Супружеские конфликты

Супружеские дисгармонии: от теории к практике

Семейные неурядицы, ссоры, неудовлетворённость сексуальной жизнью, измены и разводы – казалось бы, какую прямую связь это имеет с психологией, да и можно ли считать этот «не джентельменский набор» симптомами нарушений каких-либо навыков? Оказывается, что можно, а значит – с этим можно работать и изживать. Именно вопросам семьи, секса и отношений будут посвящены наши следующие статьи. Начнём мы в привычной манере: с проблем классификации этих нарушений и особенностей диагностики.

Содержание статьи:

  1. Введение: проблемы классификации и диагностики
  2. Классификация: нарушения супружеских взаимоотношений
  3. Заключение

Супружеские конфликты

Введение: проблемы классификации и диагностики

Большое количество современной научной элиты придерживается мнения, что нарушения в отношениях и сексуальные расстройства (правильнее говорить «функциональные сексуальные расстройства» или ФСК) – это две стороны одной медали и посему они требуют параллельной коррекции и лечения. Мы будем исходить именно из этой теоретической посылки, хотя и у неё есть слабые стороны.

Собственно, о слабостях такого довода: не всегда можно точно разграничить психологическую и физиологическую сферы между собой. Многие пары обнаруживают высокую конфликтность исключительно на уровне коммуникации, в вербальной сфере, а другие «воюют» в сексуальной сфере и интимных отношениях. Встаёт вечный вопрос психологии: как решать психофизиологическую проблему.

Исходя из такого рассогласования теории и фактов, мы задаёмся вопросом о том, с чем же стоит работать семейным парам в кабинете у психолога? Даже если речь, в основном, идёт о несексуальной сфере, коммуникациях между партнёрами, то всегда стоит обратить внимание и на проблемы в интимной сфере. Опытный психолог старается как можно раньше оживить эту «табуированную» тему в диалоге с парой.

В наших дальнейших статьях из этого цикла мы рассмотрим большинство расстройств в рамках следующих их проявлений:

Классификация: нарушения супружеских взаимоотношений

Существуют десятки, если не сотни классифицированных расстройств для отдельно взятых людей, то количество отклонений, которое возможно в межличностных отношениях становится практически безграничным. Уже в 90-х годах выделялось около 30 возможных вариантов классификаций межличностных отношений с их расстройствами, а количество типов этих отношений колебалось в пределах от 2 до 20. Сегодня, несмотря на то, что часть подходов уже – история, их общее количество остаётся примерно таким же. Мы рассмотрим наиболее актуальные варианты классификаций.

Критерий фиксации

Есть расстройства отношений, связанные с индивидуально-личностными особенностями человека, а также с выбором невротического партнёра, например, обнаруживающего истерические, садистические или депрессивные черты. Как видим, здесь проблема вертится вокруг сделанного выбора.

В связи с гипотезой о невротическом выборе, встаёт вопрос о заключении молчаливого контракта (коллюзия) между партнёрами, причины которого тесно связаны с так называемыми фиксациями на стадиях психосексуального развития по З.Фрейду:

  • нарциссической;
  • оральной;
  • анальной;
  • фаллической.

При этом фиксации могут быть двух типов: прогрессивные и регрессивные. Таким образом мы насчитываем 4х2 возможных вариаций, соответственно ещё большее количество возможных проблем. Например, при фиксации на анальной стадии заключается, так называемый, контракт о контроле (в сексуальной сфере его квинтэссенция – это «рабский» контракт в BDSM). В рамках такой «договорённости» один супруг занимает роль доминантного игрока, а второй – роль подчинённого.

А при оральных фиксациях регрессивного или прогрессивного толка, партнёры как бы выступают в роли покровителя, а второй – в роли иждивенца. Буквально, один партнёр позволяет содержать себя, а второй этим с радостью занят.

Однако это очевидные и относительно простые для рассмотрения схемы. Существуют и куда более запутанные системы отношений, вроде, когда садистические склонности одного из партнёров дополняются мазохистическими тенденциями у второго. Или когда истерический характер дополняется навязчивым партнёром. Детальное рассмотрение таких случаев лежит вне нашей компетенции.

Критерий времени

Фиксации – далеко не единственный механизм развития деструктивных отношений в паре. Например, большинство отклонений могут рассматриваться как следствие недостаточной динамики (то есть развитие отношений во времени). Как пример: отношения могут пошатнуться, когда настала фаза застоя в их развитии.

Также проблемы могут возникать на почве разницы между личностными достижениями партнёров. Речь не идёт о успехах в социальной среде. Например, один из партнёров может весьма преуспеть в индивидуальном (личностном) развитии в плане индивидуации.

Другой проблемный фактор – это усиление базового невротического конфликта, который может присутствовать в отношениях (опять о фиксациях). В случае, если отношения испытывают застой или вообще ригидны, партнёры всё с большим трудом могут подстраиваться друг под друга, что приводит к эскалации невротического конфликта. Разрыв отношений в данном случае не решит основных проблем людей, что приведёт к повторению этого сценария в дальнейшем.

Используя не только данные терапии, но и лонгитюдные экспериментальные данные, в рамках которых проводилась оценка отношений внутри супружеских пар, была разработана так называемая Balance-theory (теория баланса). Эта теория постулирует, что распад отношений или стабильность могут быть предсказаны в опоре на два вектора:

  • доминирование в отношении позитивных реакций (внимание к партнёру, живой интерес, сексуальное влечение);
  • доминирование в отношениях негативных реакций (обесценивание, незаинтересованность, критика и защитное поведение, избегание и т.д.).

Отсюда мы видим, что в каждой паре есть свой баланс позитивных и негативных реакций, на основе которых и можно сделать предположение о целостности брака.

Взаимоотношения партнёров оцениваются как стабильные (то есть прогноз крайне благоприятен), если отношение позитивных и негативных реакций составляет 5/1, а нестабильность характеризуется соотношением 1/1.

В тоже время нельзя сказать, что все негативные проявления являются маячком для предсказания опасности для отношений. Например, ярость и гневливость не говорят о том, что брак вскоре развалиться, а обычная критика со стороны жены, защитное поведение или обычное презрение со стороны обеих супругов наоборот показывают, что брак крайне нестабилен. Также опасность для брака представляет самоизоляция от семьи со стороны мужа. Однако не стоит думать, что эти критерии универсальны. У каждой пары своя «ситуация брака».

Типология в рамках теории баланса отношений

Эта самая теория баланса легла в основу разработки типологии супружеских пар (точнее, отношений) в которой было выделено пять групп. Критерием выделения были такие параметры как «супружеский диалог», то есть умение супругов говорить, слушать и слышать друг друга. Итак, первые три группы оцениваются как позитивные (или стабильные), последние две – как негативные (или нестабильные).

супруги, избегающие конфликтов

        Даже при наличии разногласий, такие пары подчёркивают, что они несущественны и большинство ситуаций их объединяет, нежели разделяет. Конфликтные тематики, как правило, игнорируются, либо же выносятся на краткое обсуждение, чтобы как можно быстрее вернуться в состояние равновесия;

самоутверждающие супруги

        Данный типаж пары характеризуется тем, что оба супруга совместно и в диалоге разрешают свои конфликты, пытаясь выработать такое решение, которое устроит обе стороны. Как правило, такие пары подчёркивают взаимоуважение и в диалоге поддерживают друг друга, указывая на общность цели. Эмоции в таких парах малозначимы.

импульсивные супруги

        Такие пары характеризуются большой эмоциональной экспрессивностью, иногда даже эксплозивностью. Проявляются они как в позитивных дискуссиях, так и в негативных. Споры и громкие диалоги – это стихия таких пар, они занимают много времени. При этом такие «стычки» всегда поддерживаются симпатией к партнёру, интересом к его позиции и юмором;

враждебно отстранённые пары

        Малоэмоциональны, общий фон общения – нейтральный. Однако в их отношениях часто встречаются короткие и яростные стычки, где один из партнёров занимает позицию нападающего-агрессора, а второй – жертвы-защищающегося. Как правило, после таких перепалок последний замыкается в себе.

враждебно настроенные супруги

      Несмотря на активное участи в спорах и конфликтах оба супруга проявляют тенденцию к защитному поведению и пытаются занять роль обвинителя. Особенностями коммуникаций таких супругов является так называемое «чтение мыслей» и приписывание партнёру в реальности не существующих стремлений, желаний, поступков и намерений. Например: «Ты делаешь нечто только из-за…для того, чтобы…». Либо же генерализованные обвинения, вроде: «Ты постоянно/никогда…»

Самыми интересными в такой типологизации являются группы импульсивных и избегающих супругов. Именно экспериментальные данные по этим двум группам опровергают, вероятно ошибочное (или неточное) заключение, что избегание конфликтов, ровно, как и чрезмерная эмоциональность свидетельствуют о дисфункциональном типе семьи.

Вероятно, это связано с тем, что основной упор в таких парах стоит не на эмоциональности или латентности, а на принципиальном взаимопонимании и позитивной оценке друг друга. В таких парах, вероятно, состоят люди с сильно развитым чувством эмпатии – важнейшим умением человеческого существа. Именно оно помогает поддерживать оптимальный баланс между негативными и позитивными состояниями пары, что поддерживает систему в нормальном напряжении.

Типологии на основе клинических (психиатрических) данных

Множество типологий построено на основе клинических наблюдений супружеских пар. Как правило, такие типологии дают строгую системность и критерии для классификации, однако нельзя сказать, что именно они являются предпочтительными для работы практикоориентированных психотерапевтов. Иногда строгость изложения – совсем не играет роли в успешности разрешения семейных конфликтов. Более того (по мнению автора этой статьи), такая строгая системность создаёт проблему «маркировки» супружеских пар как хороших или плохих, что в корне неверно и существенно затрудняет реальную работу.

Какими бы привлекательными они ни казались, с помощью таких категорий нельзя ответить на вопрос о показаниях к той или иной форме психотерапии.

Конечно, на первый взгляд, особенно для человека, далёкого от психологии, такие классификации могут показаться очень удобными, чтобы «понять» свои отношения со своим партнёром. В тоже время эти классификации совсем не дают никаких показаний относительно назначаемой психотерапии.

Что должен чётко понимать психотерапевт и информацию о чём должны предоставить его клиенты в первую очередь? Как правило все проблемы сводятся к следующим темам:

  • сексуальная сфера;
  • вербальная коммуникация;
  • обмен действиями («что должен»);
  • невротические тенденции одного или обоих супругов;
  • детско-родительские отношения;

На первых сеансах, обычно, постепенно раскрывается каждая из сфер совместной жизни и лишь по их завершению психотерапевт принимает решение: будет ли он работать с этой конкретной проблемой.

Заключение

Поднятые нами сегодня вопросы часто становятся понятны терапевту лишь в ходе самой работы. С одной стороны, многое зависит от самого клиента: как он оказался на приёме, чего он ждёт от психотерапии и готов ли он реально открыть свои настоящие проблемы.

С другой стороны, многое зависит и от терапевта, который должен чётко понимать, что он может дать этой паре, а что нет. В любом случае, как показывает практика, многие семейные неурядицы решаются в кабинете психотерапевта.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

На нашем сайте https://Love-mother.ru Вы можете задавать свои вопросы психологу по интересующим Вас вопросам через комментарии под статьёй. Вам будет выслан ответ на, указанный вами, адрес электронной почты и опубликован в комментариях.
Оставайтесь с нами! Всегда рады Вас приветствовать на нашем сайте!!!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Оставьте свой комментарий:

Нажимая на кнопку "Отправить", я принимаю положения политики конфиденциальности и даю свое согласие на обработку персональных данных.