Ранее развитие

Раннее развитие: ключ к успеху или проблемам?

Сегодняшний мир – это быстро изменяющаяся реальность, где актуальные сегодня знания могут стать наивной ошибкой завтра. Весьма логично, что многие родители задаются вопросом о том, как помочь своему ребёнку адаптироваться в такой неопределённой среде. А спрос, как известно, рождает предложение: ранее развитие ребёнка становится популярным трендом, однако стоит ли уповать на дальнейшую успешность своего чада, пытаясь буквально с рождения научить ребёнка всему и сразу? О психологических особенностях и последствиях раннего развития читайте в нашей статье далее.

Содержание статьи:

  1. Введение
  2. Общие особенности развития человека
  3. Раннее развитие интеллекта
  4. Детские интересы как фактор раннего развития
  5. Возраст «почемучек» и развитие
  6. Об опасностях и возможностях раннего развития
  7. Заключение

Ранее развитие

Введение

Итак, развитие в раннем возрасте – это, без малого, огромная индустрия, удовлетворяющая спрос родителей на «успешных» и умных детей. Но действительно ли искусственная акселерация развития детей раннего возраста исключительно полезна, как принято это позиционировать в броских рекламных объявлениях? Послужит ли занятие шахматами и алгеброй в трёхлетнем возрасте реальному развитию познавательных способностей и интересу в учении? Стоит ли «заучивать» ребёнка и пытаться превратить его в всесторонне развитого человека? Какие опасности скрывает программа раннего развития?

Большинство этих вопросов, к сожалению, зачастую остаются в тени родительского неведения или сознательного отрицания негативных последствий сверхнормативного развития. Именно на них мы постараемся ответить сегодня, а также указать на реальные, обоснованные экспериментальными данными, способами развития детей интересных и безвредных для них. Давайте по порядку.

Общие особенности развития человека

Нужды говорить о том, что ещё до рождения новый человек – это принципиально социальное существо, смысла нет. Мы рождаемся в кругу людей, от них зависит выживание младенца в первые годы жизни, они же адаптируют и «настраивают» ребёнка на жизнь в том социокультурном поле, в котором они сами существуют и которое они же создают.

Всё развитие человека, а в особенности ребёнка – это череда знакомства с социальным миром. Всё усвоение навыков происходит через общение. Общение на всех стадиях развития – это ключ к максимально плодотворному, правильному и интересному усвоению навыков и умений, которые необходимы в конкретное время в конкретном обществе.

Чтобы было понятней, приведём простой пример: спросите у себя, для чего нужна ложка? Скорее всего – чтобы кушать ею. Но ведь ей можно копать что-то в песке, отстукивать барабанный ритм или даже использовать как проводник тока. И всё же её основная, социально заданная функция – это средство для приёма пищи, все остальные способы её применения – это некоторое отклонение от нормы. Норма задаётся социумом. Если бы общество использовало ложку для копания рвов, то и ребёнка учили бы копать ложкой ров, но не кушать.

Для ребёнка, который первый раз берёт в руки ложку (кстати, это очень сложный процесс), её основная функция не очевидна. И именно взрослый, через речь, пример и наставничество создаёт смысловой образ ложки (не конкретной, а ложки вообще) как средство для приёма пищи. Так человек усваивает все навыки на протяжении всей жизни и именно на принципе ретрансляции опыта должна быть построена программа раннего развития ребёнка.

Но каждому навыку – своё время. Нельзя научить ребёнка кататься на велосипеде, если он не научился стоять. А стоять он не научиться, пока не научиться ровно сидеть – ну а для этого надо научиться самостоятельно переворачиваться на животик.

Видно, что даже «автоматические» процессы требуют больших усилий и определённых физических навыков, чтобы реализовать их. Нужно ли говорить, что умственные навыки проходят ещё больший путь «от и до»?

Раннее развитие интеллекта

Все родители хотят, чтобы их ребёнок был умён и успешен. Ранее развитие ребёнка представляется логичным путём достижения родительских интересов. Однако, перед усиленным заваливанием ребёнка навыками и знаниями, родители обязаны ответить на два вопроса:

  • действительно ребёнок хочет и готов изучать именно это, именно сейчас?
  • есть ли у ребёнка способности и интерес к этому (музыка, математика, биохимия и т.д.)?

Развитие в раннем возрасте – это обоюдоострое лезвие, способное и помочь, и навредить ребёнку. Сегодня уже в детский садах (группы от 3-х лет) детей зачастую обучают основам математики, речи, литературным нормам и языкам. На это выделяется весьма большой промежуток времени детсадовского дня, сокращается нормативное время на обычную детскую игру. Особенно такая проблема очевидна в «профильных» детских заведениях.

Но нельзя забывать, что ведущая деятельность в возрасте – это игра, через которую ребёнок знакомится с миром взрослых. Сидение за партой и пустой счёт цифр не даст тех результатов, которые способна дать игра. Но ведь и в игру можно внести элемент математики? Как же это сделать?

Стимулировать раннее развитие ребёнка через игру можно уже позабытыми играми в «магазин», либо перестраивая игру под интерес детей. Иногда ребёнку трудно сказать, что 3+7 это 10, но вот если ребёнку необходимо будет выйти из «дома», дойти до «магазина» и купить 3 красных и 7 зелёных «яблок», то он с лёгкостью скажет, сколько яблок он купил. Усложнить игру просто – добавьте цену на «товар». Например, красное яблоко может стоить 1 рубль, а зелёное — два. Такие игры легко устраивать и дома вместе с родителями. Более того, игра с родителем для ребёнка куда интересней и продуктивней, чем игры в исключительно детских группах.

Однако важно понимать, что в большей степени такие навыки – чисто механические и зачастую совсем никак не связаны с интеллектуальными способностями ребёнка. Раннее развитие ребёнка (до 6 лет – это важно!) необходимо начинать не с конкретных навыков, а…с развития креативности! Звучит странно, но это подтверждено не только психологами, но и генетиками!

Согласно современной точки зрения, интеллект определяется генетикой и средой в соотношении 50/50%. Более того, косвенно был выделен определённый участок генома, отвечающий за успешность усвоения умений и навыков. Но вот незадача – прямое развитие навыков и знаний у детей до 6 лет почти никак не давало значимого результата. Но вот дети, которых учили не делать что-то, а искать способы действия (условно – креативности, хотя обучить ей невозможно, об этом свидетельствует и проводимое автором статьи исследование) добивались в будущем весьма значительных результатов. И действительно искать, обрабатывать, перекомбинировать и оперировать информацией – это талант всех успешных людей. Сложить 2+2 может каждый, но понять, что стоит за этим процессом сложения – далеко не все.

Итак, наш первый тезис: раннее развитие ребёнка должно опираться на игровой процесс и поиск информации – именно такой подход даёт результаты.

Детские интересы как фактор раннего развития

Если ребёнок любит рисовать – дайте ему карандаши. Если ребёнок любит петь – помогите ему выучить песню. Иногда вовремя замеченные детские интересы оказываются грандиозными талантами: это подтверждает история развития классической музыки. Помочь ребёнку реализовать свой умственный потенциал через раскрытие и понимание интересов – вот задача родителей.

Очевиден совет для мам: наблюдайте за ребёнком, смотрите, что он чаще всего делает: конструирует домики из лего, перерисовывает картинки из книг или занимается чем-то ещё – вовремя замеченный и поддержанный интерес может породить как минимум творческого и успешного человека. Раннее развитие ребёнка, построенное на его интересах – это безопаснейший путь к развитию:

  • интересующих навыков;
  • позитивного самоотношения в будущем;
  • позитивного отношения к людям: для детей поддержка родителей – это прообраз социальной поддержки;
  • готовности рисковать (дети, поддерживаемые родителями в период до старшего подросткового возраста, весьма расчётливо принимают обоснованные рискованные решения в различных сферах жизни).

Возраст «почемучек» и развитие

Родителям известно, в четырём годам дети начинают задавать очень много вопросов. Почему небо синие? Почему птицы летают? Почему люди спят? Почему камень тонет, а бумажный кораблик – нет?

Казалось бы – простой детский интерес, но именно его можно превратить в мощнейшее оружие познания. Отвечайте ребёнку серьёзно. Учитесь объяснять сложные явления детским языком. На самом деле рассказать ребёнку о плотности веществ и водоизмещении – достаточно просто, надо лишь попрактиковаться. Полезно, кстати, во время объяснения сесть вместе с ребёнком и нарисовать объяснение, а потом попросить по рисунку рассказать, что он понял.

Вероятно, это кажется парадоксальным, но этот способ воспитания породил Нобелевского лауреата, гениального физика Ричарда Фейнмана. Именно с него он начинает свою великолепную книгу «Вы конечно шутите, мистер Фейнман». Однажды объяснённый отцом принцип гравитации и основные свойства электричества породили в нём невероятный интерес не только к физике, но и к науке вообще.

И вполне вероятно, что ваш ребёнок – претендент на звание второго «Фейнмана»? Раннее развитие ребёнка должно настраивать его на интерес к познанию, а не заваливать механическими (хотя и нужными) знаниями.

Об опасностях и возможностях раннего развития

Развитие в раннем возрасте, как мы заключили, весьма неоднозначный процесс. Как и у любой психологической активности у него есть и плюсы, и минусы. Планомерно обсудим каждую из сторон развития детей раннего возраста.

Многие родители заваливают детей уже в 3-4 года огромным количеством занятий. Это могут быть языки, культура, математика в детском саду. Необходимость делать что-то дома также отнимает свободное время ребёнка. Остаётся неудовлетворенной его базовая потребность – в игре. И такая фиксация на нехватке игры может вполне проявить себя через десяток лет: в виде игровой, Интернет-зависимости или гэмблинга. Ни одна детская потребность не исчезает бесследно.

Второе неприятное следствие перегрузки занятиями (в промежутке от 4 до 8-9 лет) – это полная потеря познавательного интереса. Ребёнок в какой-то момент теряет любой интерес к учёбе. Он буквально «сыт по горло» постоянными занятиями. И проблема не в том, что он из вредности не делает что-то, а в том – что он уже ни физически, ни психически не может делать что-либо. Малейшая перегрузка влечёт за собой развитие злокачественных неврозов и астению.

В тоже время грамотно подобранный график занятий, которые основываются на интересах ребёнка, а также семейный отдых и выезды (это невероятно важное условие) – это невероятно мощный толчок к развитию ребёнка. Как правило, многие дети в какой-то момент сталкиваются с тем, что они «всё знают» о предмете изучения и начинают самостоятельно искать информацию по интересующей теме. Автору статьи посчастливилось наблюдать как грамотно составленная программа раннего развития ребёнка привела к тому, что в четвёртом классе мальчик с лёгкостью оперировал сложными математическими и химическими понятиями, понимая, что стоит за ними.

Другая проблема – эта механизация познавательного процесса. Например, ребёнок устал от постоянной учебы, но в силу каких-либо обстоятельств (чаще проблема лежит в родителях) не может отказаться от выполняемых задач. В какой-то момент ребёнок начинает действовать чисто механически: «сделаю так, как сказали». Почему именно так – ребёнка уже не интересует. Теряется важнейший на сегодня навык – умение объяснять и фильтровать информацию.

С другой стороны, начальная механизация, особенно при изучении языков детьми 3-4 лет, весьма полезная вещь. Однако родитель должен вовремя сделать паузу в обучении, чтобы ребёнок «рассортировал знания по полочкам». Этот возраст – сенситивный период для освоения проактивной речи и семантической части языка. Именно в этот период дети в билингвальных семьях начинают с лёгкостью изъясняться на двух языках.

Заключение

Итак, развитие детей раннего возраста – тонкий и требующий особого подхода к каждому ребёнку процесс. Унифицировать программы раннего развития нельзя, ибо это чревато возникновением быстрых (неврозы) и отложенных (зависимости в подростковом возрасте) патологических реакций.

Каждый ребёнок – это уникальный человек, к которому должны подобрать идеальный подход не только воспитательские группы, но и сами родители. Более того, раннее развитие ребёнка нельзя ставить во главу всей жизни малыша – общение со взрослыми, вот важнейший критерий успешного развития любого ребёнка.

Никто не может сказать, насколько обучение «сейчас» будет успешным «потом» — ведь мир динамичен и постоянно меняется. Однако почему бы не попробовать понять своего ребёнка и почаще играть с ним? Почему бы не помочь ему в развитии его интересов – ведь так вы и сами столкнётесь с большим объёмом новых знаний. Обучение и развитие своего ребёнка – это ещё и мощнейший инструмент самопознания и саморазвития.

Ни один педагог и воспитатель не скажет – будет ли ваш ребёнок успешен в будущем, но грамотно и индивидуально составленная программа раннего развития для ребёнка – это залог будущего интереса к неизведанному и стремление к познанию мира вокруг себя. Кто знает, может быть именно ваш ребёнок – это второй Эйнштейн или Хемингуэй?

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

На нашем сайте http://Love-mother.ru Вы можете задавать свои вопросы психологу по интересующим Вас вопросам через комментарии под статьёй. Вам будет выслан ответ на, указанный вами, адрес электронной почты и опубликован в комментариях.
Оставайтесь с нами! Всегда рады Вас приветствовать на нашем сайте!!!


Оставьте свой комментарий: