Адаптация первоклассника: как помочь ребёнку начать обучение
Безусловно, начало обучения ребёнка в первом классе становится знаковым событием для всей семьи. Это грандиозные перемены в жизни самого малыша. Перед ним единовременно возникает целый ряд новых задач (успешное обучение, налаживание отношений со сверстниками, учителем и так далее), как помочь ему справиться с этим?
Начало обучения в школе – волнительный момент для всей семьи. Он предвещает кардинальные перемены, особенно для ребёнка. Его ждут новые знакомства, впечатления, трудности и свершения. Ему предстоит привыкнуть и приспособиться к непривычным условиям и требованиям.
Адаптация первоклассника к школе может затянуться от нескольких недель до полугода. Успешность этого процесса определяется такими факторами, как:
- степень подготовленности малыша (психологическая, интеллектуальная, физическая, социальная);
- специфика учебного заведения;
- индивидуальные особенности самого первоклашки;
- характер его взаимодействия с другими людьми;
- наличие или отсутствие поддержки со сторон близких.
Содержание статьи:
- Что свидетельствует о том, что процесс адаптации протекает благополучно?
- Признаки дезадаптации
- Чего не стоит делать?
- Рекомендации взрослым
Что свидетельствует о том, что процесс адаптации протекает благополучно?
- Ребёнок увлечён обучением. Его привлекает школа, он не страдает от страхов и неуверенности.
- Успешное освоение школьной программы. Успехи и достижения при выполнении учебных заданий, безусловно, являются прекрасным показателем того, что ваш ребёнок освоился в новых условиях. Однако нередко первоклассник сталкивается с различными трудностями и непониманием. Нужно проявить терпимость и постараться ему помочь в разрешении возникших сложностей. Не ругайте его, если что-то получается не сразу.
- Готовность ребёнка самостоятельно выполнять полученное задание. Хорошо, когда малыш прибегает к помощи взрослых лишь после того как попробовал всё сделать сам хотя бы несколько раз. Нередко родители настолько сильно вовлекаются в процесс приготовления домашних уроков, что практически всё делают за него. Кроме того, если взрослые принимают активное участие, то постепенно первоклассник к этому привыкнет. У него пропадёт желание решать задания в одиночку. Следовательно, сразу стоит, обозначить грань, когда вы готовы помогать, а когда нет.
- У малыша появились новые друзья, то есть он сумел выстроить дружеские отношения с кем-либо из ребят в классе. Он положительно отзывается о своих одноклассниках и учителе.
Признаки дезадаптации
Малыш выглядит уставшим. У него нарушается сон. Он жалуется, что педагог предъявляет к нему завышенные требования или относится предвзято. Он чувствует своё отставание в усвоении школьной программы. У ребёнка исчезает желание ходить в школу, и она воспринимается им как наказание.
Внешние проявления наличия затруднений в приспособлении к школе типичны. Это выражается в раздражительности, плаксивости, обиде и усталости ребёнка. Однако дают о себе знать они по различным причинам.
Чего не стоит делать?
- Нежелательно на первоначальном этапе записывать первоклассника на дополнительные кружки, секции, водить на внешкольные занятия. Стоит понимать, что на данный момент ребёнок и так перегружен новыми впечатлениями, требованиями, заданиями, знакомствами. Он пытается к ним привыкнуть и приспособиться, поэтому не стоит стараться приобщить его ещё и к изучению, скажем, иностранного языка.
- Кардинально менять к нему отношение. Не стоит ему говорить: «Теперь ты уже вполне большой, поэтому должен выполнять следующее…». Малышу требуется поддержка, любовь близких людей, а ещё время, чтобы приспособиться к непривычному образу своей жизни.
- Ругать и сильно расстраиваться, если у него получается всё не настолько прекрасно, как вы ожидали. Даже если вы этого стараетесь не показывать, он ощутит ваше огорчение. Ни один ребёнок не стремится разочаровать своих родителей. Увидев в их глазах сожаление, он может посчитать себя плохим и ни к чему не способным. Это лишь усложнит адаптационный период, а повторные ситуации неуспеха закрепят подобные мысли.
Рекомендации взрослым
- В первые месяцы его обучения поддерживайте его особенно сильно. Говорите ему приятные, теплые слова, хвалите. Это поможет ему поверить в себя. Он поймёт, что трудности, которые он испытывает временные и он с ними обязательно справится.
- Без критики. Ребёнок медленно читает или пишет? Помните, он только учится. Излишнее ваше стремление заставить его делать всё максимально хорошо и быстро может привести к тому, что у него возникнет отторжение к школе и самому процессу обучения. Стоит ли оно того?
- Учитывайте его индивидуальные особенности. Скажем, одному ребёнку и пять минут сложно провести за выполнением одного и того же задания. Он для этого слишком активен. Другой первоклассник будет достаточно длительно выполнять каждое задание, потому что он хочет во всём разобраться и у него собственный темп жизни.
- Не забывайте поощрять малыша. Пусть даже его достижения и не будут относиться к школе.
- Позволяйте ребёнку отдохнуть. После уроков малышу необходимо расслабиться, сменить вид деятельности. Ведь он уже устал спокойно сидеть и сосредоточенно учиться. Произвольность его поведения ещё не совершенна и это стоит принимать во внимание.
- Не проводите параллелей с другими детьми. Это может породить в его душе обиду, и он будет прав. Ведь он, не такой, как другие. Каждый человек уникален, поэтому сравнивать можно только с ним самим в различные этапы его жизни. Это будет стимулировать, ведь ему говорят, что именно он способен на большее.
- Не обесценивайте его переживания. Детские проблемы ничуть не отличаются от взрослых по своему масштабу. Ведь, ребёнок попадает в ситуацию, с которой ему сложно совладать при наличии имеющихся способностей и возможностей. Кроме того, кому, как ни вам он может пожаловаться о том, что у него что-то не получается. Скажем, у него может возникнуть недопонимание с учителем или сверстники относятся к нему не так, как он бы этого хотел. Это проблема, которая тяготит его и заставляет переживать. Взрослый является носителем большого жизненного опыта, а, значит, он может подсказать те пути решения затруднения, коих ребёнок не видит.
Постепенно маленькая буря в вашей семье, связанная с поступлением малыша в первый класс утихомирится. Ребёнок станет понимать, что действительно стал ещё немного взрослее и начнёт радоваться своей новой роли.
Родители должны быть и оставаться тем плечом, на которое он сможет опереться в случае возникновения сложностей. Он должен понимать, что домашние его всегда поймут и примут таким, какой он есть, тогда процесс привыкания будет протекать менее болезненно и волнительно.