Раннее музыкальное развитие детей: методики воспитания ритмического слуха

Еще классик Петр Чайковский говорил, что музыка – самый эмоциональный вид искусства. Она обладает огромной силой воздействия на человека и это применимо к людям всех возрастов. Благодаря музыке малыш учится выражать чувства, наполняющих его душу. Гармоничное музыкально ритмическое воспитание дошкольников учит детей видеть красоту окружающего мира. Как правильно построить музыкальное развитие ребенка?

Раннее музыкальное развитие детей: методики воспитания ритмического слуха

Воспитание музыкой детей: польза

Музыка сопровождает нас по жизни всюду. Она звучит в фильмах, рекламе, в автобусах, на праздниках, в кафе. Мы наполняем ей повседневные дела и включаем фоном в машине, на пробежках, дома. А что музыкальное воспитание и развитие дает ребенку? Даже младенцы живо отзываются на музыку: они улыбаются, начинают двигать руками и ногами. И прослушивание композиций имеет не только развлекательный эффект. Согласно исследованиям, такие занятия с малышами способствуют:

  • улучшению памяти;
  • запуску речи;
  • повышению успеваемости в школе;
  • хорошему настроению;
  • развитию координации движений, чувства ритма.

Музыкально эстетическое воспитание включает в себя пение, прослушивание произведений, игры на детских музыкальных инструментах, детское творчество, разностороннее развитие музыкальных способностей. Рассмотрим наиболее подходящие формы занятий для детей разного возраста.

Музыкальное развитие: определение

Музыкальное развитие – это результат формирования ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. При этом крайне важно учитывать особенности, интересы отдельно взятого малыша. В этом деле требуется индивидуальный подход  и наблюдения за успехами.

Дошкольное музыкальное развитие

Развивать музыкальный и ритмический слух можно и нужно с рождения. В первые годы жизни малыши любят напевать песенки, пританцовывать, качаться на качалке или качели под приятные звуки. В садике и дома музыкальному воспитанию детей помогают различные веселые игры и упражнения. Приведем примеры того, как заниматься с ребенком в игровой форме.

Угадай мелодию

Это простой способ начать музыкально эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Подберите несколько приятных детских песенок и картинок, изображающих героев композиций. Или предметы, о которых поется. Малышам дается простое задание: необходимо выбрать картинку, относящуюся к звучащей сейчас песенке.

Киска

Посадите детей на стульчики и прочитайте стишок:

Киска грустная пришла,

Ей не дали молока.

(Включите грустную музыку.)

Накормили молочком, кисонька поела,

Стало очень сытно ей, она повеселела.

(Поставьте веселую музыку.)

Когда играет печальная мелодия, ребятам нужно присесть, закрыть лицо руками и покачать головой, а когда бодрая – попрыгать.

Волк и гуси

Выберите считалочкой кому полагается исполнять роль волка. Другие малыши будут гусями. Волк убегает и прячется. Включите медленную мелодию и отправьте гусей «гулять по полю». Неожиданно измените музыку на ритмичную – это станет сигналом волку выскочить из засады, и начать охотиться за гусями. Малыш, пойманный последним, станет волком в следующий раз.

Раннее музыкальное развитие детей: методики воспитания ритмического слуха

Сказка-шумелка

Приготовьте нужные детские инструменты – барабан, ложки, кастрюли, пакеты, газеты, миску с водой и попробуйте с ребенком изобразить разные звуки. Затем взрослый читает коротенький рассказ, где они встречаются. Ребенку нужно показать нужный звук, звучащий в его словах. Например, топает лошадка, гремит гром, бежит ручей, дровосек рубит дрова в лесу. Такие простые игры служат подготовкой к общему музыкальному развитию. Это первые шаги, которые ребенок делает на пути к пониманию музыки и ритма.

Ритм и слова

Воспитатель читает стишок, например, «Та-та, три кота», и отстукивает в ладоши ритмический рисунок, ребенок повторяет. Потом они меняются местами, и ритм задает ребенок, а педагог пытается изобразить тот же ритм.

Цветомузыка

Каждому ребенку дают комплект цветной мозаики. Взрослый рассказывает, что музыку можно не только воспринимать на слух, но и изображать цветом. Он предлагает выложить услышанную композицию мозаикой. Ребята садятся за столы или располагаются на ковре. Пока звучит композиция им нужно выложить рисунок, «подсказанный» звучащей композицией. Польза таких музыкальных занятий для детей дошкольного возраста – развитие внимания, фантазии, эстетического восприятия.

Игры на развитие музыкального слуха и ритма: школьный возраст

Понятие музыкальное развитие предполагает активную вовлеченность ребят в процесс. Детям от 7 лет проще понять, что от них требуется, и выполнять более сложные задания. Это дает педагогам и родителям широкое поле для деятельности.

Раннее музыкальное развитие детей: методики воспитания ритмического слуха

  1. Обозначь звук. Раздайте ученикам карандаши и бумагу. Придумайте символы для различных звуков, издаваемых детьми: хлопков, свиста, постукиваний, ударов по ногам и т. д. Выбирайте из таких символов. как линии, круги, волны, треугольники. Таким образом, ребенок может записать придуманную «мелодию» и получить первые представления о нотной грамоте.
  2. Зоотанцы. Игра учит не только внимательно слушать музыку, но и демонстрировать творческие способности. Включите проигрывающее устройство, после чего дети должны начать танцевать. Когда ребята войдут в ритм, назовите животное, чтобы они начали изображать его в танце.
  3. Горячая картошка. Музыкально эстетическое воспитание в школе строится комплексно. Оно не только развивает детей, но и позволяет одноклассникам познакомиться поближе, развить коммуникативные навыки. Ребята сидят на стульях, поставленных в круг, и под музыку кидают друг другу мяч. На доске учитель пишет вопросы: «Назови свою любимую песню», «На каком музыкальном инструменте ты играешь?», «Расскажи о своих хобби», «Какая музыка тебе нравится?». Когда учитель скажет «стоп», держащий мячик ребенок должен ответить на любой вопрос.

Педагоги сходятся во мнении, что воспитание музыкой и просто прослушивание произведений необходимо активно включать в жизнь ребенка. Игры  в учебных учреждениях и дома приносят ребенку много пользы и способствуют улучшению отношений с окружающими.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Оставьте свой комментарий:

Нажимая на кнопку "Отправить", я принимаю положения политики конфиденциальности и даю свое согласие на обработку персональных данных.




Adblock
detector