Задержка речевого развития у детей

Столкнувшись с ситуацией, когда ребенок долго не начинает говорить, родители зачастую ведут себя по-разному. Одни не видят в ситуации ничего страшного и надеются, что спустя несколько месяцев их чадо успешно догонит своих сверстников. Другие же моментально бьют тревогу и бегут к специалистам, заподозрив, что у ребенка серьезные проблемы и имеет место задержка развития речи. Чье же поведение более правильно? И что же представляет собой задержка речевого развития у детей?

Содержание статьи:

  1. Нормы речевого развития
  2. Как понять, что все в норме?
  3. Признаки задержки речевого развития у ребенка
  4. Задержка речевого и психоречевого развития: в чем разница?

Задержка речевого развития у детей

Нормы речевого развития

Существуют определенные возрастные нормы, по которым можно определить, правильно ли развиваются речевые навыки у ребенка или же действительно имеет место задержка речевого развития. Однако границы этих норм не совсем четкие, и разница в речевом развитии между детьми может составлять 2-3 месяца. К тому же многое зависит и от пола ребенка: мальчики обычно отстают от девочек на 4-5 месяцев.

По средним показателям в возрасте 1 года малыш должен произносить порядка десятка простых слов (мама, буся, баба), а также знать (но пока еще не говорить) названия приблизительно 200 окружающих его предметов (стол, мишка, чашка, кубик и т.д.) и понимать, что означают определенные действия. Т.е. ребенок должен реагировать на речь, и осознавать, о каком предмете ему говорят.

К двум годам дети обычно уже способны использовать в своей речи прилагательные и местоимения, и умеют выстраивать короткие предложения. При этом словарный запас двухлетнего малыша должен уже включать в себя около 50-100 слов.

В 2,5 года словарный запас увеличивается до двух-трех сотен слов, кроха уже может проговаривать почти все буквы, хотя некоторые еще с ошибками, и активно задает простые вопросы (Кто? Что? Где? Куда?), а также увлеченно повторяет звуки, издаваемые животными и птицами.

Для трех лет норма – это проговаривание целых предложений, а также активное использование в речи не только прилагательных, но и наречий.

Как понять, что все в норме?

Многие родители не могут объективно оценить возможности своего ребенка и диагностировать у него задержку речевого развития. Им бывает трудно подсчитать, сколько слов содержится в лексиконе их чада. На невозможность идентифицировать какие-либо отклонения зачастую влияет и тесная связь малыша с родителями, которые понимают каждый жест и звук, издаваемый им, а потому не могут посмотреть на ситуацию со стороны.

На самом деле задержку речевого развития у детей можно диагностировать одним очень простым и действенным способом – просто попросить поговорить с вашим ребенком какого-нибудь незнакомого или малознакомого с ним человека. Если между этим человеком и малышом действительно происходит диалог, и незнакомец понимает все, что говорит малыш хотя бы на 70-80 процентов, то у родителей не должно быть поводов для тревоги.

Признаки задержки речевого развития у ребенка

Задержка развития речи у детей обычно сопровождается рядом симптомов, заметив которые родителям лучше без малейшего промедления обращаться к специалистам. К таким симптомам относятся:

  • отсутствие эмоциональной реакции на жесты взрослых и улыбки в возрасте 4 месяцев
  • отсутствие типичного детского «лепета» в возрасте 8-9 месяцев и в год
  • неумение произнести простые слова («на», «мама», «ку-ку»), непонимание своего имени и названий предметов, а также неумение выполнять простые просьбы («сиди», «ляг», «иди ко мне») в 1,5 года
  • использование лишь самых простых слов и нежелание пополнять свой словарный запас в 2 года
  • использование в речи не более 20 простых слов, незнание названий предметов, частей тела, окружающих, а также непонимание просьб в 2,5 года
  • абсолютно невнятная речь (слишком быстрое произношение, «проглатывание» окончаний слов), механическое повторение за взрослыми сказанных ими фраз и повтор предложений, услышанных по телевизору при отсутствии в речи собственных предложений в 3 года

Лечение задержки речи у детей обычно приносит ощутимые результаты лишь при раннем обращении к врачу, поэтому если у ребенка замечен хотя бы один из симптомов, родителям необходимо незамедлительно записаться на прием к специалисту.

Задержка речевого и психоречевого развития: в чем разница?

Диагноз «задержка психоречевого развития» очень редко ставится детям до 4 лет. Это связано с тем, что родители обычно своевременно замечают типичную симптоматику задержки речи и обращаются за помощью к врачам. Однако, чем старше ребенок, тем более серьезные проблемы могут его поджидать. Чаще всего детям, родители которых обратились к специалистам слишком поздно (после 4 лет), ставят неутешительный диагноз – задержка психоречевого развития, а это уже более серьезная проблема.

Дело в том, что проблемы с речью затрагивают всю психику ребенка в целом. Не умея говорить, малыш лишается возможности познавать окружающий мир и общаться с окружающими людьми, что неизбежно тянет за собой проблемы в эмоционально-волевой сфере. И первоначальный диагноз «задержка речевого развития» трансформируется в «задержку психоречевого развития», что грозит ребенку сильным отставанием от сверстников и необходимостью обучения в спецшколе.


Оставьте свой комментарий: