Образование в Японии: специфика обучения в стране восходящего солнца

О школьном и высшем образовании в Японии

В стране восходящего солнца начальная и средняя школа, как и в нашей стране, являются обязательными. Почти все, за исключением очень небольшого числа учащихся, продолжают учиться после окончания основной части школьного образования, состоящего из двух уровней, и переходят в старшую школу, являющейся добровольной для прохождения.

Несмотря на большую популярность частных коммерческих образовательных учреждений, в которые рвутся чаще всего после преодоления средней школы – старшеклассники и будущие студенты, для начала детского движения в мире знаний и дисциплин большинство родителей выбирают государственные учреждения.

Система образования играет огромную роль для воспитания японских граждан, руками которых Япония восстанавливается после разрушительных последствий Второй Мировой войны, а экономика продолжает своё стремительное развитие.

По результатам окончания Второй Мировой войны, в которой Япония капитулировала после ужасающих по масштабу кровопролития и жестокости бомбардировок городов Хиросимы и Нагасаки, в 1947 году были введены Закон «Об образовании» и Закон «О школьном образовании», которые хоть и были частично навязаны мирным соглашением союзников, также предназначались для воспитания новых поколений японских патриотов.

Как раз Закон «О школьном образовании» определил функционирование и устройство школьной системы, которая продолжает действовать и по сей день:

  • начальная школа (сё: гакко) – на протяжении шести лет,
  • трёхлетняя средняя школа (тю:гакко)
  • и высшая школа (ко:то:гакко) – три года.

Высшее японское образование принципиально не отличается от российского и занимает либо четыре года (за степень бакалавра), либо шесть лет (для приобретения определённых умений для определённых профессий).

Дошкольное образование сводится скорее к элементарному присмотру за малышами в детских садах или в day-care центрах (центрах дневного ухода за детьми), пока родители на работе. Однако с развитием дифференцированного (индивидуального) педагогического подхода к подрастающему поколению, всё чаще встречаются различные направления, которые так или иначе помогают ребятам в возрасте от трёх до пяти лет сдать вступительные экзамены в частную начальную школу.

Содержание статьи:

  1. Школьные классы
  2. Старшая школа
  3. Университеты и колледжи. Высшее образование в Японии

Образование в Японии: специфика обучения в стране восходящего солнца

Школьные классы

Учебный год в японских школах начинается в конце весны, в апреле, и уроки продолжаются с понедельника по пятницу или субботу, в зависимости от решения администрации в том или иной заведении. Цикл учебного процесса разделяется на три части, между которыми вклиниваются непродолжительные каникулы весной и зимой, а также месячный отдых летом.

Основной упор в средней образовательной школе делается на академических основных дисциплинах с устойчивым уклоном в научную сферу.

В конце прошлого века большинство школ были публичными (открытыми, государственными), лишь пять-семь процентов из них составляли часть частных образовательных учреждений в стране. Связано это было отчасти с довольно высокой платой за обучение в частных школах, почти шестьсот тысяч йен (в данный момент это около четырёхсот тысяч рублей) на одного ученика, почти в шесть раз больше, чем выделялось на одно обучающегося в государственной школе.

Учитель в Японии – профессия крайне ответственная, все педагоги заканчивают соответствующие высшие учебные заведения, специализируясь особенно на своём предмете, хотя в начальных классах учителя преподают по всем направлениям одному и тому же классу.

Класс, обычно большой – не менее двадцати пяти учащихся, в целях реализации коллективной работы, часто на занятиях делятся на небольшие группы по пять-шесть студентов. Методом передачи учебной информации в стране восходящего солнца по традиции является метод лекции, перемежающиеся с презентациями, видео- и аудиоматериалами, а также неизменными лабораторными, в которые входят самостоятельные и практические работы.

Использованию интерактивных технологий в школах способствует то, что уже в 1989 году половина государственных школ были оборудованы современными на тот момент компьютерами. Что важно, техника использовалась не только в административных и технических целях, но и для обучения.

Все направления, изучаемые в школах соответствуют учебным планам и программам, некоторые из предметов, наиболее базовые, и вовсе входят в элементарный учебный план (японский язык, математика и так далее). Другие предметы, такие как иностранный язык, долгое время не входили в число базовых и обязательных – тот же английский стал частью элементарного учебного плана лишь в 2011 году.

Школьная программа охватывает некоторое количество предметов, которые отличаются от знакомых жителю России:

  • японский язык, включающий в себя и младший школьный, и средний уровни,
  • математика,
  • наука,
  • музыка,
  • уроки здоровья,
  • физическое и общественное (обществознание, правоведение) воспитание.

Помимо академических предметов учащиеся должны освоить и знания, сопряжённые с промышленностью страны, с сельским и домашним хозяйствами. Существуют также предметы, направленные на нравственное и духовное воспитание ребёнка, которые помогают государству вырастить законопослушных и одухотворённых граждан.

Учителя школ всеми силами затаскивают японских школьников в школьные клубы-кружки, выполненные на манер американских, в которых занятия продолжаются после уроков, иногда даже по выходным. Клубы – вещь полезная для государства, когда речь идёт о регулировании детской и подростковой преступности.

Важной проблемой школьного образования, которая требует внимания, является необходимость изучения иностранных языков, в особенности английского языка, для чего министерство образования в сотрудничестве с правительством и министерством иностранных дел целенаправленно приглашало и продолжает приглашать молодых носителей английского языка.

Это делается для того, чтобы учить японских школьников не только письменному, но и устному английскому языку, то есть «подтянуть» разговорную часть обучения. Также, иностранные специалисты-иностранцы могли бы выступать в качестве советников фирм, коих в крупных городах очень много, а также в различных биржах и сфере образования. Программа приглашения молодых зарубежных работников в начале тысячелетия быстро росла и привлекла в Японию не менее десяти тысяч человек, хотя и пошла на спад впоследствии из-за сокращения финансирования и бюджетных мест в школах.

Старшая школа

Как уже было сказано, очень немногие школьники отказываются от обучения в старшей школе, хотя она и является необязательной. Учащиеся, проходящие последний этап обучения в частных школах составляет больше половины от числа всех школьников. Связано такое положение дел, вероятно, с престижным статусом коммерческих учреждений. Статистические данные гласят, что ежегодно семьи тратят огромное количество денег на государственное образование (не меньше трёхсот тысяч йен), в том время как частные школы стоят зачастую в два раза больше.

Для старшей школы характерен полный рабочий день, а также академические курсы, которые непосредственно готовят к получению высшего образования, а также дают знания из областей технической и промышленной подготовки, для подготовки нынешних школьников в сферу разнообразной профессиональной деятельности. Однако есть всё же некоторые школы, которые предлагают специальные программы с неполным учебным днём, а также вечернюю школу (вторую смену) или вовсе заочное обучение, впрочем, это большая редкость.

Между базовыми предметами средней школы и учебной программой старшей школы есть разница, которая заключается в более свободном и индивидуальном подходе в выборе и определении дисциплин. Тем не менее, основное учебное ядро есть и в старшей школе.

Самым популярным направлением в предвыпускных классах являются бизнес-курсы, которые включают в себя специальный курс английского языка с бизнес-лексикой, а также промышленные курсы – их популярность составляет семьдесят процентов в сравнении с остальными направлениями и дополнительными курсами.

В старшей школе учителя работают и читают лекции в тех учебных управлениях, в которых являются специалистами, что обеспечивает равноправное оценивание и равномерное распределение учебных часов.

Отдельного внимания заслуживает вопрос обучения детей, требующих особого подхода к своей персоне – детей-инвалидов. Японское образование направлено на то, чтобы сделать жизнь физически неполноценных учащихся наиболее комфортной и независимой от окружающих, поэтому профессиональное образование зависит от степени инвалидности учащегося, его индивидуальных особенностей.

Получение высшего образования лицами, закончившими все этапы обучения является одним из приоритетных направлений внутренней политики Японии, поэтому изо всех сил в сфере образования создаются условия как для полностью здоровых, так и для школьников с инвалидностью или менее выраженными заболеваниями.

Университеты и колледжи. Высшее образование в Японии

Количество учащихся, поступающих на первый курс высших образовательных учреждений постоянно варьируется, но остаётся неизменно большим – по всей территории страны расположены не меньше 800 университетов, которые готовы принять миллионы новых будущих кадров – промышленников, «белых воротничков», бизнесменов, медиков и учителей. Как было отмечено в вводной части статьи, количество лет, которое занимает высшее образование, занимает от четырёх лет для получения степени бакалавра, до шести лет для получения условной степени профессионала, требующейся для некоторых профессий, например, врача.

Государственные высшие учебные заведения четырёхлетнего обучения делятся на сотню национальных университетов и сорок местных государственных университетов, расположенных в префектурах и муниципалитетах. Частных четырёхлетних учреждений чуть ли не в полтора раза больше.

Обучение в университете предполагает дневную занятость – пропуски в японской образовательной системе караются сильнее, чем низкая успеваемость. Затраты, которые родители (или сами студенты) тратят на обучение в ВУЗах довольно велики – почти два миллиона йен. Для того, чтобы оплатить себе учёбу, студентам приходится работать во второй половине дня, занимать деньги или силиться получить стипендию.

Образование в Японии считается одним из лучших в мире – все учебные заведения оборудованы по последнему слову техники и предоставляют студентам путёвку в жизнь. Хорошее образование, очевидно, стоит очень хороших денег, которые выглядят большими даже для людей, которые учатся на внебюджете в крупнейших университетах страны. Естественно, дороговизна корректируется высокими заработными платами и социальной поддержкой государства, однако даже японцы считают, что учиться в их стране непозволительно дорогое удовольствие.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Оставьте свой комментарий:

Нажимая на кнопку "Отправить", я принимаю положения политики конфиденциальности и даю свое согласие на обработку персональных данных.