватора), устойчивость, прочность, реалистичность, гармоничное цветовое исполнение.

Лото для самых маленьких

Назначение: развитие логики, мышления, активизация речи

Играя в подобную настольную игру, малыш учится подбирать картинки, и тем самым запоминать название предметов. Картинки лото должны быть яркими, содержать знакомые ему темы: фрукты, овощи, игрушки, животные, одежда. Родители показывают ребенку карточку с изображением предмета, называют его и просят найти на игровом поле данную иллюстрацию.

Пазлы (разрезанные картинки) из 2–4 деталей

Назначение: развитие мышления, моторики рук, памяти, наблюдательности, аналитических способностей.

Вначале это должны быть пазлы, состоящие из 2–4 частей; их можно изготовить самим, достаточно разрезать яркую картинку на несколько частей. Малыш не сможет самостоятельно начать собирать пазл, вам необходимо будет продемонстрировать процесс сборки, после чего вы можете попросить помощи у малыша и дать ему самому попробовать соединить детали. Увеличивать число деталей необходимо постепенно.

Экран для рисования

Назначение: развитие фантазии, творческого потенциала, моторики рук, углубление знаний о предметах.

Принцип рисования очень простой: малыш водит специальной ручкой по дисплею; если юный художник остается неудовлетворенный своим творчеством, он может стереть рисунок с экрана простым движением рычажка. Взрослые также должны участвовать в процессе: комментируйте, задавайте вопросы, можете помочь малышу и обязательно похвалить.

Батут, небольшая горка из пластмасса, лошака-качалка

Назначение: развитие умения управлять своим телом, ловкости, укрепление мышц, тренировка вестибулярного аппарата, стимуляция моторных навыков.

Качалки могут быть изготовлены целиком из дерева (они долго прослужат, дети могут их «пробовать на зуб»), из дерева с мягкой отделкой (у таких игрушек прочный каркас, а мягкая отделка обеспечит дополнительное удобство для ребенка), из пластика (за ними удобно ухаживать: мыть, протирать тряпочкой). Основные требования: подбирается по росту малыша, должна быть устойчивой, присутствие подставки для ног, ручек или «вожжей», мягкого седла.

Фломастеры-блопены (воздушные фломастеры-распылители)

Назначение: развитие речевого дыхания, фантазии, образного мышления, укрепление дыхательной системы.

Малыш рисует не совсем обычным способом: он выдувает краску из фломастера, и тем самым из брызг получается рисунок. К ним обычно прилагаются трафареты. Фломастеры разных цветов можно распылять друг на друга, таким образом, получаются необычные эффекты; а если «пройтись» по брызгам влажной кисточкой можно создать фантастический рисунок.


Оставьте свой комментарий: