Буллинг в школе: как помочь своему ребёнку, советы
Травля в школе. Как не стать жертвой буллинга. Как спасти ребёнка от травли в школе?
Что делать если ваш ребёнок подвергается школьной травле (буллингу)? Вот несколько советов родителям как вести себя в этой ситуации.
Содержание статьи:
Если ваш ребёнок — жертва буллинга
Чего не стоит делать
- — Советовать ребёнку самостоятельно противодействовать травле, не обращать внимания, давать сдачи, оскорблять в ответ, просто перетерпеть сложный период.
- — Давать ребёнку понять, что он сам «виноват» через «неправильное» поведение, образ жизни или ещё что.
- — Пытаться самостоятельно «разобраться» с обидчиком ребёнка или его родителями.
- — Полностью полагаться на учителей и администрацию школы, не контролируя ситуации.
- — Отказываться от перевода ребёнка в другое учебное заведение, если ситуация зашла слишком далеко.
Что делать
Если у вас появилось малейшее подозрение относительно физического насилия, ни в коем случае не медлите. Практика показывает, что физическая агрессия не просто повторяется, но и нарастает — вплоть до угрозы жизни и здоровью. В этом случае следует одновременно сообщить и школьную администрацию, и полицию. Есть шанс не только защитить своего ребёнка, но и положить конец травле как явлению в конкретном учебном заведении.
Если вы убедились, что ребёнок подвергается психологическому травле, сообщите об этом классному руководителю, школьному психологу, директору школы. При этом четко сформулируйте проблему, называя вещи своими именами: ни в коем случае не говорите «у моего ребёнка плохие отношения с одноклассниками», а совсем иначе — «моего ребёнка подвергают травле и психологическим пыткам».
Настаивайте, что буллинг — это прежде всего проблема школы и только потом — жертвы и её мучителя. Когда явление получает своё определение и однозначную оценку, можно рассчитывать на адекватное реагирование. Возвращение к замалчиванию уже не будет.
Не позволяйте запутать себя разборками конкретных ситуаций — кто что сказал или сделал и, кто больше виноват. В этом случае вы утонете в деталях, и начнете играть в игру «а что я сделал?». Поэтому говорите только об общей картине.
Буллинг возможен в школе по нескольким причинам:
- — нездоровая атмосфера;
- — попустительство со стороны учителей;
- — неудовлетворительная работа администрации учебного заведения;
- — отсутствие системной воспитательной работы;
- — недоработки со стороны школьных психологов.
- Дайте ребёнку понять, что он не один и что вы на его стороне. Проявляйте к нему любовь, говорите с ним, делитесь своими воспоминаниями о аналогичные ситуации из ваших школьных лет. Найдите, за что хвалить сына или дочь, чтобы повысить их самооценку, подарить уверенность в себе.
- Проанализируйте, всё ли в порядке в вашей семье. Обратитесь к независимому психологу, который не вовлечён в школьные процессы. Будьте готовы к длительной работе со специалистом над оздоровлением семейных отношений.
- Попробуйте очень осторожно выяснить, какие внешние факторы (среди тех, что поддаются корректировке) могли стать поводом для травли (избыточная масса тела, неряшливость, несоблюдение правил гигиены, неприятные для окружающих привычки, нетипичная одежда и так далее). Совместно с ребёнком работайте над улучшением ситуации.
- Помогите ребёнку выбрать хобби, кружок, в котором ему будет комфортно и интересно и который подарит новых друзей со схожими вкусами и увлечениями.
- Отдайте ребёнка в спортивную секцию, что укрепит его физически и придаст уверенности в себе.
- Учите ребёнка навыкам уверенного поведения, умению отстаивать свои интересы, защищать свои границы, достойно держаться, чётко формулировать мысль, громко отвечать. Совместно выработаем набор стандартных ответов на дразнилки и образы.
- Помогайте ребёнку мечтать, строить планы, представлять себя в светлом будущем, подниматься над обыденностью, получать стимул работать над собой.
- Взвесьте все «за» и «против» перевода ребёнка в другой класс или учебное заведение. Учтите, что это лишь один из параллельных способов решения проблемы. В новом учебном заведении дайте ребёнку возможность начать всё с чистого листа: никому не рассказывайте об истинных причинах перехода (придумайте какой-то нейтральный повод). В то же время не спешите с таким решением — возможно, это буллер должен уйти из школы, а не ваш ребёнок.
- Если речь идёт о кибербуллинге (травля в социальных сетях), помогите ребёнку «почистить» от агрессоров свои аккаунты, изменить настройки или вообще удалить свои страницы.
Если ваш ребёнок — буллер
Не оправдывает своего ребёнка, не пытайтесь обвинить во всём жертву травли, учителей, школу … Вместе проследите, чтобы из вашего ребёнка не сделали козла отпущения: школьная администрация должна признать свою часть вины за недопустимую ситуацию.
Помогите ребёнку понести ответственность за то, что он натворил:
— извиниться,
— возместить убытки за счёт чего, о чем он мечтал, и тому подобное.
Помните, что ваш ребёнок нуждается в любви и помощи так же, как и тот, кого он оскорблял. Осуждение конкретных поступков, объяснение их недопустимости должно сопровождаться проявлениями поддержки, формированием ощущение, что вместе вы преодолеете все трудности.
Обратитесь к психологу. Помните, что услуги специалиста нужны и ребёнку, и вам. С его помощью пробуйте разобраться, почему ваш ребёнок прибег к агрессии, не столько в вашей семье, воспитании, семейных традициях, поведенческих стереотипах. Подумайте, не чувствует ли ваш ребёнок себя жертвой домашнего насилия: то, что вы называете «воспитанием», ребёнок может воспринимать как психологическое давление.
Проанализируйте, не является ли поведение вашего ребёнка отражением того, как вы относитесь к своему окружению. Позволяете ли вы себе критиковать других, смеяться над ним, раздраженно отзываться, акцентироваться на национальности, социальном статусе, образе жизни … Вы можете это делать вскользь, за глаза, в семейном или дружеском кругу, никогда не переходя к личным оскорблениям. Но ваше отношение к другим людям может отражаться в детской душе, как в кривом зеркале, — в гипертрофированном и искажённом виде. Вы только говорите — а ребёнок уже делает.
Выберите для ребёнка такую спортивную секцию, в которой он будет находить выход для своей энергии и стремление к лидерству.
Найдите в своей душе и соответственно в душе ребёнка такие эмоции и чувства, как сопереживание, доброта, милосердие. Подумайте, какие добрые дела вы вместе могли бы делать, кого спасать, кому помогать, сочувствовать …
Если ваш ребёнок — свидетель или вынужден был стать участником травли – это ещё одна, наиболее массовая категория жертв буллинга. Это пассивные свидетели издевательств — немые, бессильные, запуганные наблюдатели. Так же, как и те, что присоединились к террору из боязни стать следующей жертвой.
Практика свидетельствует, что физическая агрессия не просто повторяется, но и нарастает — вплоть до угрозы жизни и здоровью. В этом случае следует одновременно сообщить и школьную администрацию, и полицию.
Бывают такие учителя, о которых вроде и ничего плохого не скажешь. У них выверенные жесты, хорошие манеры, а их возвышенные речи должны вдохновлять. Но попав на урок к такому «профессионалу», тебе невольно захочется бежать. Нет, этот учитель не сделает лично тебе ничего плохого, не вызовет к доске, возможно, даже не обратит на тебя внимания.
Но на его уроке тебе придётся стать свидетелем. Свидетелем тонкой игры учителя, его удовольствие от маленьких уколов, которые на твоих глазах превращаются в большую травму для его жертвы. Этот учитель будет давать урок садизма в прямом эфире, и особое наслаждение для него — спровоцировать весь класс смеяться над жертвой.
Для него важны не твои знания, а какие-то внешние мелочи — как ты одет, как сидишь, на кого смотришь … По завершении этой публичной расправы учитель триумфально осмотрит класс взглядом победителя, быстро даст какое-то самостоятельное задание и, удобно устроившись, сядет заедать очередную порцию выпитой крови шоколадкой.
Его трапеза будет напоминать своеобразную награду самому себе — совершён акт психологического насилия … Независимый наблюдатель вмешался бы или вышел, хлопнув дверью. Ты не сможешь пойти и сказать что-то тоже не сможешь — ты будешь бояться подать малейшие признаки жизни, чтобы тебя не заметили и так же не начали пытать …
Чувство вины и стыда за участие в пытках может сопровождать человека всю жизнь. Свидетелям и вынужденным участникам буллинга также нужна помощь психолога и поддержка родителей. Они могут «переварить» полученный отрицательный опыт, осмыслить меру своей ответственности, роль человека в закрытой системе, выработать стереотипы ответственного поведения на будущее.
Со всеми детьми, ставшими участниками процессов, связанных с буллингом, нужно много разговаривать, обсуждать аналогичные ситуации. Задача родителей в этом контексте — проконтролировать ситуацию.