Профилактика детской жестокости

Детская жестокость — истоки детской агрессии и жестокости

Всё чаще общественность будоражат видеоролики, появляющиеся в социальных сетях: группа детей «воспитывает» одноклассника кулаками или «подшучивает» над животным, привязывая к хвосту пушистой жертвы что-нибудь гремящее и звенящее.

И на родительских форумах регулярно задаются вопросом: почему дети, окружённые любовью и заботой, растущие в благополучных семьях, бывают так жестоки?

Содержание статьи:

  1. Непобедимые герои
  2. Не знаю, что творю!
  3. Белое и чёрное
  4. Откуда берутся жестокие дети?

Профилактика детской жестокости

Непобедимые герои

Практически на всех телевизионных каналах в течение дня можно найти захватывающие сериалы про бандитов или полицейских, вестерны об отчаянных парнях, ловко владеющих оружием, или ряд передач, подробно рассказывающих и о преступниках, имеющих свой «отличительный почерк», и о способах совершения ими противозаконных деяний.

Добавим к данному списку пару-тройку зарубежных мультфильмов про зубастых и крылатых воинов, а также компьютерные «стрелялки», которые можно найти в интернете, и у нас получится полный набор нездоровой пищи для ума ребёнка!

В сознании детей происходит микс реального и вымышленного миров. Насмотревшись и наигравшись, дети выходят из дома с уверенностью в том, что они, как и их придуманные и рисованные кумиры, непобедимы и неуловимы в настоящей жизни, а злые деяния не имеют никаких серьёзных последствий.

Да и как иначе? Ведь те монстры, которых они побеждали и уничтожали в компьютерной игре, тут же восстанавливают силы, получая запасную жизнь! В большинстве случаев за детской жестокостью кроется не злоба, а непонимание последствий.

Не стоит винить во всём телевидение, если мы сами не объяснили малышу, что такое «хорошо», а что такое «плохо»! Не будем всё «списывать» на дурное влияние компании, если мы сами не рассказали ребёнку о нормах поведения и не открыли для него важное понятие «нравственные ценности»!

Совет:

  • Чем позднее дети получают доступ к интернету и компьютерным играм, тем лучше для юных пользователей.
  • Следует внимательно следить за тем, какие фильмы и какие игры выбирает ребёнок. Можно регулярно пополнять видеотеку и игротеку развивающими и воспитательными вариантами.
  • Необходимо объяснить ребёнку, что для изображения раны или синяка в кино гримёр использует краску, а в реальной жизни любая царапина, как известно, доставляет человеку боль.

Не знаю, что творю!

Зачастую, проявляя жестокость, унижая или обижая кого-то словом или делом, некоторые прелестные создания не только не задумываются о последствиях и наказании, но и не понимают, что совершают что-то плохое.

Дети стреляют из рогатки в птиц, связывают котам лапки, отрывают крылья бабочкам.И вопрос «а что я сделал?» произносится действительно искренне.

Распространённая ситуация: малыш видит на дорожке жука и давит его ногой. Зачем? Просто ему так вдруг захотелось. Расскажем чаду, что у жука есть мама и папа, а может быть, детки, которые сегодня будут горько плакать, оттого что он не вернулся домой. Зададим малышу вопрос «зачем?» Пусть ребёнок впервые задумается о мотиве собственных действий.

Перейдем к последствиям. Семья жуков теперь страдает, но и это ещё не всё, есть ряд последствий и для жестоких людей :

  1. во-первых, мамы начинают их стыдиться,
  2. во-вторых, их всегда ждёт наказание, ведь если все будут творить то, что им захочется безнаказанно и обижать друг друга, то скоро на планете не останется ничего живого.

Совет:

  • Не следует оставлять без внимания даже минимальное проявление жестокости. Дразнил девочку, высмеивая ее недостатки, кидал камни в мальчика, спрятал бабушкины очки и смеялся, наблюдая за тем, как она передвигается по комнате на ощупь, — все это не просто шалости, а самое настоящее проявление жестокости.
  • Просто беседы о добре и зле не будут действенны в данном случае. Наказание в виде отмены запланированной покупки игрушки или поездки в парк, должно следовать за жестоким поступком непременно.

Белое и чёрное

Не будем забывать о том, что дети-максималисты, которые делят всех окружающих на «плохих» и «хороших»:

  • Эта девочка дала мне поиграть куклу, значит, она хорошая,
  • А мальчик меня толкнул, выходит, он плохой.

И если в начальных классах могут дразнить и обзывать жадин, ябед и двоечников, то старшеклассники, которым в силу переходного возраста ещё и свойственно бороться за справедливость. Они начинают унижать и «наказывать» кулаками за любые недостатки характера, поведения или внешности, а кроме того, «воспитывать» тех, чьи взгляды идут вразрез с убеждениями большинства.

И повод для проявления жестокости они находят на «ровном месте»:

  • не даёшь списывать — мы тебя проучим, чтобы не жадничал,
  • не сбежал с урока вместе со всеми — мы тебя накажем, чтобы не отбивался от коллектива,
  • болеешь за другую футбольную команду — мы тебя «вразумим».

Совет:

С раннего детства ребёнку нужно объяснять важные жизненные правила:

  • Следует лояльно относиться к интересам и убеждениям других людей, ведь каждый имеет право на собственное мнение.
  • Проблему нельзя решать кулаками.
  • Нельзя отвечать злом на зло.
  • Нельзя поддаваться «стадному чувству» и насмехаться или издеваться над кем-то по причине того, что все вокруг так поступают, наоборот, надо постараться остановить толпу или позвать на помощь.
  • Победа над тем, кто слабее тебя, не является победой!
  • Нельзя проходить мимо того, кто нуждается в помощи.

Доброту и отзывчивость следует прививать малышам с ранних лет жизни, а лучшее учение — это собственный пример.

Откуда берутся жестокие дети?

Это заблуждение, что жестокими и обозленными на весь белый свет дети вырастают только в неблагополучных семьях. Дети, живущие в полном достатке и окружённые любовью и заботой родителей, тоже шокируют жестокостью.

По мнению большинства психологов, если в первом случае проблема кроется в дурном примере, постоянной нужде, зависти и стремлении получить желаемое любой ценой, то во втором случае — в избалованности, безнаказанности и вседозволенности. Н

е будем забывать о том, что наш ребёнок, его характер, внутренний мир и отношение к окружающим — это результат и плод нашего воспитания. Доброту и отзывчивость следует прививать малышу с ранних лет жизни, а лучшее учение — это собственный пример.

И если однажды он не откликнулся на нашу просьбу о помощи, поразив равнодушием, то винить нужно не его, а только самих себя. Постараемся в первую очередь уделять внимание не только тому, насколько наш ребёнок опрятен, сыт, миловиден и причёсан, не только его успеваемости по школьным предметам, но и тому, насколько он добр, милосерден и внимателен. Попадет ли в его сердце опасная льдинка, — зависит только от нас, взрослых.

Оставьте свой комментарий: