Непослушный ребёнок, что делать

Непослушный ребёнок или переговоры по-гарвардски

«Мой ребёнок меня не слушает» — такую фразу можно услышать от любой мамы с ребёнком любого возраста: будь то непоседа-сынишка трёхлетнего возраста, или 14-летний подросток. А почему, собственно, мы решили, что дети должны нас слушать? Были ли вы беспрекословным ребёнком? И всё же непослушание зачастую является почвой для разрастания семейных конфликтов. Итак, что же стоит делать, если ребёнок не слушается? Сегодня мы поговорим об уникальных методах достижения согласия.

Содержание статьи:

  1. Введение
  2. Переговоры без поражения
  3. Я говорю – меня слушают
  4. Что говорить?
  5. Как говорить: требования или вопросы?
  6. Чем диалог лучше одностороннего выбора?
  7. Выводы
  8. От автора

Непослушный ребёнок, что делать

Введение

Казалось бы, при чём здесь тема переговоров и детского непослушания? Ведь переговоры – это сфера бизнеса, политики и чрезвычайных ситуаций. Но если вдуматься – это совсем не так. Каждый день мы вступаем в десятки переговоров, будь то обсуждение арендной платы, школьной программы или необходимости надеть тёплую обувь. И разговор с несогласным ребёнком – это самые частые переговоры, в которые вступают родители. Как заставить ребёнка слушаться – вот ключевой вопрос для многих семей, но вместо однозначного ответа задайте вопрос себе: а нужно ли заставлять ребёнка? Как сделать свои убеждения продуктивными? Как показать нацеленность на согласие? Как принимать решения, которыми довольны и родители, и дети? Об этом и других полезных вещах мы поговорим в сегодняшней статье.

Переговоры без поражения

Предлагаемый нами метод регулирования разногласий – это результат многолетнего труда лучших мировых переговорщиков и посредников, основавших при Гарварде переговорную школу. Роджер Фишер, Вильям Юри, Брюс Паттон – имена, известные каждому переговорщику и посреднику, ведущими диалог между самыми разными группами людей: от профсоюзных организаций и террористов-захватчиков, до разводящихся семей и школьных групп.

Для начала приведём четыре основных правила гарвардского метода:

  • люди – не стоит связывать проблему и людей: разводите их;
  • интересы – у всех есть своя позиция, но она не отражает интересы: делайте упор на интересах собеседника (вашего ребёнка, в данном случае);
  • варианты – будьте изобретательны, придумывайте взаимовыгодные варианты;
  • критерии – используйте в оценке решения не личные, а понятные и объективные критерии.

Для иллюстрации приведём пример:

Два ребёнка хотят получить один апельсин и никак не могут его поделить. В итоге, мама делит апельсин пополам и отдаёт каждому из детей по половинке.

Мудро ли поступила мама? Нет. Ведь она сконцентрировалась на позициях (нужен апельсин), но не на интересах: один ребёнок съел мякиш и выкинул цедру, а второй использовал цедру для торта и выкинул мякиш.

Очевидно, что можно было достигнуть куда более выгодного соглашения, если бы мама учла интересы двух юных переговорщиков.

Итак, суть диалога с непослушным ребёнком – это достижение логичного и устраивающего обе стороны соглашения. Как же этот метод работает в каждодневных переговорах с детьми?

Я говорю – меня слушают

Все родители хотят, чтобы их дети не только слушали их, но и слышали. Почему же ребёнок не слушается? Может быть потому, что вы не слушаете его? Очень часто родители занимают авторитарную позицию по отношению к своим детям, оставляя за собой (кстати, и только за собой) право вето на любое решение ребёнка. «Ты пойдёшь в шахматный клуб» — говорит мама, несмотря на несогласие ребёнка: почему ребёнок не слушается в данной ситуации? Очевидно, потому что просто забыли спросить, почему он не хочет играть в шахматы? Причин может быть много, а вместе с ними может быть множество решений. Да и задайте вопрос себе: а почему вы хотите, чтобы ребёнок делал именно это?

Давайте развернём эту ситуацию:

Ребёнок не хочет играть в шахматы, потому что ему это не нравится, но он любит сидеть за компьютером и играть в мяч. Мама хочет занять чем-то ребёнка, что (по её мнению) будет полезно для него и займёт его время. Мы выяснили интересы.

Исходя из них появляется огромное количество новых решений: можно предложить ребёнку записаться в футбольную команду или даже на курсе программирования.

В итоге удовлетворяется потребность ребёнка в интересном занятии и желание мамы немного отдохнуть. Вопрос о том, как заставить ребёнка слушаться, снимается сам собой.

Итак, вот основные принципы начала конструктивного диалога:

  • проясните свои интересы: что кроется за вашей позицией, какие интересы. Каждую потребность можно удовлетворить по-разному;
  • проясните интересы ребёнка: чего он на самом деле хочет и как это согласуется с вашими интересами;
  • задавайте вопросы, слушайте своего ребёнка, дайте ему сказать всё, что он хочет сказать, а главное – забудьте о какой-либо критике;
  • обсуждайте проблему, а не поведение и реакцию ребёнка;
  • уважайте в своём ребёнке полноправного собеседника. Уважение помогает противоположной стороне увидеть стремление к консенсусу.

Что говорить?

Более того, вместо того, чтобы говорить о поведении и действиях ребёнка (критика) говорите о своих чувствах. Вместо «слушай, что я тебе говорю!» продуктивней сказать «мне немного неприятно, что ты меня не слышишь». Апелляция к эмоциям делает вас более открытыми, и дети это чувствуют. Открытость побуждает к встречной открытости, заставляя собеседника быть более чутким к вашим словам.

Во-вторых, действительно слушайте своего ребёнка. Эмпатия является ключом к взаимному пониманию и доверию. Давайте ребёнку понять, что вы его слышите – в этом помогает метод парафраза.

Например, ребёнок говорит, что «я не буду убираться, пойду гулять с друзьями». Ему можно дать понять, что вы его услышали «я понимаю, что ты хочешь встретиться с друзьями», но после можно акцентировать внимание не на запрете идти гулять, а на эту возможность, но в отсроченной перспективе: «ты можешь встретится с друзьями, как только протрёшь пыль у себя». Запреты, как правило, в таких ситуациях лишь обостряют конфликт, а перспектива сделать желанное с дополнительным условием – вот вероятный путь к успеху.

Ребёнок не слушается зачастую из-за непонимания, чего от него хотят. Всегда будьте конкретней в своих высказываниях. Фраза «когда же ты станешь ответственным» не несёт в себе никакой смысловой нагрузки. А вот высказывание вроде «я бы хотел, чтобы ты убрал за собой посуду» показывает и ваше чёткое желание, и требование. Конкретность – ещё один ключ на пути к взаимопониманию.

Будьте мягки по отношению к своему ребёнку, но жёстки с проблемой.

Как говорить: требования или вопросы?

Допустим, начальник в весьма требовательной форме просит вас выйти на работу в выходные. Вероятно, вы согласитесь, несмотря на запланированный семейный ужин, ведь вас вскоре ждёт повышение. Но тот же начальник может спросить вас, не мог ли бы вы подменить заболевшего коллегу в выходные: и здесь, даже несмотря на скорое повышение, у вас остаётся весьма ощутимый выбор между да и нет. Итак, авторитарные требования – это ещё одна причина, почему ребёнок не слушается вас.

Задавайте вопросы о предпочтениях вашего ребёнка. Ведь ваша задача не получить немедленный ответ, а выяснить желания и интересы ребёнка. На их основе вы можете предложить большое количество взаимоустраивающих вариантов решения каждой проблемы, однако вовлеките и ребёнка в выработку вариантов – ведь включённость в процесс выработки идей даёт ребёнку ощущение участия и право выбора. Такие позитивные чувства делают достигнутую договорённость прочной и главное – плодотворной.

После составления списка вариантов (запишите их) обсудите каждый из них с ребёнком и выберите тот, что устраивает вас обоих. Затем остаётся лишь расширить его и уточнить, но это уже дело времени. Итак, если ребёнок не слушается, дайте ему чувство принадлежности к выработке совместного решения и проблема исчезнет сама собой.

Чем диалог лучше одностороннего выбора?

Итак, весьма кратко мы обсудили вопрос о том, как заставить (убедить) ребёнка вас слушаться и принять если не вашу, то взаимовыгодную позицию. Теперь перед нами стоит задача понять, чем же метод принципиальных переговоров лучше классической стратегии авторитарного и одностороннего выбора со стороны родителя.

Зачастую ребёнок не слушается своих родителей только потому, что он ощущает себя абсолютно не в ответе за какой-либо выбор. Буквально – его не слушают и не слышат. В какой-то момент ребёнок просто может сказать «хватит» своим родителям. Ребёнок переживает из-за этого сильный стресс, а родители не знают, что делать, ведь их типичный шаблон поведения оказался разбит вдребезги. Повышается конфликтогенность семьи, родители пытаются использовать хаотичные и неработающие методики давления (нападение), ребёнок же отчаянно сопротивляется (защита). Когда стороны диалога находятся в таком состоянии – разумное соглашение невозможно. Стоит ли в очередной раз спрашивать, почему ребёнок не слушается? – очевидно, нет.

Диалог же, используемый для решения широкого спектра проблем, наоборот с раннего детства демонстрирует ребёнку его включённость в процесс выработки и принятия решений. Таким образом, раз за разом достигаемые соглашения создают благодатную почву для решения дальнейших вопросов – ведь в семье вырабатывается продуктивная, хотя и не лёгкая тактика работы с трудными и спорными ситуациями. Зачастую, если ребёнок не слушается – это скорее вина родителей, нежели прихоть самого ребёнка.

Более того, дети чувствительны к эмоциям родителей. Принципиальная открытость для диалога, умение показать понимание позиции ребёнка (это совсем не обязывает вас соглашаться с ней), эмоциональная вовлечённость делает достижение согласие лёгким процессом. Важно лишь не забывать о четырёх обозначенных нами принципах.

Не стоит заставлять ребёнка слушаться ваших указаний, стоит вовлекать его в диалог. Не стоит нападать на личность ребёнка, нападайте на проблему («ты глупый» — это обидно, «я думаю, тебе стоит приложить больше усилий и всё получится. Я готов помочь тебе» — это продуктивно).

Также не стоит забывать, что не всегда всё бывает «по-нашему». Вполне логично, что маленькие дети чаще соглашаются с родителями, чем подростки. Но именно в подростковом возрасте тактика принципиальных переговоров – это лучшее время для достижения согласия и пассивного обучения ребёнка тому, что переговоры – это мощнейшее оружие для достижения своих целей.

Выводы

Итак, что мы можем вынести из этой статьи в сухом остатке?

Во-первых, что вопрос о том, как заставить ребёнка слушаться – некорректен; правильней спросить, как прийти со своим чадом к взаимовыгодному соглашению.

Во-вторых, принцип сосредоточения на интересах, а не позициях (вспомните апельсин) даёт результаты лучшие, чем слепое отстаивание своих позиций. Разница позиций – это вопрос принципа, а разница интересов – это почва для самых оригинальных и креативных решений.

В-третьих, ребёнок не слушается родителей не потому что он «вредный», а потому что родители не слушают(-ся) его самого. Если ребёнок видит, что ему проще вступить с вами в конфликт, чем просто поговорить, именно это он и сделает (кстати, в переговорах это называется лучшей альтернативой переговорному процессу).

В-четвёртых, дети тоже имеют желания, эмоции и мировоззрение. Нельзя поступаться этими важнейшими характеристиками личности.

Итак, отделяйте людей от проблемы, говорите об интересах, а не позициях, вырабатывайте совместные решения: говорите и слушайте, и это приведёт вас к прекрасному взаимопониманию с вашими детьми.

От автора

Базовая специализация автора статьи – это как раз переговоры и разрешение конфликтов. В основу этой статьи легли материалы уже названных нами переговорщиков и посредников. Конечно, весь материал – это лишь малая (базовая) часть переговорных навыков. Для заинтересованных читателей я порекомендую прекрасные книги, написанные на огромном опыте разрешения самых разных конфликтов (Карибский кризис, шестидневная война, слияния крупных корпораций и семейные неурядицы). Эти книги поистине являются «Библией переговорщика» и написаны простым и очень лаконичным языком, а более того – в них десятки примеров использования метода принципиальных переговоров даже в «безвыходных» ситуациях.

Итак, для лучшего понимания темы и умения говорить со своими детьми я рекомендую:

«Переговоры без поражения. Гарвардский метод»;

«Как говорить нет и добиваться результатов» (актуальная книга для родителей);

«Преодолевая нет»;

«Самое главное о переговорах».

С наилучшими пожеланиями и успехов в переговорах с вашими детьми,

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

На нашем сайте http://Love-mother.ru Вы можете задавать свои вопросы психологу по интересующим Вас вопросам через комментарии под статьёй. Вам будет выслан ответ на, указанный вами, адрес электронной почты и опубликован в комментариях.
Оставайтесь с нами! Всегда рады Вас приветствовать на нашем сайте!!!


Оставьте свой комментарий: