Дети с аутизмом, от года до трёх лет
Игры на развитие для детей с РАС. От года и старше
Примерно год назад я писал большой цикл статей по расстройствам аутистического спектра, где мы подробно изучали суть проблемы, описывали различные аутистические синдромы и их особенности. Но мы мало говорили о практике, что сегодня мне и предстоит исправить.
В нашем сегодняшнем материале мы будем рассказывать об играх для детей с различными формами расстройств аутистического спектра. И начнём мы с возраста в один год – время, когда происходит активное психоцоиальное развитие детей.
Игры для детей – это путь к социуму и способ освоить основные правила игры под названием «Жизнь». И совсем не важно, здоров ли ребёнок, или страдает какими-то аутистическими проблемами – игра остаётся важным моментом развития ребёнка. Более того, игры помогают детям устанавливать социальные связи и интегрировать отношения с родителями.
Ниже я приведу список игр, которые мне удалось собрать со своих коллег-нейропсихологов и из сосбтвенной практике. Выбирайте нужный вам возраст, самую подходящую игру и начинаейте играть вместе с ребёнком.
Содержание статьи:
От года до трёх
- — Мешок фасоли
Первая игра – это «мешок фасоли», используется в практике сенсорной интеграции. Всё, что вам понадобится – это большой пластиковый контейнер, наполнитель в виде риса, фасоли, гречки или любого другого твердого и сыпучего материала, а также игрушка ребёнка. Суть проста – вы засыпаете игрушку «наполнителем» в контейнере и просите ребёнка достать её. Ощущения, которые при этом получает ребёнок помогают ему не только приобрести новый сенсорный опыт, но и действовать в условиях сенсорных помех.
Важно! Игра должна проводиться под постоянным контролем взрослого, поскольку дети с аутистическими синдромами часто тянут в рот всё, что смогут найти. Не нарушайте это правило безопасности.
- — Мыльные пузыри
Основная цель этого упражнения – научить ребёнка совместно с другими переживать эмоции (зародыш эмпатии) и выработать понятие очередности, поскольку большинство детей с РАС не понимают этого принципа и в цепочке «захотел»-«подождал»-«сделал» нет среднего элемента.
Если ребёнок не может по каким-то причинам выдувать пузыри сам, то пусть он помогает вам открывать баночку и окунать формочку в жидкость. Ваша задача – поддерживать очередность действий и работать с ребёнком в паре.
Также не забывайте, что у детей-аутистов есть большие трудности с выражением, пониманием и контролем эмоций. Поэтому первое, что необходимо освоить таким детям – это умение чувствовать состояние других. А лучший вариант сделать это – научиться переживать одинаковые состояния в безопасной обстановке, то есть вместе с матерью. Не бойтесь показывать ребёнку преувеличенную радость и восхищение при виде мыльных пузырей – это поможет вам выйти на одну волну с ребёнком.
- — Пальчиковое рисование
Прекрасная возможность познакомить ребёнка с цветами и текстурой, а также помочь выразить свои эмоции в краске. Лучше всего пальчиковыми красками занимать либо в ванной, либо на улице, либо на столе, с которого убрано всё. Как правило, дети очень активно включаются в это занятие и легко пачкаются в краске.
Иногда начать подобные занятия сложно, поскольку детей с аутизмом пугают непривычные сенсорные переживания, однако практиковать необходимо. Со временем и возрастом ребёнок привыкает к таким текстурам, которые раньше пугали его.
Это упражнение также взято из практики сенсорной интеграции. В нём дети расширяют свой спектр кинестетических ощущений и начинают спокойно относиться к прикосновениям, поскольку такие ощущения уже не вызывают неприятных чувств.
- — Стихи и песни
Ещё одна любовь детей с аутизмом – это цикличность и ритмичность, которая повсеместно встречается в песнях и стихах. И это стоит использовать для развития ребёнка: можно использовать короткие рифмованные строки, через которые дети учатся самостоятельно одеваться или кушать. В стихах должны содержаться инструкции («как?») и призыв к действию. Многие родители самостоятельно составляют библиотеки «стихов» для работы с детьми, но можно найти хорошие варианты в интернете.
А ещё – это отличный способ наградить ребёнка за желательный тип поведения. Когда ребёнок проявляет физическую активность, можно включать его любимую музыку или стихи в записи. Приятная стимуляция отвлекает от возможных неприятных переживаний.
Заключение
Итак, на сегодня мы завершаем нашу статью. Сегодня мы узнали, какие практические методы работы с детьми младшего возраста с синдромами аутизма существуют. Разумеется, не стоит пытаться наваливать на ребёнка все скопом – это трудно и бесполезно, вводите новые занятия и игры постепенно и не бойтесь ждать.
А в нашей следующей статье мы расскажем об играх с дошкольниками, разделим их на два типа и опишем практические стратегии ведения таких занятий. А пока – оставайтесь с нами и до новых встреч!
автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва
На нашем сайте https://Love-mother.ru Вы можете задавать свои вопросы психологу по интересующим Вас вопросам через комментарии под статьёй. Вам будет выслан ответ на, указанный вами, адрес электронной почты и опубликован в комментариях.
Оставайтесь с нами! Всегда рады Вас приветствовать на нашем сайте!!!