Детский нейропсихолог, часть 1

Снова о раннем развитии. Заметки детского нейропсихолога

Как ни крути, раннее развитие остаётся трендом среди семей уже более 5 лет. Что же понимается под ранним развитием – если говорить о нём как о научно-педагогической практике – до сих пор не совсем ясно. Да и в общем-то всё чаще раздаются голоса с вопросами о полезности таких мероприятий. Кто-то говорит об их бесполезности, а кто-то вообще ссылается на их опасность.

На днях я посетил конференцию нейропсихологов, где, к слову, обсуждался вопрос раннего развития. Мы провели не один час в обсуждении этой проблемы и в общем-то сошлись на некоторых тезисах.

В нескольких последующих статьях я бы хотел показать на опасности раннего развития и убедить родителей с большей критичностью относиться к развитию собственных детей и придерживаться при этом психофизиологических норм взросления и развития мозга ребёнка.

Содержание статьи:

  1. Творчество, развитие, подготовка к школе и почему не стоит рано читать?
  2. Подготовка к школе
  3. Развитие познания происходит не только за партой
  4. Заключение

Детский нейропсихолог, часть 1

Творчество, развитие, подготовка к школе и почему не стоит рано читать?

Первый вопрос, который мы подняли на нашей встрече – это отношение специалистов-возрастников и нейропсихологов к раннему развитию в принципе. Действительно, а как специалисты относятся к ситуации, когда ребёнка уже с 2.5 – 3 лет начинают учить читать, писать и даже считать.

И в общем-то мы сошлись на следующем – в большинстве своём нейропсихологи относятся к тенденции раннего развития очень и очень отрицательно. Одна из участниц нашего круглого стола провела весьма жёсткую, но правильную аналогию – хорошо или плохо, когда люди вступают в интимную близость в десять лет? Ведь вполне очевидно, что ни психологически, ни даже физиологически ребёнок не готов к таким сторонним «инвазиям». Тоже самое и с чрезмерно ранним развитием – тут всё весьма однозначно и ясно без каких-либо доказательств.

Существуют весьма чёткие нейрофизиологические нормы и законы развития мозга ребёнка. Мозг – это своеобразная батарейка, которая питает активность человека. И если в какой-то момент времени мы начинаем расходовать его энергоресурсы на раннее (читай – несвоевременное) развитие какого-то навыка или психической функции, то мы создаём «яму» там, для чего эта энергия предназначалась. Вы начинаете развивать речь, а у ребёнка ещё не сформирована мелкая моторика (в том числе и мышц гортани и полости рта). В итоге ресурсов на их развитие не хватает и через несколько лет вы ведёте ребёнка к логопеду, потому что он сильно коверкает речь.

Безусловно, если окружение ребёнка требует развития какой-то функции, да той же моторики, то она будет развиваться, только ресурсы для её развития будут браться из каких-либо непредназначенных для того источников.

Как я писал в статьях по этапности развития, период от двух лет до трёх – это период активного развития сенсорики, моторики и эмоциональной сферы ребёнка. Представьте, что в этот период ребёнку приходится осваивать абстрактные цифры, чтение и письмо – нагружается познавательная сфера. Все ресурсы уходят на неё и ребёнок…затормаживается в эмоциональном развитии.

И дело не только в растрате ресурсов, а в реальной опасности для ребёнка, у него попросту происходит срыв развития необходимых здесь и теперь сфер. Более того, такой перекос в развитии может ударить и по соматическому здоровью, не только по психосоматике. Крайне высок риск проявления эмоциональных и физиологических расстройств, иногда таких сильных, что ребёнка начинают лечить.

При этом такое «воровство» энергии у психических функций проявляется далеко не всегда сразу. Потом не стоит удивляться, что в семь лет у ребёнка появляется энурез совсем из «ниоткуда», вдруг как на дрожжах начинают расти «беспричинные» страхи. Гиперактивность, невнимательность и агрессия – частые следствия этого раннего «развития». Ну а про эмоциональную нестабильность в подростковом возрасте чего уж говорить. Результат, отложенный на 10-12 лет.

Подготовка к школе

Здесь вы зададите вполне логичный вопрос – но ведь надо же как-то заведомо подготавливать чадо к школе? Надо. Только стоит поставить уточняющий вопрос – а что значит готовить ребёнка к школе?

Формирование навыков придерживаться плана и распорядку дня – это предшкольная подготовка? В таком случае вполне себе можно начинать заниматься этим с 2-3 лет. Простой график: ребёнок привыкает к тому, что завтракает он в одно время, играет в другое, обедает в третье. И что в футбол он ходит играть в этой одежде, а в кино и в гости – в этой.

Если же вы понимаете под подготовкой к школе обучение формальным навыкам чтения, письма и счёта – разумеется заниматься этим стоит позднее. Идеальный возраст для этого – четыре года. А лучший – пять.

Развитие познания происходит не только за партой

Многие родители ошибочно полагают, что познавательная сфера, процессы и навыки начинают развиваться только тогда, когда ребёнок берёт в руки ручку и начинает писать буквы и цифры. На самом деле развитие познавательной сферы происходит в простом, но грамотном общении с ребёнком! Допустим, вы на прогулке спрашиваете ребёнка о чём-то.

Например, показываете на дерево, называете его спрашиваете что-то в духе «а какие у него листики?». Потом показываете на другое дерево и спрашиваете тоже самое. Затем начинаете что-то рассказывать и спрашивать ребёнка об общих чертах и разнице между деревьями. Так вы формируете навыки мышления, которые затем помогут легче вливаться в формальную учёбу. Это и есть правильное развитие навыков познания.

Как детский нейропсихолог я полностью убеждён в том, что это самая лучшая и правильная «подготовка к школе» для детей 2-3 лет.

Даже дома возможно проделывать такие упражнения. Накрываете вместе с ребёнком на стол? Спросите его о том, что вы сейчас будете ставить на стол, почему, например, супницы не стоят там утром. Способности к обсуждению, наблюдению, сравнению, запоминанию и анализу – вот что развивают такие «беседы». Проводя такие импровизации, вы в какой-то степени «вынуждаете» ребёнка наблюдать и думать, чтобы потом он с радостью подошёл и дал вам ответ на то, чего не понимал. Это так называемое социальное обучение, через реальную ситуацию, в живом диалоге.

Или, например, отец читает ребёнку перед сном сказку, или просто какие-то детские истории. Разве здесь не развиваются навыки познания? Активное слушание, запоминание и проявление эмоций! Это же просто кладезь для развития!

Но что мы чаще видим в реальной практике? Ребёнка превращают в собаку Павлова, как бы грубо это не звучало. Вы можете научить ребёнка считать и писать, но он не поймёт зачем это нужно, как это связано с его жизнью и тем более не поймёт структуру счёта и речи. Это простое натаскивание, но в обычном бытовом плане ребёнок остаётся дезадаптивен и беспомощен.

Существует закон развития: от наглядно-образного к абстрактно-логическому. Если в три годика вы учите ребёнка выписывать цифры и буквы, то вы просто переворачиваете этот закон с ног на голову. А ведь законы развития в психологии – это как законы Ньютона в физике, они должны соблюдаться в обязательном порядке, и они универсальны. Переступая эту грань, вы берёте на себя полную ответственность за те неблагополучные последствия, которые вы можете получить.

При этом речь идёт не о детях, которые самостоятельно в раннем (до 4) возрасте учатся читать. Но превращать это в какой-то норматив и мерить всех одним лекалом как минимум некорректно, а в общем – даже опасно.

Заключение

На сегодня мы закончим наше повествование о проблемах раннего развития. Надеюсь, этот материал поможет некоторым родителям по-новому взглянуть на ситуацию развития своего ребёнка. В общем – не стоит форсировать развитие детей, но необходимо создавать вокруг них богатую среду, когда дети, следуя возрастным нормам в режиме повседневной жизни будут формировать учебные навыки.

А в следующей статье я расскажу о том, необходимо ли художественное развитие детей, на что обращать внимание при развитии ребёнка и как определится с выбором школы. До новых встреч!

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

На нашем сайте https://Love-mother.ru Вы можете задавать свои вопросы психологу по интересующим Вас вопросам через комментарии под статьёй. Вам будет выслан ответ на, указанный вами, адрес электронной почты и опубликован в комментариях.

Оставайтесь с нами! Всегда рады Вас приветствовать на нашем сайте!!!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Оставьте свой комментарий:

Нажимая на кнопку "Отправить", я принимаю положения политики конфиденциальности и даю свое согласие на обработку персональных данных.